Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 25.12.2002 N 3519-III ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 222764-3 "О ТРАНСПОРТНО ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  от 25 декабря 2002 г. N 3519-III ГД
   
                О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 222764-3
             "О ТРАНСПОРТНО - ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении   проект   Федерального   закона
   N 222764-3   "О   транспортно   -   экспедиционной  деятельности",
   внесенный Правительством Российской Федерации.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Верховный Суд Российской Федерации,  Высший
   Арбитражный Суд Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются   в   Комитет  Государственной  Думы  по  энергетике,
   транспорту и связи в  течение  месяца  после  принятия  настоящего
   Постановления.
       3. Комитету Государственной Думы по энергетике,  транспорту  и
   связи  доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
   поправок и внести его  на  рассмотрение  Государственной  Думы  во
   втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
                                                           N 222764-3
   
                                              Вносится Правительством
                                                 Российской Федерации
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
              О ТРАНСПОРТНО - ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
   
       Настоящий Федеральный  закон определяет общий порядок оказания
   транспортно  -  экспедиционных   услуг,   права,   обязанности   и
   ответственность  сторон  при выполнении или организации выполнения
   услуг, связанных с перевозкой груза.
       Правила, устанавливаемые    настоящим   Федеральным   законом,
   применяются   также   к   отношениям    между    перевозчиком    и
   грузоотправителем    (грузополучателем)    по    поводу   оказания
   экспедиционных услуг,  если в силу договора  перевозки  перевозчик
   принимает на себя обязательство по предоставлению грузоотправителю
   (грузополучателю) и этих услуг.
       Положения настоящего  Федерального  закона не распространяются
   на деятельность в области почтовой связи.
   
       Статья 2. Основные понятия
   
       Для целей   настоящего   Федерального   закона    используются
   следующие основные понятия:
       "транспортно - экспедиционная деятельность" - деятельность  по
   выполнению   или  организации  выполнения  определенных  договором
   транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза;
       "экспедиционные услуги"   -  услуги,  связанные  с  перевозкой
   груза;
       "экспедитор" -   сторона   договора  транспортной  экспедиции,
   принявшая  на  себя   обязанности   выполнить   или   организовать
   выполнение определенных этим договором экспедиционных услуг;
       "клиент" -   сторона   договора    транспортной    экспедиции,
   поручившая выполнить или организовать выполнение определенных этим
   договором экспедиционных услуг и  принявшая  на  себя  обязанность
   оплатить эти услуги.
       Применяемые в    настоящем    Федеральном    законе    понятия
   "перевозчик",  "грузоотправитель", "грузополучатель" употребляются
   в том значении,  в каком  они  определены  в  Гражданском  кодексе
   Российской  Федерации,  а  также в транспортных уставах и кодексах
   соответствующего вида транспорта.
   
       Статья 3.  Правовое регулирование транспортно - экспедиционной
   деятельности
   
       Правовое регулирование     транспортно     -    экспедиционной
   деятельности  осуществляется   Гражданским   кодексом   Российской
   Федерации,  настоящим  Федеральным  законом,  другими федеральными
   законами,  актами Президента Российской Федерации и  Правительства
   Российской   Федерации,   иными   нормативными   правовыми  актами
   Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
       Если международным  договором  Российской  Федерации в области
   транспортно  -  экспедиционной   деятельности   установлены   иные
   правила,  чем  те,  которые  предусмотрены  настоящим  Федеральным
   законом, то применяются правила международного договора Российской
   Федерации.
   
       Статья 4. Генеральные условия экспедиционной деятельности
   
       1. Генеральные    условия    экспедиционной   деятельности   -
   нормативный правовой акт,  определяющий перечень и  характеристики
   основных экспедиционных услуг и экспедиционных документов, условия
   и  особенности  выполнения  операций,  предусмотренных   договором
   транспортной экспедиции,  порядок выдачи экспедиторских поручений,
   а также другие условия оказания экспедиционных услуг.
       2. При  отсутствии в договоре транспортной экспедиции указаний
   на   порядок,   условия   и   особенности   оказания    конкретных
   экспедиционных  услуг  применяются  положения  генеральных условий
   экспедиционной деятельности.
       3. Генеральные     условия     экспедиционной     деятельности
   утверждаются в порядке,  устанавливаемом Правительством Российской
   Федерации.
   
       Статья 5. Цели настоящего Федерального закона
   
       Целями настоящего   Федерального   закона   являются  создание
   условий для обеспечения предоставления качественных экспедиционных
   услуг,  установление  единообразных  требований  к  экспедиторам и
   клиентам  при   выполнении   договора   транспортной   экспедиции,
   определение прав, обязанностей и ответственности грузовладельцев и
   экспедиторов   в   процессе   экспедирования   груза,    повышение
   экономической эффективности перевозки груза.
   
       Статья 6. Особенности договора транспортной экспедиции
   
       1. По    договору   транспортной   экспедиции   одна   сторона
   (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой  стороны
   (клиента)   выполнить  или  организовать  выполнение  определенных
   договором транспортной экспедиции услуг,  связанных  с  перевозкой
   груза.
       2. Договором транспортной экспедиции может быть  предусмотрена
   обязанность экспедитора осуществить перевозку груза своими силами.
       Отношения по  поводу  осуществления  перевозки  груза   силами
   экспедитора  или  на  основании  договоров перевозки,  заключаемых
   экспедитором  в  интересах   клиента,   регулируются   гражданским
   законодательством Российской Федерации,  в том числе транспортными
   уставами и кодексами.
       3. В  качестве экспедиторов могут выступать юридические лица и
   индивидуальные предприниматели.
       4. В случаях, когда условиями договора транспортной экспедиции
   предусмотрено,  что экспедитор должен заключать от  имени  клиента
   договоры  с  третьими  лицами,  а также выполнять от имени клиента
   другие обязанности,  связанные с исполнением договора транспортной
   экспедиции,  клиент  должен  выдать  экспедитору доверенность.  По
   исполнении договора транспортной экспедиции  или  при  прекращении
   договора  транспортной  экспедиции  до  его  исполнения экспедитор
   обязан  без  промедления  возвратить  клиенту  доверенность,  срок
   действия которой не истек.
       5. По   договору   транспортной    экспедиции,    заключенному
   экспедитором  с  третьим  лицом  от  своего  имени,  у экспедитора
   возникают права и обязанности,  даже  если  клиент  был  назван  в
   договоре.
       По договору транспортной экспедиции,  заключенному  с  третьим
   лицом   от   имени   клиента,   права   и   обязанности  возникают
   непосредственно у клиента.
       6. Если  из  договора транспортной экспедиции не следует,  что
   экспедитор должен исполнить  свои  обязанности  лично,  экспедитор
   вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
       Возложение исполнения   обязанностей   на   третье   лицо   не
   освобождает  экспедитора  от  ответственности  перед  клиентом  за
   исполнение договора.
       7. Любая  из  сторон  вправе отказаться от исполнения договора
   транспортной экспедиции,  предупредив об  этом  другую  сторону  в
   срок,  определенный  в  договоре,  а  если  договор  не  позволяет
   определить этот срок, то в разумный срок.
       При одностороннем   отказе  от  исполнения  договора  сторона,
   заявившая об отказе,  обязана возместить  другой  стороне  убытки,
   вызванные расторжением договора.
       8. Договором транспортной экспедиции могут быть  предусмотрены
   выполнение   или   организация  выполнения  экспедиционных  услуг,
   связанных  с  систематическими  перевозками   грузов.   При   этом
   предоставление   экспедиционных   услуг,  связанных  с  перевозкой
   конкретной партии груза,  может осуществляться на основании выдачи
   экспедитору  клиентом  отдельных поручений.  В этом случае условия
   предоставления  экспедиционных  услуг,  согласованные  в  договоре
   транспортной     экспедиции,     распространяются    на    условия
   предоставления экспедиционных услуг по отдельному поручению,  если
   иное не предусмотрено договором.
   
           Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА
   
       Статья 7. Права экспедитора и клиента
   
       1. Экспедитор  вправе отступать от указаний клиента,  если это
   необходимо  в  интересах  клиента  и   по   обстоятельствам   дела
   экспедитор  не мог предварительно запросить клиента о его согласии
   на такое отступление либо не получил в разумный срок ответ на свой
   запрос.
       Если указания клиента неточны,  неполны или недостоверны  либо
   не  соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по
   обстоятельствам  дела  не  имел  возможности   уточнить   указания
   клиента,  экспедитор вправе на риск клиента действовать, исходя из
   интересов клиента.
       2. Если  в  договоре  транспортной экспедиции не предусмотрено
   иное,  экспедитор вправе выбирать или заменять  вид  транспорта  и
   маршрут перевозки,  избирать или изменять порядок перевозки груза,
   а также порядок выполнения экспедиционных услуг.
       3. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении
   груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, произведенных
   им   в   интересах  клиента,  или  до  предоставления  надлежащего
   обеспечения исполнения клиентом своих обязательств в части  уплаты
   вознаграждения  и  возмещения  указанных  расходов,  если  иное не
   предусмотрено договором транспортной экспедиции.
       4. Экспедитор  вправе  не приступать к исполнению обязанностей
   по договору транспортной экспедиции до получения от  клиента  всех
   необходимых  документов и другой информации о свойствах груза,  об
   условиях его перевозки,  а также иной информации,  необходимой для
   исполнения  экспедитором  обязанности,  предусмотренной  договором
   транспортной экспедиции.
       5. Клиент имеет право:
       выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
       требовать у  экспедитора  предоставления информации о движении
   груза;
       давать указания экспедитору.
   
       Статья 8. Обязанности экспедитора
   
       1. Экспедитор  обязан  осуществлять  экспедиционные  услуги  в
   соответствии с  договором  транспортной  экспедиции  и  указаниями
   клиента, согласованными с экспедитором.
       2. При   необходимости   отступления   от   указаний   клиента
   экспедитор  обязан предварительно запросить клиента о его согласии
   на такое отступление.
       В случае,   если   отсутствует   возможность  предварительного
   запроса либо если ответ на такой запрос не получен экспедитором  в
   разумный  срок,  экспедитор  обязан уведомить клиента о допущенных
   отступлениях, как только уведомление станет возможным.
       3. Экспедитор,  оказывающий  услуги  клиенту исключительно для
   личных,  семейных,  домашних  или  иных  нужд,  не   связанных   с
   осуществлением  предпринимательской  деятельности клиента,  обязан
   предоставить по его требованию информацию, предусмотренную Законом
   Российской Федерации "О защите прав потребителей".
       4. При  приеме  груза   экспедитор   обязан   выдать   клиенту
   экспедиционный  документ.  Экспедитор  также  обязан  предоставить
   клиенту оригиналы договоров транспортной  экспедиции,  заключенных
   экспедитором   от   имени   клиента   на   основании  выданной  им
   доверенности.
       5. Экспедитор не обязан проверять достоверность представленных
   клиентом документов и другой  информации  о  свойствах  груза,  об
   условиях его перевозки,  а также иной информации,  необходимой для
   исполнения  экспедитором  обязанности,  предусмотренной  договором
   транспортной  экспедиции.  В случае неполной информации экспедитор
   обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
       6. Экспедитор  не  имеет  права  заключить  от  имени  клиента
   договор  страхования  груза,  если  это  прямо  не   предусмотрено
   договором транспортной экспедиции.
   
       Статья 9. Обязанности клиента
   
       1. Клиент  обязан своевременно представить экспедитору полную,
   точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его
   перевозки,    иную    информацию,   необходимую   для   исполнения
   экспедитором обязанностей,  предусмотренных договором транспортной
   экспедиции,  а  также  касающиеся  груза документы,  требуемые для
   осуществления    таможенного,    санитарного    и    иных    видов
   государственного контроля и надзора.
       2. Клиент  обязан   в   порядке,   предусмотренном   договором
   транспортной   экспедиции,   уплатить   причитающееся  экспедитору
   вознаграждение,   а   также   возместить    расходы,    понесенные
   экспедитором  в  интересах  клиента  в  целях  исполнения договора
   транспортной экспедиции.
       Если в  договоре транспортной экспедиции размер вознаграждения
   экспедитора не указан и он  не  может  быть  определен  исходя  из
   условий  договора,  вознаграждение  определяется  в соответствии с
   ценой,  которая в сравнимых обстоятельствах обычно устанавливается
   за аналогичные услуги в том месте,  в котором груз подлежал выдаче
   лицу,  указанному в договоре,  в день добровольного удовлетворения
   такого  требования  или  в день вынесения судебного решения,  если
   требование добровольно удовлетворено не было.
       3. Договором  транспортной экспедиции могут быть предусмотрены
       Для целей   настоящего   Федерального   закона  под  расчетной
   единицей  понимается  единица  специального  права  заимствования,
   определенная  Международным  валютным  фондом.  Стоимость  рубля в
   единицах   специального   права   заимствования   исчисляется    в
   соответствии   с   методом   определения   стоимости,  применяемым
   Международным валютным фондом на соответствующую  дату  для  своих
   операций  и сделок.  В соответствии со стоимостью рубля в единицах
   специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на
   дату   вынесения   решения   в  судебном  порядке  либо  на  дату,
   установленную соглашением сторон.
   
       Статья 11.  Основания  и  размер  ответственности  экспедитора
   перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
   
       1. Экспедитор   несет   ответственность   в   виде  возмещения
   реального ущерба за  утрату,  недостачу  или  повреждение  (порчу)
   груза  после  принятия  его  экспедитором  и до выдачи получателю,
   указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному
   им лицу,  если не докажет,  что утрата,  недостача или повреждение
   (порча)  груза   произошли   вследствие   обстоятельств,   которые
   экспедитор  не  мог  предотвратить и устранение которых от него не
   зависело, в следующих размерах:
       1) за   утрату   или  недостачу  груза,  принятого  в  ведение
   экспедитора  с  объявлением  ценности,  -  в  размере  объявленной
   ценности   или   части   объявленной   ценности,  пропорциональной
   недостающей части груза;
       2) за   утрату   или  недостачу  груза,  принятого  в  ведение
   экспедитора без объявления ценности,  - в  размере  действительной
   стоимости груза или недостающей его части;
       3) за  повреждение  (порчу)   груза,   принятого   в   ведение
   экспедитора  с  объявлением  ценности,  -  в  размере,  на который
   понизилась   объявленная    ценность,    а    при    невозможности
   восстановления   поврежденного   груза  -  в  размере  объявленной
   ценности;
       4) за   повреждение   (порчу)   груза,   принятого  в  ведение
   экспедитора без объявления  ценности,  -  в  размере,  на  который
   понизилась  стоимость  груза,  а  при невозможности восстановления
   поврежденного груза - в размере действительной стоимости груза.
       2. При  оказании экспедиционных услуг,  связанных с перевозкой
   экспортно  -  импортных  и  транзитных   грузов,   ответственность
   экспедитора  за  утрату,  недостачу или повреждение (порчу) груза,
   предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи,  не может превышать  2
   расчетных   единиц   за   1  килограмм  общего  веса  утраченного,
   недостающего или поврежденного (испорченного)  груза,  если  более
   высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.
       3. При возмещении установленного ущерба,  вызванного  утратой,
   недостачей или повреждением (порчей) груза,  экспедитор возвращает
   клиенту ранее уплаченное вознаграждение,  если  оно  не  входит  в
   стоимость    груза,    в   размере,   пропорциональном   стоимости
   утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
       4. Наряду   с  возмещением  реального  ущерба  и  возвращением
   клиенту уплаченного  им  экспедитору  вознаграждения  в  размерах,
   установленных  пунктами 1 и 3 настоящей статьи,  экспедитор обязан
   возместить клиенту упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей
   или   повреждением   (порчей)   груза,   произошедшими   по   вине
   экспедитора.
       5. При  оказании экспедиционных услуг,  связанных с перевозкой
   экспортно  -  импортных  и  транзитных  грузов,  упущенная  выгода
   возмещается  в  полном  объеме,  но  не  более предельного размера
   ответственности,  установленного пунктом 3  статьи  10  настоящего
   Федерального  закона,  за  вычетом  сумм,  уплаченных в возмещение
   реального ущерба (пункт 1 настоящей статьи), а также возвращенного
   клиенту   уплаченного   им  экспедитору  вознаграждения  (пункт  3
   настоящей статьи).
       6. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены,
   указанной в счете продавца,  а  при  ее  отсутствии  -  исходя  из
   средней цены на аналогичный товар,  существовавшей в том месте,  в
   котором груз подлежал выдаче в день  добровольного  удовлетворения
   такого  требования  или  в день вынесения судебного решения,  если
   требование добровольно удовлетворено не было.
       7. Груз  считается утраченным,  если он не был выдан в течение
   тридцати дней по истечении срока доставки, оговоренного в договоре
   транспортной экспедиции,  или  если  такой  срок в договоре не был
   оговорен,  в течение разумного срока,  необходимого  для  доставки
   груза,  исчисляемого  со  дня  принятия  экспедитором груза в свое
   ведение.  Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю,
   указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному
   им лицу по причине неуплаты вознаграждения экспедитору, утраченным
   не  считается,  если  экспедитор  своевременно  уведомил клиента о
   выполнении экспедиционных услуг.
   
       Статья 12.  Уведомление об утрате,  недостаче или  повреждении
   (порче) груза
   
       1. Если  до или во время выдачи груза получатель,  указанный в
   договоре транспортной экспедиции,  или уполномоченное им  лицо  не
   уведомили экспедитора в письменной форме об утрате,  недостаче или
   повреждении (порче) груза и не указали  общий  характер  недостачи
   или повреждения (порчи), считается, если не доказано иное, что они
   получили груз неповрежденным.
       2. В  случае,  если утрата,  недостача или повреждение (порча)
   груза не могли быть установлены при обычном способе приема  груза,
   такое  уведомление  экспедитору  может  быть  сделано  в течение 6
   календарных дней после приема груза.  Датой уведомления  считается
   дата получения экспедитором такого уведомления.
   
       Статья 13.  Основания  и размер ответственности экспедитора за
   нарушение срока выполнения договора транспортной экспедиции
   
       1. Если   иное   не   предусмотрено   договором   транспортной
   экспедиции,  экспедитор  возмещает  убытки,  причиненные   клиенту
   нарушением   срока  выполнения  договора,  если  не  докажет,  что
   нарушение срока произошло вследствие  непреодолимой  силы  или  по
   вине клиента.
       2. За  нарушение  установленного  срока  выполнения   договора
   транспортной  экспедиции,  если клиентом является физическое лицо,
   использующее  услуги   транспортного   экспедитора   для   личных,
   семейных,  домашних  и  иных  нужд,  не связанных с осуществлением
   предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за
   каждый день или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку
   в размере  трех  процентов,  но  не  более  суммы  вознаграждения,
   причитающегося экспедитору,  а также возмещает убытки, причиненные
   клиенту нарушением срока выполнения договора, если не докажет, что
   нарушение  сроков  произошло  вследствие непреодолимой силы или по
   вине клиента.
   
       Статья 14.  Основания и размер ответственности  клиента  перед
   экспедитором
   
       Клиент несет   ответственность    за    убытки,    причиненные
   экспедитору  в  связи  с  нарушением обязанности по предоставлению
   информации,  указанной в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального
   закона.
       В случае,  если будет доказана необоснованность отказа клиента
   от оплаты расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента за
   свой счет в целях  выполнения  договора  транспортной  экспедиции,
   клиент  уплачивает  экспедитору  помимо указанных расходов штраф в
   размере двадцати пяти процентов этой суммы.
   
       Статья 15.  Соглашение  об  изменении  размера ответственности
   экспедитора
   
       В договоре транспортной  экспедиции  может  быть  предусмотрен
   более  высокий  размер  ответственности экспедитора по сравнению с
   пределами,  установленными  настоящим  Федеральным   законом   или
   международными договорами Российской Федерации.
       Соглашение об   устранении    имущественной    ответственности
   экспедитора  или  уменьшении ее размеров,  установленных настоящим
   Федеральным законом, ничтожно.
   
                       Глава 4. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ
   
       Статья 16. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору
   
       1. До предъявления экспедитору иска,  вытекающего из  договора
   транспортной   экспедиции,  обязательно  предъявление  экспедитору
   претензии, кроме предъявления иска при оказании услуг транспортной
   экспедиции   для  личных,  семейных,  домашних  и  иных  нужд,  не
   связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
       2. Право  на  предъявление  экспедитору претензии и иска имеет
   клиент или уполномоченное им  на  предъявление  претензии  и  иска
   лицо,   получатель   груза,   указанный  в  договоре  транспортной
   экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
       3. Претензия предъявляется в письменной форме.  К претензии об
   утрате,  недостаче  или  повреждении  (порче)  груза  должны  быть
   приложены  оригиналы  или заверенные в установленном порядке копии
   документов,   подтверждающие   факт   нарушения   права,   включая
   документы,  подтверждающие  количество  и  стоимость отправленного
   груза.
       4. Претензии  к  экспедитору  могут быть предъявлены в течение
   пяти месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
   Указанный срок исчисляется в отношении:
       возмещения за утрату, повреждение (порчу) либо недостачу груза
   - со дня, следующего за днем, когда груз должен был быть выдан;
       нарушения срока исполнения договора транспортной экспедиции  -
   со дня,  следующего за последним днем действия договора, если иное
   не оговорено сторонами;
       нарушения иных    обязанностей,    вытекающих    из   договора
   транспортной экспедиции,  - со дня, когда лица, указанные в пункте
   2  настоящей статьи,  узнали или должны были узнать о нарушении их
   субъективного права или иного  охраняемого  настоящим  Федеральным
   законом интереса.
       5. Экспедитор  обязан  рассмотреть   претензию   и   письменно
   уведомить  заявителя  об удовлетворении или отклонении претензии в
   течение 30 дней со дня ее получения.
       6. Экспедитор  вправе  принять  для  рассмотрения претензию по
   истечении установленного настоящей  статьей  срока,  если  причина
   пропуска   срока   предъявления   претензии   будет   признана  им
   уважительной.
   
       Статья 17. Исковая давность
   
       1. Для  требований,  вытекающих   из   договора   транспортной
   экспедиции, устанавливается срок исковой давности - один год.
       Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на иск.
       2. Право  на  предъявление  иска  возникает  со  дня получения
   ответа об отказе в удовлетворении претензии или со следующего  дня
   после истечения срока, установленного для дачи ответа.
   
                   Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 18. Рассмотрение споров
   
       Споры, связанные с осуществлением транспортно - экспедиционной
   деятельности,  разрешаются судом, арбитражным судом или третейским
   судом в соответствии с их компетенцией.
   
       Статья 19.   Применение   настоящего   Федерального  закона  к
   обязательственным отношениям
   
       Настоящий Федеральный закон  применяется  к  обязательственным
   отношениям, возникшим после вступления его в силу.
       По обязательственным отношениям,  возникшим  до  вступления  в
   силу  настоящего Федерального закона,  его положения применяются к
   тем правам и обязанностям,  которые возникнут после  вступления  в
   силу настоящего Федерального закона.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРАНСПОРТНО -
                      ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
   
       1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
       Проект Федерального закона  "О  транспортно  -  экспедиционной
   деятельности"  подготовлен  на  основании  и  в развитие положений
   пункта  3  статьи  801  (глава   41   "Транспортная   экспедиция")
   Гражданского   кодекса  Российской  Федерации,  согласно  которому
   условия выполнения договора транспортной  экспедиции  определяются
   соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно
   -  экспедиционной  деятельности,  другими   законами   или   иными
   правовыми актами.
       Подготовка настоящего законопроекта  обусловлена  также  рядом
   факторов,  связанных  с интеграцией мирового транспортного рынка в
   целом  и  необходимостью  установления  правил  работы  российских
   экспедиторов  при  организации  перевозки грузов как по территории
   Российской Федерации, так и в международном сообщении.
       2. Цели принятия законопроекта
       Целями настоящего   проекта   Федерального   закона   являются
   создание  условий  для  обеспечения  предоставления   качественных
   услуг,  связанных  с перевозкой груза,  установление единообразных
   требований к  экспедиторам  и  клиентам  при  выполнении  договора
   транспортной   экспедиции,   определение   прав,   обязанностей  и
   ответственности  грузовладельцев   и   экспедиторов   в   процессе
   экспедирования   груза,   повышение   экономической  эффективности
   перевозок грузов.
       Для осуществления этих целей законопроект предусматривает:
       определение правовых    рамок    деятельности     транспортных
   экспедиторов  в сочетании с законодательством Российской Федерации
   в области транспорта и соответствующими  международными  правовыми
   стандартами;
       обеспечение защиты  интересов  транспортных   экспедиторов   -
   предпринимателей  и  пользователей  транспортно  -  экспедиционных
   услуг;
       упорядочение взаимоотношений      между      транспортно     -
   экспедиторскими  организациями,  перевозчиками   различных   видов
   транспорта и потребителями транспортно - экспедиционных услуг;
       нормативное закрепление  основных   определений   и   терминов
   транспортно    -    экспедиционной   деятельности   ("экспедитор",
   "экспедиционные услуги" и других);
       содействие развитию рынка транспортно - экспедиционных услуг в
   России и создание  условий  для  конкурентоспособности  российских
   транспортных  экспедиторов  как  в Российской Федерации,  так и за
   рубежом.
       3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
       Глава 1  "Общие  положения"  определяет сферу действия Закона,
   его цели, вводит необходимый понятийный аппарат. Статьей 6 проекта
   регламентируются    некоторые    вопросы   договора   транспортной
   экспедиции.
       Глава 2  проекта  устанавливает  права  и  обязанности  сторон
   договора транспортной экспедиции.  Исходя из характера транспортно
   - экспедиционных услуг экспедитор должен обладать правом удержания
   груза до уплаты вознаграждения и возмещения расходов.
       Несмотря на то, что в числе услуг, предоставляемых по договору
   транспортной экспедиции,  определенных  статьей  801  Гражданского
   кодекса Российской Федерации, услуги по страхованию груза прямо не
   упомянуты,  экспедиторы  предоставляют  такую  услугу,  если   это
   предусмотрено  договором  транспортной  экспедиции.  Это положение
   закреплено в пункте 6 статьи 8 настоящего законопроекта.
       Пункт 2   статьи  9  содержит  основные  положения  о  порядке
   установления вознаграждения экспедиторов.  В  условиях  рынка  это
   должна  быть  договорная  цена.  Особо подчеркивается,  что помимо
   вознаграждения клиент обязан возместить экспедитору не только  все
   обычно   произведенные   за   счет   клиента  расходы,  но  и  все
   дополнительные  расходы  и  сборы,  понесенные  экспедитором   при
   наступлении    непредвиденных    обстоятельств.    Сроки   платежа
   определяются  договором.  В  данной  главе,  а  также  в  главе  3
   "Ответственность     экспедитора     и     клиента"    применяется
   дифференцированный подход  к  клиенту соответственно физическому и
   юридическому лицу.  Права и ответственность клиента -  потребителя
   экспедиционных  услуг  (т.е.  лица,  использующего  экспедиционные
   услуги для личных  (бытовых)  нужд,  не  связанных  с  извлечением
   прибыли)   устанавливаются   в  соответствии  с  законодательством
   Российской Федерации о защите прав потребителей.
       В главе 3 проекта закрепляются принципы ответственности сторон
   за неисполнение  или ненадлежащее исполнение договора транспортной
   экспедиции,  включая утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза,
   нарушение   сроков   выполнения  договора  экспедитором,  а  также
   несоблюдение  клиентом  обязанности   по   уплате   вознаграждения
   экспедитору.  Предполагается,  что  если  сторонами  не достигнуто
   соглашение об ином,  применяются санкции,  установленные в  данной
   главе.
       Положения об ответственности построены таким образом,  чтобы в
   равной  степени  защитить  интересы  и  экспедитора и его клиента.
   Положения об ограниченной ответственности экспедитора при оказании
   экспедиционных услуг, связанных с перевозкой экспортно - импортных
   и  транзитных  грузов,   основаны   на   единообразных   правилах,
   разработанных    ФИАТА    (Международная    федерация   ассоциаций
   транспортных экспедиторов) и широко применяемых во многих странах.
   В  соответствии с рекомендациями ФИАТА определены и количественные
   пределы   этой   ответственности.   Установление   ограничительных
   пределов   ответственности   международных  экспедиторов  является
   настоятельной потребностью  для  сохранения  конкурентоспособности
   российских  предпринимателей на рынке международных экспедиционных
   услуг.  Это связано с необходимостью для экспедитора,  работающего
   на  международном  рынке,  страховать  свою  ответственность.  При
   отсутствии ограничителей  сумма  страхового  взноса,  уплачиваемая
   экспедитором,  существенно  выше,  что  в  свою  очередь  влияет в
   сторону увеличения на стоимость услуги и,  следовательно,  снижает
   шансы  российского экспедитора перед иностранным.  Законодательное
   установление пределов ответственности не противоречит  российскому
   законодательству.  В  частности,  статья  400 Гражданского кодекса
   Российской   Федерации   допускает,   что   по   отдельным   видам
   обязательств  и по обязательствам,  связанным с определенным родом
   деятельности,  законом  может  быть  ограничено  право  на  полное
   возмещение  убытков.  Что  касается  ответственности  экспедитора,
   работающего   внутри   страны,   то   ограничение   пределов   его
   ответственности  не  устанавливается.  Причиненный  его действиями
   ущерб  подлежит  возмещению  в  полном  объеме  в  соответствии  с
   требованиями главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       Глава 4 "Претензии и иски" определяет обязанность предъявления
   экспедитору претензии до предъявления к нему иска,  вытекающего из
   договора транспортной экспедиции,  а также круг лиц, имеющих право
   на предъявление претензии.  В проекте устанавливается сокращенный,
   по отношению к  сроку  предъявления  претензии  перевозчику,  срок
   предъявления претензии к экспедитору - 5 месяцев. Также установлен
   сокращенный срок исковой давности в  1  год.  Указанные  положения
   проекта   являются   особенностью   регулирования   экспедиционной
   деятельности.  Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым
   режимом рассмотрения споров  перевозчиков  со  своими  партнерами,
   экспедиционная  деятельность требует создания аналогичных правовых
   механизмов  защиты  законных   прав   и   интересов   экспедитора.
   Парадоксальной  будет  ситуация,  когда  клиент может обратиться к
   экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение  трех
   лет,  а  экспедитор  будет  лишен  права  обратиться с регрессными
   требованиями  к   перевозчику   (если   тот   являлся   виновником
   ненадлежащего  исполнения обязательств экспедитора перед клиентом)
   уже по истечении одного года,  так как именно такой  срок  исковой
   давности   транспортные   уставы  и  кодексы  предусматривают  для
   обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная
   выше   ситуация   может   способствовать   повышению   вероятности
   наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как
   следствие,  увеличению  расходов  на  страхование  ответственности
   экспедитора   перед   клиентом,   обусловленному   соответствующим
   увеличением  размеров  страховых премий.  Все это в конечном итоге
   приведет  к  увеличению  стоимости  услуг  по  доставке  грузов  и
   снижению   конкурентоспособности   экспедиторов   по  сравнению  с
   перевозчиками.  В связи  с  этим  целесообразно  сохранить  данный
   институт в правоприменительной практике на транспорте.
       Также следует отметить,  что подавляющее большинство обращений
   с претензиями удается разрешить в досудебном  порядке.  Отсутствие
   возможности  рассмотреть  спор  между  экспедитором  и  клиентом в
   упрощенном и относительно быстром претензионном порядке приведет к
   тому,  что  многомесячные  судебные  процедуры  рассмотрения  этих
   споров лишат экспедитора права обратиться с  иском  к  перевозчику
   ввиду все того же сокращения срока исковой давности.
       С принятием   Федерального    закона    "О    транспортно    -
   экспедиционной   деятельности"   должны   быть   решены  следующие
   проблемы,   не   урегулированные   законодательством    Российской
   Федерации:
       1) установление ограниченной ответственности  экспедитора  при
   оказании  услуг,  связанных  с  перевозкой экспортно - импортных и
   транзитных грузов (пункт 3 статьи 10,  пункты  2  и  5  статьи  11
   законопроекта);
       2) установление претензионного  порядка  рассмотрения  споров,
   вытекающих  из  договора  транспортного  экспедирования (статья 16
   законопроекта);
       3) установление   сокращенного   срока  исковой  давности  для
   заявления  требований,   вытекающих   из   договора   транспортной
   экспедиции (пункт 1 статьи 17 законопроекта).
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz