ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2002 года
Дело N 56-Впр02-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Зелепукина А.Н.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 24 декабря 2002 г.
гражданское дело по иску муниципального комитета Фрунзенского
района г. Владивостока и некоммерческого партнерства "Коллегия
молодых юристов г. Владивостока" к Думе г. Владивостока и
администрации г. Владивостока о признании незаконным решения Думы
г. Владивостока N 67 от 25.12.2001 "О районах города Владивостока"
по протесту заместителя Генерального прокурора РФ на решение
Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 марта 2002 г.,
определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского
краевого суда от 15 мая 2002 г., постановление президиума
Приморского краевого суда от 2 августа 2002 г.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителей некоммерческого партнерства "Коллегия молодых
юристов г. Владивостока" - Колесникова Э.А., муниципального
комитета Фрунзенского района г. Владивостока - Липавского В.Б.,
администрации г. Владивостока - Кокорина В.В. и Сорочинского А.Б.,
Думы г. Владивостока - Турова Г.А., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., поддержавшей доводы
протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
РФ
установила:
муниципальный комитет Фрунзенского района г. Владивостока и
некоммерческое партнерство "Коллегия молодых юристов г.
Владивостока" обратились в суд с заявлениями о признании
противоречащим действующему законодательству решения Думы г.
Владивостока от 25 декабря 2001 г. N 67 "О районах г.
Владивостока", которым были упразднены внутригородские
муниципальные образования: Ленинский район, Первомайский район,
Первореченский район, Советский район, Фрунзенский район города
Владивостока, указанные районы объявлены административно-
территориальными единицами г. Владивостока, администрация г.
Владивостока обязана подготовить необходимые документы по
ликвидации ранее созданных органов местного самоуправления.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 марта
2002 г., оставленным без изменений определением судебной коллегии
по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 мая 2002 г.,
заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением президиума Приморского краевого суда от 2
августа 2002 г. судебные постановления оставлены без изменений,
протест прокурора края - без удовлетворения.
В протесте заместителя Генерального прокурора РФ ставится
вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения
об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит
оснований к его удовлетворению.
Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации местное
самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических и иных местных
традиций. Структура органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", п. 3 ст. 7 Закона Приморского края "О местном
самоуправлении в Приморском крае" вопросы об образовании,
объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских
муниципальных образований, установлении или изменении их
территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей
территории представительным органом местного самоуправления города
самостоятельно в соответствии с уставом города.
Согласно результатам местного референдума, проведенного
19.12.99 по вопросу о принятии Устава единого города Владивостока
без внутригородских муниципальных образований, в голосовании
приняло участие население всех внутригородских муниципальных
образований города Владивостока (Ленинского, Первомайского,
Первореченского, Советского, Фрунзенского районов).
Так, в голосовании приняли участие 53,21% избирателей,
проживающих в Ленинском районе, "за" проголосовали 51% жителей
данного муниципального образования; по Фрунзенскому району -
соответственно 61,33% и 53,93%; по Первомайскому району - 50,98% и
52,45%; по Первореченскому району - 55,19% и 53,84%; по Советскому
району - 53,80% и 55,73%.
Результаты проведенного референдума утверждены решением
Владивостокской территориальной избирательной комиссии от 22.12.99
N 49 "О результатах проведения местного референдума 12 декабря
1999 г.".
Данное решение избирательной комиссии решением Приморского
краевого суда от 3 февраля 2000 г., оставленным без изменения
определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 11 апреля 2000 г., признано соответствующим
федеральному закону.
В статье 8 Устава г. Владивостока перечислены муниципальные
органы, представляющие систему городского самоуправления, к
которым относятся: глава муниципального образования - глава
администрации города, городская Дума, образующие администрацию
города органы и должностные лица, городская муниципальная
избирательная комиссия.
Согласно ст. 58 устава районы города Владивостока, являясь его
административно-территориальными единицами, образуются с учетом
исторических, географических, градостроительных особенностей,
численности населения, социально-экономических характеристик и
возможности решения местных вопросов в интересах районов.
Взаимоотношения между органами местного самоуправления города
Владивостока и его районами строятся на основе нормативных актов,
принимаемых Думой города Владивостока.
Решение вопроса об упразднении внутригородских муниципальных
образований принимается в соответствии с уставом города, которым
наличие внутригородских муниципальных образований не
предусмотрено.
Доводы протеста о том, что результаты референдума по принятию
устава города не могут свидетельствовать о выражении населением
города своего мнения по вопросу упразднения муниципальных
образований, такой референдум должен проводиться в каждом из
районов города Владивостока, нельзя признать обоснованными, и
служить основанием к отмене судебных постановлений не могут.
Как указывалось выше, большинство населения города - 53,19% от
принявших участие в референдуме по предполагаемой редакции Устава
г. Владивостока, в котором не предусматривается образование иных
муниципальных органов, кроме как городских, - выразило свое мнение
по вопросу организации системы городского самоуправления.
Поскольку в референдуме 19 декабря 1999 г. принимали участие
жители всех районов г. Владивостока, в том числе и Фрунзенского
района, проведения таких референдумов отдельно в каждом районе не
требовалось.
Судебные инстанции правильно пришли к выводу, что то
обстоятельство, что на момент проведения референдума районы
являлись муниципальными образованиями, а во Фрунзенском районе
даже были созданы органы местного самоуправления, с учетом
положений п. 3 ст. 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 п. 3 Закона
Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" не
являлось препятствием для принятия Думой г. Владивостока
оспариваемого решения.
Более того, пунктом 2 решения Думы администрации города
предписано подготовить необходимые документы по ликвидации ранее
созданных органов местного самоуправления. Оспариваемое решение
само по себе не нарушает прав ранее созданных органов местного
самоуправления, поскольку без принятия дополнительных нормативных
актов решение Думы не ликвидирует администрации районов.
При таких данных судебные инстанции правильно пришли к выводу,
что оспариваемое заявителями решение Думы города Владивостока от
25 декабря 2001 г. N 67 "О районах города Владивостока" принято в
соответствии с компетенцией этого представительного органа с
учетом мнения населения города и требованиями законодательства,
регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь п. 1 ст. 329, ст. 330 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 марта
2002 г., определение судебной коллегии по гражданским делам
Приморского краевого суда от 15 мая 2002 г. и постановление
президиума Приморского краевого суда от 2 августа 2002 г. оставить
без изменения, протест заместителя Генерального прокурора РФ - без
удовлетворения.
|