ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2002 года N 143пв-02
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя - Лебедева В.М.,
членов Президиума - Радченко В.И.,
Сергеевой Н.Ю.,
Верина В.П.,
Смакова P.M.,
Кузнецова В.В.,
Каримова М.А.,
Попова Г.Н.,
Свиридова Ю.А.,
Меркушова А.Е.,
Вячеславова В.К.,
с участием заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации - Кехлерова С.Г.
рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйкова В.М.
гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о
признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3
статьи 23 Устава Сахалинской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Гуцола Ю.А., объяснения представителя Сахалинской областной Думы
адвоката Костанова Ю.А. (доверенность в деле), заключение
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова
С.Г., полагавшего протест отклонить, Президиум Верховного Суда
Российской Федерации
установил:
прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3
статьи 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 г. в части
принятия двумя третями голосов от установленного числа депутатов
постановления Сахалинской областной Думой о самороспуске.
Решением Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г.
пункт 3 статьи 23 Устава Сахалинской области в части установления
принятия постановления о самороспуске Сахалинской областной Думы
признан противоречащим пункту 3 статьи 7 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции
Федеральных законов от 29 июля 2000 года N 106-ФЗ и 8 февраля 2001
года N 3-ФЗ), недействующим и не подлежащим применению со дня
вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, рассмотрев дело по кассационным жалобам
Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области,
определением от 26 октября 2001 года решение Сахалинского
областного суда от 6 сентября 2001 года оставила без изменения, а
кассационные жалобы - без удовлетворения.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда РФ
поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений
и вынесении по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум
находит протест обоснованным.
По мнению суда, приведенное положение пункта 3 статьи 23
Устава Сахалинской области противоречит пункту 3 статьи 7
Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, согласно
которому "постановления законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации
принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов,
если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом".
Суд пришел к выводу, что кворум для принятия постановления о
самороспуске областной Думой установлен произвольно, поскольку
пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ конкретно определено необходимое количество голосов
депутатов от числа избранных для принятия постановления, в том
числе и о самороспуске, законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
составляющее большинство голосов от числа избранных депутатов, а
не установленного числа депутатов, как это указано в оспариваемой
норме Устава области.
С доводами о противоречии оспариваемого пункта Устава
Сахалинской области федеральному законодательству и произвольном
определении кворума для принятия постановления о самороспуске
областной Думы нельзя согласиться.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ закреплен
ряд общих принципов деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, среди которых: в) верховенство
Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей
территории Российской Федерации; е) разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
принадлежащим им полномочий.
Общие принципы, то есть основные начала организации системы
органов государственной власти, не должны включать детальное
регулирование вопросов формирования и деятельности органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня
полномочий органов государственной власти субъекта Российской
Федерации и специально предусматривает, что законом субъекта
Российской Федерации согласно подпункту "н" пункта 2 статьи 5
Федерального закона N 184-ФЗ "регулируются иные вопросы,
относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта
Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской
Федерации".
Приведенное положение соотносится с пунктом 7 статьи 4
Федерального закона N 184-ФЗ, в соответствии с которым
"законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы
организационного, правового, информационного, материально -
технического и финансового обеспечения своей деятельности".
Определяя в пункте 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ
общую норму, касающуюся установления количества голосов депутатов
для принятия постановлений законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
федеральный законодатель в полном соответствии с приведенными
конституционными принципами предусмотрел иную (исключительную)
возможность принятия постановлений законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Эта иная возможность реализована в подпункте "а" п. 1 ст. 9
Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому полномочия
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в
случае "принятия указанным органом решения о самороспуске, при
этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном
конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации".
Из анализа приведенных положений вытекает вывод о том, что
Федеральным законом N 184-ФЗ законодательному (представительному)
органу государственной власти субъекта Российской Федерации
предоставлена возможность самостоятельно устанавливать порядок
принятия решения о самороспуске.
При этом несомненно, что процедура принятия постановления о
самороспуске охватывается понятием "порядок принятия решения о
самороспуске", о котором упоминается в подпункте "а" п. 1 ст. 9
Федерального закона N 184-ФЗ, то есть указанное понятие в
отношении коллегиального органа, которым является законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта РФ,
включает в себя и указание на число голосов депутатов, которое
должно быть подано за это решение (кворум для принятия решения). К
такому выводу приводит анализ решений Конституционного Суда РФ по
толкованию положений Конституции РФ, связанных, например, с
порядком принятия федеральных и федеральных конституционных
законов или с порядком внесения поправок в Конституцию РФ (см.
Постановления Конституционного Суда РФ от 23.03.95 N 1-П и от
12.04.95 N 2-П).
В рассматриваемом случае принятие постановления о самороспуске
является составной и неразрывной частью порядка принятия такого
решения, его завершающей стадией.
Используя предоставленное федеральным законом право,
Сахалинская областная Дума определила исключительный порядок
принятия постановления о самороспуске законодательного
(представительного) органа государственной власти Сахалинской
области, заключающийся в том, что такое постановление принимается
не большинством голосов от числа избранных депутатов, а двумя
третями голосов от установленного числа депутатов.
Принятие решения о самороспуске областной Думы
квалифицированным большинством голосов является гарантией
взвешенности такого решения, принимаемого коллегиально, а также
одним из факторов, обеспечивающих стабильность функционирования
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, что полностью отвечает интересам
населения субъекта РФ с точки зрения сохранения устойчивости
законодательной ветви власти. Вывод суда о том, что областной
Думой произвольно установлен кворум для принятия решения о
самороспуске, является ошибочным.
При указанном положении следует признать, что судебные
инстанции допустили неправильное применение норм материального
права, что в соответствии с п. 1 ст. 330 ГПК РСФСР является
основанием к отмене судебных постановлений в надзорном порядке.
При этом по делу следует вынести новое решение об отказе прокурору
в удовлетворении заявленного требования. Руководствуясь п. 5 ст.
329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
отменить решение Сахалинского областного суда от 6 сентября
2001 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2001 г. Вынести
по делу новое решение об отказе прокурору Сахалинской области в
удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному
законодательству пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от
9 июля 2001 г. в части, предусматривающей принятие постановления о
самороспуске Сахалинской областной Думы двумя третями голосов от
установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
|