ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2002 года
Дело N 58Г02-43
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 27 декабря 2002 г.
кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение
Хабаровского краевого суда от 30 октября 2002 г. по заявлению
прокурора края о признании нормативных правовых актов
Правительства Хабаровского края частично противоречащими
федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., Судебная коллегия
установила:
изданным 8 июля 2002 г. Правительством Хабаровского края
постановлением (N 12-пр) "О мерах по дальнейшему развитию коренных
малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае"
утверждены (одобрены) "Основные направления развития коренных
малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, на
2002 - 2005 годы" (п. 2) и на ответственные органы возложены
обязанности по их выполнению (п. п. 3 - 4).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании 2, 3, 4 пунктов данного постановления, а также "Основных
направлений развития коренных малочисленных народов Севера,
проживающих в Хабаровском крае, на 2002 - 2005 годы"
недействующими ввиду их несоответствия федеральному и краевому
законодательству и принятия Правительством края с превышением
своей компетенции.
Решением Хабаровского краевого суда от 30 октября 2002 г.
заявление удовлетворено, оспариваемые пункты 2 - 4 постановления и
"Основные направления развития коренных малочисленных народов
Севера, проживающих в Хабаровском крае, на 2002 - 2005 гг."
признаны недействующими и не влекущими правовых последствий со дня
их издания.
Оспаривая законность решения по мотивам невыполнения
требований ст. 197 ГПК РСФСР, Правительство Хабаровского края
просит о его отмене и вынесении новых решений об отказе прокурору
в заявленных требованиях.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее
удовлетворения не находит.
Вывод суда о принятии Правительством Хабаровского края
оспариваемых прокурором положений постановления "О мерах по
дальнейшему развитию коренных малочисленных народов Севера,
проживающих в Хабаровском крае" и "Основных направлений..." с
превышением своих полномочий является правомерным, основанным на
правильном применении ст. 10 Конституции Российской Федерации,
пункта "г" части 2 ст. 5 и пункта "б" части 2 ст. 21 Федерального
закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями), ст. 30.3 Устава
Хабаровского края; ст. 16 Закона края от 27.11.2001 "О
Правительстве Хабаровского края" и т.д., согласно которым
программы социально-экономического развития субъекта Российской
Федерации и перспективное бюджетное планирование утверждаются его
органами законодательной власти путем издания соответствующих на
этот счет законов; в компетенции же исполнительного органа власти,
в том числе Правительства Хабаровского края, находится лишь
подготовка проектов программ социально-экономического развития
края с последующим их представлением в законодательный
(представительный) орган субъекта Российской Федерации и
обеспечение исполнения утвержденного органом представительной
(законодательной) власти краевого бюджета.
Исходя из текста и содержания положений нормативных правовых
актов, о законности которых возник настоящий спор, как само
постановление Правительства, так и "Основные направления..."
характеризуются всеми элементами целевой краевой программы:
наименование, характеризующее ее направленность; содержание
решаемых проблем; конкретные цели и ожидаемые результаты; сроки
реализации, в том числе поэтапно; объем затрат на реализацию
Программы в целом и поквартально; объемы и виды финансирования из
средств государственного бюджета в целом и по отдельным
направлениям; другие источники финансирования, исполнители
программы и т.д., что обоснованно учтено судом при обсуждении
вопроса о правомерности заявленного прокурором требования.
Доводы кассационной жалобы, что в постановлении Правительства
края от 8 июля 2002 г. и утвержденных им "Основных
направлениях..." отсутствуют существенные условия целевой
программы, опровергаются самим текстом нормативных правовых актов,
содержащих все элементы целевой краевой программы.
Эти и другие доводы Правительства края судом тщательно
проверялись, обсуждались и обоснованно признаны не
соответствующими требованиям закона.
Таким образом, Правительство Хабаровского края, принимая с
превышением полномочий оспариваемые прокурором законодательные
акты, допустило нарушение конституционного принципа разделения
властей (ст. 10), что в силу пунктов 2 и 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации явилось основанием для признания судом их
противоречащими федеральному законодательству и недействующими со
дня издания.
Решение суда является законным, отвечающим требованиям норм
материального и процессуального права; нарушений ст. 197 ГПК
РСФСР, на которую имеется ссылка в кассационной жалобе, не
допущено, а потому оснований для отмены решения по ее доводам не
имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п.
1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 30 октября 2002 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства
Хабаровского края - без удовлетворения.
|