ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 2000 г. N Пр-20
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 3 декабря 1999
г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и
направленный Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования Федеральный закон "О кредитных потребительских
кооперативах граждан" (далее именуется - Федеральный закон) по
следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону кредитный потребительский
кооператив граждан (далее именуется - кооператив) фактически
выполняет функции небанковской кредитной организации.
В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности" деятельность по привлечению и размещению денежных
средств физических лиц должна осуществляться на основании
лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 6 статьи 15 Федерального закона прямо
устанавливается, что указанные виды деятельности кооперативов не
подлежат лицензированию Центральным банком Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона предусматривается, что
законодательство Российской Федерации о кредитных
потребительских кооперативах граждан состоит, в частности, из
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации. Однако Федеральным законом не определены случаи,
когда отношения в области деятельности кооперативов могут
регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона Правительству
Российской Федерации предоставляется право определять
федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий единые
требования к деятельности кооперативов. При этом в Федеральном
законе не содержатся нормы, определяющие как компетенцию
Правительства Российской Федерации, так и компетенцию
федеральных органов исполнительной власти по установлению
указанных требований, а также по управлению и контролю.
Федеральным законом предусматривается, что гражданин - член
кооператива может передавать ему денежные средства для их
использования в соответствии с целями кооператива. Эти денежные
средства (личные сбережения) передаются кооперативу по договору
на платной основе (пункт 2 статьи 6, пункты 3 и 4 статьи 15
Федерального закона) и не являются собственностью самого
кооператива (статья 14 Федерального закона). Таким образом,
фактически речь идет о договоре доверительного управления,
объектом которого являются денежные средства, при этом в
Федеральном законе нигде прямо не указывается, что данный
договор является договором доверительного управления.
Пунктом 2 статьи 1013 Гражданского кодекса Российской
Федерации устанавливается, что деньги не могут быть
самостоятельным объектом доверительного управления, за
исключением случаев, предусмотренных законом. Следовательно,
Федеральный закон не может рассматриваться в качестве
исключения, предусмотренного названной статьей Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1015 Гражданского
кодекса Российской Федерации доверительным управляющим может
быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая
организация, к которым потребительский кооператив не относится.
Федеральным законом также не установлено, на какой срок
заключается договор о передаче денежных средств. Вместе с тем
пунктом 2 статьи 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации
прямо предусмотрено, что договор доверительного управления
заключается на срок, не превышающий пяти лет, а на отдельные
виды имущества законом могут быть предусмотрены иные предельные
сроки. Следовательно, в данной части Федеральный закон не
соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом
Российской Федерации к таким договорам.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона устанавливается,
что фонд финансовой взаимопомощи, создаваемый кооперативом,
формируется за счет части собственных средств, а также за счет
средств, передаваемых по договору членами кооператива. Поскольку
средства, переданные по договору, не являются собственностью
кооператива, порядок их использования должен определяться
исключительно на основании договора между кооперативом и его
членом.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона определяются случаи
прекращения членства в кооперативе, в том числе исключение из
членов кооператива на основаниях и в порядке, которые
предусмотрены, в частности, уставом кооператива. При этом иные
основания прекращения членства согласно пункту 2 статьи 7
Федерального закона также могут предусматриваться уставом.
Во-первых, в данном пункте фактически дублируется положение
пункта 1. Во-вторых, допускается возможность закрепления в
уставе кооператива иных оснований для прекращения членства,
отличных от оснований, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, что является прямым нарушением прав членов
кооператива.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона устанавливается, что
в случае прекращения членства в кооперативе, сумма, которую
должен получить гражданин, выплачивается в сроки,
предусмотренные уставом кооператива. В случае если такой срок не
установлен, выплата производится не позднее чем через три месяца
со дня подачи заявления о выходе. Данная норма позволяет
устанавливать в уставе кооператива сколь угодно долгий срок
возвращения средств гражданину, прекратившему свое членство в
кооперативе. Кроме того, основанием для прекращения членства
может быть смерть члена кооператива или признание его умершим
(пункт 1 статьи 7 Федерального закона), однако по смыслу пункта
3 статьи 7 Федерального закона выплата денежной стоимости доли
гражданина должна производиться только после подачи заявления о
выходе, поскольку с этого момента отсчитывается 3-месячный срок.
В статье 12 Федерального закона не установлен срок
проведения реорганизации кооператива, в случае если число его
членов превышает две тысячи человек.
Необходимо также отметить, что в доработке нуждаются нормы
Федерального закона, касающиеся функционирования органов
управления кооператива. Так, в статье 19 не установлено, в каких
случаях общее собрание членов кооператива считается правомочным.
Федеральным законом не определены также вопросы, решения по
которым принимаются квалифицированным большинством голосов
(решение данного вопроса отнесено к сфере регулирования устава
кооператива).
Федеральный закон содержит также ряд иных существенных
недостатков, свидетельствующих о необходимости его доработки.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.Путин
|