ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2002 года
Дело N 74-Г02-42
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Зелепукина А.Н.
рассмотрела в судебном заседании 27 декабря 2002 г.
гражданское дело по кассационной жалобе Терентьева М.Р. на решение
Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2002 г. по
заявлению Терентьева М.Р. об отмене постановлений Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
29 сентября 2002 г. на территории всех районов (улусов)
Республики был проведен местный референдум по вопросам местного
самоуправления.
17 октября 2002 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) были приняты постановления "О назначении
выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления" и "О назначении выборов глав муниципальных
образований в Республике Саха (Якутия)", в соответствии с которыми
были назначены выборы в органы местного самоуправления в районах
(улусах) Республики на 29 декабря 2002 г.
Терентьев М.Р. обратился в суд с заявлением об отмене данных
постановлений как ущемляющих его избирательные права, права его
представителя (депутата), права Государственного Собрания. В
обоснование своих требований он сослался на то, что в нарушение п.
1 ст. 58 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" в постановлении не указан численный
состав представительных органов местного самоуправления, в
нарушение п. 2 ст. 8 названного Федерального закона Устав
муниципального образования "Хангаласский улус" принят не
представительным органом местного самоуправления, а на местном
референдуме. Кроме того, по решению Хангаласского суда выборы
депутатов представительных органов местного самоуправления на
территории Хангаласского улуса были назначены на 22 декабря
2002 г.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) в судебном заседании заявление Терентьева М.Р. не
признал и пояснил, что численный состав представительных органов
местного самоуправления определяется в Уставе муниципальных
образований, в связи с этим постановление принято в пределах
компетенции законодательного органа Республики Саха (Якутия) и с
соблюдением норм федеральных и республиканских законов. Права
Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Терентьева принятием
постановлений не ущемлены.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики
Саха (Якутия) заявление не признал и пояснил, что на территории
Хангаласского улуса по инициативе граждан 29 сентября 2002 г. был
проведен референдум, по результатам которого большинство населения
выразило мнение о введении местного самоуправления на территории
района (улуса). Проект Устава муниципального образования был
разработан инициативной группой, опубликован в средствах
информации и вынесен на обсуждение жителей района, Терентьев имел
возможность участвовать в разработке и принятии Устава. Права
Терентьева не ущемлены.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября
2002 г. Терентьеву М.Р. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Терентьева М.Р. ставится вопрос об
отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Отказывая Терентьеву М.Р. в удовлетворении заявления, суд
правильно указал в решении, что часть 1 статьи 58 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", регулирующая порядок проведения выборов
представительных органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, в том числе и определение численного
состава представительных органов местного самоуправления
законодательным органом субъекта Российской Федерации, имела
ограниченную сферу действия во времени. Статья 58 Закона находится
в главе VIII "Заключительные и переходные положения", которые
подлежали применению в течение 16 месяцев со дня вступления Закона
в силу. Названная глава создала временную правовую базу для
проведения выборов в органы местного самоуправления в тех
субъектах Российской Федерации, где отсутствуют законодательные
акты, регулирующие порядок проведения выборов в органы местного
самоуправления.
В Республике Саха (Якутия) приняты Законы "О местном
самоуправлении" и "О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)", в которых
установлено, что численный состав представительных органов
местного самоуправления определяется Уставом муниципального
образования. При этом в п. 1.1 Закона "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Республике Саха
(Якутия)" внесены дополнения о том, что представительные органы
местного самоуправления улусов (районов) и городов Республики
первого созыва формируются из депутатов, избираемых в зависимости
от численности населения. Судом было установлено, что 29 сентября
2002 г. Устав муниципального образования "Хангаласский улус", в
котором определено количество депутатов представительного органа,
был вынесен на обсуждение населения района (улуса) и принят.
С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно не согласился
с доводами заявителя о том, что постановление Государственного
Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) противоречит требованиям федерального
законодательства.
Доводы заявителя в части нарушения его прав внести в Устав
муниципального образования должность главы муниципального
образования и в целом по принятию Устава в нарушение закона
правильно признаны несостоятельными.
При этом суд правильно исходил из того, что из ходатайства
инициативной группы по проведению местного референдума,
постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Саха
(Якутия) от 30 июля 2002 г., от 8 октября 2002 г. следует, что на
территории Хангаласского района (улуса) 29 сентября 2002 г. был
проведен местный референдум по вопросам об образовании
муниципального образования на уровне улуса (района) и обсужден
Устав муниципального образования. Устав муниципального образования
в соответствии с положениями ст. ст. 12, 13 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" может быть вынесен на
обсуждение населения определенной территории на референдум. По
результатам голосования определено, что 75% жителей согласны с
введением местного самоуправления на уровне улуса и согласны с
Уставом муниципального образования "Хангаласский улус", в котором
предусмотрена должность главы муниципального образования. В
соответствии со ст. 73 ч. 1 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" решение, принятое на референдуме,
является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Терентьев как житель Хангаласского улуса, обладающий активным
избирательным правом, имел право участвовать в разработке и
принятии Устава, участвовать в референдуме и выразить собственное
мнение на этот счет, имеет право участвовать в выборах главы
муниципального образования и депутатов представительных органов
местного самоуправления по месту жительства.
Доводы заявителя в обоснование своих требований на вступившие
в законную силу решения Хангаласского улуса, как правильно указал
суд, не являются основанием для отмены оспариваемых постановлений,
так как в соответствии с этими решениями были назначены выборы в
представительные органы в поселках и иных административно -
территориальных единицах района, т.е. касаются иного
территориального уровня. Региональное законодательство допускает
возможность осуществления местного самоуправления на уровне и
поселков, и района.
С утверждением Терентьева М.Р. в кассационной жалобе о том,
что были проведены на территории районов (улусов) Республики не
референдумы, а опросы общественного мнения, согласиться нельзя,
поскольку оно опровергается постановлениями ЦИК Республики Саха
(Якутия) от 30 июля 2002 г. и от 8 октября 2002 г. о назначении
референдумов и о результатах местных референдумов, в том числе и
на территории Хангаласского района (улуса).
Ссылка в кассационной жалобе на то, что нарушены права граждан
на участие в разработке и принятии Уставов муниципальных
образований, в том числе Устава Хангаласского района (улуса),
несостоятельна по основаниям, указанным в решении суда.
Доказательств того, что постановления ЦИК Республики Саха
(Якутия) о назначении местных референдумов на территории районов
(улусов) Республики в установленном законом порядке признаны
недействительными, суду Терентьевым М.Р. не представлено, как не
представлено доказательств признания недействительными результатов
референдумов и положений Уставов муниципальных образований.
С учетом указанных обстоятельств не могут повлечь отмены
решения суда и другие доводы кассационной жалобы.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда, исходит также
из того, что заявитель проживает на территории Хангаласского
улуса, поэтому оспариваемые им постановления, касающиеся других
районов (улусов) Республики, не затрагивают его прав.
Нарушения судом норм материального права, в том числе и тех,
на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не
допущено.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября
2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Терентьева
М.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П.КНЫШЕВ
Судьи
А.В.ХАРЛАНОВ
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
|