ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 2000 г. N Пр-6
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999
г., считающийся одобренным Советом Федерации и направленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон "О защите животных от жестокого обращения"
(далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Закон не имеет собственного предмета правового
регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем
норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями
71 и 72 Конституции Российской Федерации к ведению Российской
Федерации или совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, уже закреплена федеральными
законами "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", Гражданским кодексом Российской
Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях, Законом Российской
Федерации "О ветеринарии" и другими нормативными правовыми
актами.
Исходя из изложенного и в соответствии со статьями 71-73
Конституции Российской Федерации дополнительного правового
регулирования на федеральном уровне требуют только отдельные
вопросы, связанные с жестоким обращением с животными. Указанные
проблемы должны быть решены путем внесения соответствующих
изменений и дополнений в названные законы. Так, в Уголовном
кодексе Российской Федерации и Кодексе РСФСР об административных
правонарушениях следует более детально урегулировать
соответствующие составы правонарушений.
Пунктом 2 статьи 2 Закона на федеральные органы
исполнительной власти возлагаются конкретные полномочия, что
свидетельствует о присвоении законодателем полномочий
Правительства Российской Федерации и противоречит принципу
разделения властей, закрепленному в статьях 10, 11 и 110
Конституции Российской Федерации, а также статье 12 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Аналогичные замечания относятся к пункту 4 статьи 12 Закона.
Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет
международного договора Российской Федерации над федеральным
законом. Однако иерархия нормативных правовых актов в правовой
системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции
Российской Федерации. В связи с тем что эти отношения являются
предметом правового регулирования Конституции Российской
Федерации, они не могут быть урегулированы федеральным законом.
По вопросам, не относящимся к федеральной компетенции, в
соответствии со статьями 73 и частью 4 статьи 76 Конституции
Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют
собственное правовое регулирование в данной области.
Следовательно, статья 5 подлежит исключению из Закона.
Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и
общественные объединения в соответствии с законодательством
Российской Федерации вправе посещать места содержания и
использования животных. Указанное положение приводит к нарушению
конституционного права граждан на неприкосновенность жилища
(статья 25 Конституции Российской Федерации), а также прав
собственников иных мест содержания и использования животных
(зоопарков, цирков и так далее).
Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и
общественные объединения в соответствии с законодательством
Российской Федерации вправе обращаться в суд с исками об изъятии
животных в случаях жестокого обращения, однако на основании
статьи 241 Гражданского кодекса Российской Федерации при
нарушении правил гуманного обращения с животными
заинтересованные лица могут требовать через суд принудительного
выкупа животного с передачей им права собственности на животное.
Таким образом, при обращении в суд указанные граждане и
общественные объединения должны быть готовыми стать
собственниками этих животных.
В Законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в
соответствии со статьей 3 Закона его действие распространяется
на домашних и диких животных, за исключением беспозвоночных
животных, паразитирующих на других животных и человеке.
Регулятивное воздействие любого нормативного правового акта
возможно только на субъектов права, вступающих в общественные
отношения в той или иной области. Животные не являются ни
субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи
с чем на них не может распространяться действие Закона.
Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается
проведение боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона
предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, определяется перечень пород бойцовых
собак, выведенных для проведения собачьих боев.
Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с
обращением с сельскохозяйственными, пушными и иными
продуктивными животными. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона
требования к содержанию и использованию этих животных
устанавливаются в соответствии с законодательством Российской
Федерации, однако соответствующее законодательство Российской
Федерации не разработано.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.Путин
|