ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 2000 г. N Пр-30
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 17 ноября 1999
г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и
направленный Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования Федеральный закон "О государственной поддержке
многодетных семей" (далее именуется - Федеральный закон) по
следующим основаниям.
Федеральный закон не имеет собственного предмета правового
регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем
норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных
объединениях" и другими законами. Кроме того, ряд положений
Федерального закона противоречит требованиям Конституции
Российской Федерации о недопустимости вмешательства федеральных
органов государственной власти в компетенцию субъектов
Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1 устанавливается приоритет международного
договора Российской Федерации над Федеральным законом. Однако
указанная иерархия нормативных правовых актов в правовой системе
Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции
Российской Федерации, в связи с чем эти отношения не могут быть
урегулированы федеральным законом. Аналогичное замечание
касается также пункта 2 статьи 3 Федерального закона,
наделяющего органы местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями с передачей материальных и
финансовых средств. Данные вопросы закреплены частью 2 статьи
132 Конституции Российской Федерации и также не могут быть
предметом регулирования Федерального закона.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 2 Федерального закона
установлена норма, исключающая из сферы действия Федерального
закона многодетные семьи иностранных граждан и лиц без
гражданства и тем самым ограничивающая их права в данной сфере
общественных отношений. В соответствии с частью 3 статьи 62
Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме
случаев, установленных федеральными законами или международным
договором Российской Федерации. Ограничение прав и свобод
допустимо только в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации).
По вопросам, не относящимся к компетенции федеральных
органов исполнительной власти, субъекты Российской Федерации в
соответствии со статьями 71-73 и 76 Конституции Российской
Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, в том
числе в сфере финансирования. Следовательно, соответствующие
положения статьи 3 Федерального закона подлежат исключению.
Представляется неправомерным положение статьи 4
Федерального закона о включении в общий трудовой стаж одного из
родителей деятельности по уходу за детьми и их воспитанию в
многодетных семьях, поскольку забота о детях, их воспитание в
соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации и
Семейным кодексом Российской Федерации являются родительскими
правами и обязанностями и реализуются вне рамок трудовой
деятельности.
Статья 6 Федерального закона подлежит исключению, поскольку
вопросы создания и деятельности общественных объединений, в том
числе многодетных семей, в полном объеме урегулированы
Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Кроме того, пунктом 2 этой статьи устанавливается
положение, предусматривающее вмешательство общественных
объединений многодетных семей в деятельность органов
государственной власти, что противоречит статье 17 названного
Федерального закона, в соответствии с которой не допускается
вмешательство органов государственной власти и их должностных
лиц в деятельность общественных объединений, равно как и
вмешательство общественных объединений в деятельность органов
государственной власти и их должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусматривается,
что должностные лица органов местного самоуправления несут
ответственность за выполнение ими полномочий, предусмотренных
Федеральным законом, в той мере, в какой указанные полномочия
обеспечены материальными и финансовыми ресурсами. Однако данная
норма установлена пунктом 2 статьи 49 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и не может быть предметом регулирования Федерального
закона.
Кроме того, реализация положений Федерального закона
потребует значительных дополнительных расходов из федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, однако
указанные средства не предусмотрены в Федеральном законе "О
федеральном бюджете на 2000 год".
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.Путин
|