СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2002 г. N 79
О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПО РАЗРЕШЕНИЮ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ,
СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА СУДЕЙ
В целях формирования объективного общественного мнения о
судебных органах и адекватного реагирования на случаи
необъективного освещения деятельности судов и судей в средствах
массовой информации, Совет судей Российской Федерации, обсудив
проект Рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций между
судебными органами и средствами массовой информации, связанных с
защитой чести и достоинства судей
постановляет:
1. Одобрить Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций
между судебными органами и средствами массовой информации,
связанных с защитой чести и достоинства судей.
2. Предложить советам судей субъектов Российской Федерации
довести настоящие Рекомендации до сведения членов судейского
сообщества и рекомендовать руководствоваться ими для разрешения
конфликтных ситуаций со средствами массовой информации.
Председатель
Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
РЕКОМЕНДАЦИИ
СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ
СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ,
СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА СУДЕЙ
Реализация принципа независимости судей, закрепленного в ст.
120 Конституции Российской Федерации, предполагает обеспечение
носителей судебной власти эффективными правовыми механизмами
защиты их чести и достоинства. При этом принципиально важным
является понимание того, что на современном этапе такое правило
должно распространяться и на отношения судов со средствами
массовой информации.
Постановка данного вопроса связана, в первую очередь, с особой
ролью средств массовой информации в формировании общественного
мнения о деятельности судов, судей и органов судейского
сообщества. Кроме того, проведенный анализ показывает резкий рост
количества публикаций, содержащих необоснованные претензии к
деятельности судов, а также представляющих собой завуалированные
попытки вмешательства в осуществление правосудия, вовлечения судей
в конфликтные ситуации в целях оказания давления и принятия
незаконных или необоснованных решений.
В результате имеют место грубые нарушения прав судей,
заключающиеся в распространение сведений об их деятельности, не
соответствующих действительности, а также порочащих их честь,
достоинство и деловую репутацию.
Особенность ситуации заключается и в том, что в настоящее
время отношения судов со средствами массовой информации в
законодательном отношении четко не урегулированы, что оставляет
возможность для различного толкования их прав и обязанностей по
отношению друг к другу. Существенным является и то обстоятельство,
что государство, провозгласившее принцип независимости судей, не
предпринимает действий для его практической реализации в подобного
рода конфликтных ситуациях, фактически оставляя федерального судью
один на один с недобросовестными представителями средств массовой
информации.
Следует признать, что судейским сообществом не выработан
порядок реагирования на критические выступления средств массовой
информации, в которых приводятся имевшие место негативные факты
деятельности судов и судей.
В этих условиях Совет судей Российской Федерации полагает
необходимым сформулировать основные принципы и формы правового
разрешения конфликтных ситуаций между судебными органами и
средствами массовой информации, касающихся прежде всего защиты
чести, достоинства и деловой репутации судей.
1. Общие принципы регулирования конфликтов
со средствами массовой информации
Необходимость реагирования. Судейское сообщество исходит из
того, что объективное освещение деятельности судов и судей
соответствует не только законным интересам судейской корпорации,
но и является важной социальной функцией, обязанностью средств
массовой информации, формирующих общественное мнение. В частности,
в соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации "О средствах
массовой информации" журналист обязан проверять достоверность
сообщаемой им информации, а также при осуществлении
профессиональной деятельности уважать права, законные интересы,
честь и достоинство граждан и организаций.
В силу этого представляется необходимым реагировать на все
случаи необъективного освещения деятельности судов и судей.
Адекватность реагирования. Решение о выборе способа защиты
нарушенного права судьи в названных случаях необходимо принимать с
учетом всех обстоятельств инцидента, а также его эффективности и
целесообразности в каждом конкретном случае. Очевидно, что
используемые методы реагирования должны быть адекватными характеру
распространенных сведений и использоваться в комплексе.
При этом следует учитывать, что в целом ряде случаев
распространение средствами массовой информации недостоверных
сведений о деятельности судей и судов обусловлено не только
личными пристрастиями или интересами журналистов, но и их
недостаточной правовой грамотностью.
Персонификация реагирования. Решение о характере реагирования
на негативные выступления средств массовой информации в каждом
случае принимается судьей самостоятельно, на основе тех законных
прав, которыми он обладает как гражданин. Однако в силу этических
и нравственных норм, особого статуса носителя судебной власти
личное обращение судьи в правоохранительные органы или в средства
массовой информации по вопросам защиты его чести и достоинства
целесообразно в тех случаях, когда иные способы реагирования
исчерпаны или не представляются возможными.
В этой связи необходимо шире и активнее использовать
возможности пресс - служб судов и органов Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации, органов судейского
сообщества регионов, практиковать выпуск от их имени
соответствующих заявлений, комментариев и разъяснений для прессы и
общественности.
2. Основные формы регулирования конфликтов
1. Использование положений законодательства о средствах
массовой информации.
А) В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О средствах массовой
информации" гражданин или организация вправе потребовать от
редакции опровержения несоответствующих действительности и
порочащих их честь и достоинство сведений, которые были
распространены в средствах массовой информации. Если редакция
средства массовой информации не располагает доказательствами того,
что распространенные им сведения соответствуют действительности,
она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
Если гражданин или организация представили текст опровержения, то
распространению подлежит данный текст.
Б) В соответствии со ст. 46 Закона РФ "О средствах массовой
информации" гражданин или организация, в отношении которых в
средстве массовой информации распространены сведения, не
соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные
интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в
том же средстве массовой информации.
В) Обращение в Большое Жюри Союза журналистов России. Большое
Жюри Союза журналистов России является корпоративным институтом
гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации
нравственно - этического характера, возникающие в журналистском
сообществе в связи с исполнением журналистами своих
профессиональных обязанностей. Большое Жюри рассматривает
конфликтные ситуации как по заявлению журналистов, так и по
инициативе иных физических и юридических лиц, заинтересованных в
нравственно - этической оценке профессиональной деятельности
конкретного журналиста или редакции. По итогам рассмотрения
конфликтной ситуации по существу Большое Жюри принимает решение,
которое публикуется в печати.
2. Обращение к судебным приставам.
Действующим законодательством предусмотрено наказание за
вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в
целях воспрепятствования осуществлению правосудия. К подобным
действиям в ряде случаев можно отнести комментарии средств
массовой информации о ходе судебных процессов до вынесения
приговора (решения).
В соответствии со ст. 40 Уголовно - процессуального кодекса
Российской Федерации к органам дознания отнесен ряд должностных
лиц службы судебных приставов, уполномоченных к проведению
дознания по уголовным делам о преступлениях, в том числе,
предусмотренных частью первой ст. 294 Уголовного кодекса
Российской Федерации ("Воспрепятствование осуществлению правосудия
и производству предварительного расследования") и ст. 297
(неуважение к суду).
3. Обращение в суд.
Действующим законодательством предусматривается обращение в
суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст.
152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе потребовать
по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую
репутацию сведений, если распространивший такие сведения не
докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения,
порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина,
распространены в средствах массовой информации, они должны быть
опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в
отношении которого распространены подобные сведения, вправе наряду
с их опровержением требовать возмещения убытков и морального
вреда, причиненных их распространением.
4. Обращение в органы прокуратуры.
В случаях распространения (в том числе в средствах массовой
информации) заведомо ложных сведений, порочащих честь и
достоинство гражданина или подрывающих его репутацию, за таковым
остается право обратиться с заявлением в органы прокуратуры в
порядке ч. 2 ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации
(клевета), либо ч. 1 ст. 298 УК РФ (клевета в отношении судьи,
присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего
дознание, судебного пристава, судебного исполнителя).
|