ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 2000 г. N Пр-26
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999
г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и
направленный Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и
дорожной деятельности" (далее именуется - Закон) по следующим
основаниям.
Закон не имеет собственного предмета правового
регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем
норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации,
Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской
Федерации", Федеральным законом "О безопасности дорожного
движения", Кодексом законов о труде Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными
правовыми актами. Регулирование значительной части положений
Закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации
отнесено к компетенции Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации. Кроме того, ряд положений
Закона противоречит положениям Конституции Российской Федерации,
касающимся недопустимости вмешательства федеральных органов
государственной власти в компетенцию субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет
международного договора Российской Федерации над федеральным
законом. Однако указанная иерархия нормативных правовых актов в
правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15
Конституции Российской Федерации. В связи с тем что эти
отношения являются предметом правового регулирования Конституции
Российской Федерации, они не могут быть урегулированы
федеральным законом.
По вопросам, не относящимся к компетенции Российской
Федерации, субъекты Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации осуществляют собственное
правовое регулирование в сфере дорожной деятельности.
Следовательно, соответствующие положения статьей 6, 9, 17, 23 и
других статей Закона подлежат исключению.
Статьей 13 Закона предусматривается создание в качестве
федерального органа исполнительной власти федерального дорожного
органа. Многими статьями Закона (13-16, 18, 22 и другими)
предусматриваются конкретные полномочия федерального дорожного
органа, что свидетельствует о присвоении себе законодателем
полномочий Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации и противоречит принципу разделения властей,
закрепленному Конституцией Российской Федерации и Федеральным
конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Главой II Закона предусмотрено включение в систему
государственного управления автомобильными дорогами и дорожной
деятельностью органов местного самоуправления, а также
государственных учреждений федерального дорожного органа и
государственных унитарных предприятий. Данное положение
противоречит статье 11 Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой государственно-властные полномочия, в том
числе и государственное управление, в Российской Федерации
осуществляются исключительно органами государственной власти.
Применительно к органам местного самоуправления данное положение
противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации, которой
предусматривается, что органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти. В соответствии со
статьей 132 Конституции Российской Федерации допускается
возможность наделения законом органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями с одновременной
передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых средств.
Относительно включения организаций, не являющихся органами
государственной власти, в систему государственного управления
автомобильными дорогами и дорожной деятельностью, следует
отметить, что Конституцией Российской Федерации не допускается
возможность осуществления государственно-властных полномочий
юридическими лицами.
Пунктом 3 статьи 44 Закона на Правительство Российской
Федерации возлагается функция по установлению порядка
пользования автомобильными дорогами в военное время. Указанное
положение противоречит статье 87 Конституции Российской
Федерации, в соответствии с которой режим военного положения
определяется федеральным конституционным законом.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.Путин
|