КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
24 декабря 2002 г.
N 19
Заслушав и обсудив доклад о проекте отраслевой целевой
программы "Скорая медицинская помощь" коллегия отмечает, что в
период социально - экономического кризиса 90-х годов уровень
смертности в Российской Федерации превысил аналогичные показатели
развитых стран на 30-50%. Изменилась структура заболеваемости и
смертности, увеличилась доля пациентов, нуждающихся в оказании
скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, законодательная и нормативная правовая база,
регламентирующая вопросы организации скорой медицинской помощи
сложилась в период 70-80-х годов и не отражает современных
особенностей оказания скорой медицинской помощи населению. Не
определены состав и принципы ее государственного регулирования, а
также взаимодействия с другими службами экстренного реагирования.
В Российской Федерации функционирует система оказания скорой
медицинской помощи, инфраструктура которой включает в себя 3212
(1999 г. - 3142) станции и отделения скорой медицинской помощи
(СМП) и 47 (1999 г. - 59) больниц скорой помощи.
В 2001 году было около 50 млн. вызовов и обслужено 52,3 млн.
граждан.
Для трудоспособного населения возрастающая потребность в
скорой медицинской помощи обусловлена материально -
производственными мотивационными факторами: боязнь лишиться
работы, потерять часть заработка и т.п. Это приводит к поздней
обращаемости и сопряжено с развитием осложнений, вплоть до
жизнеугрожаюших. Очевидно, что все перечисленные тенденции носят
долговременный характер, что обуславливает особую актуальность
вопросов оказания скорой медицинской помощи населению.
Соотношение госпитализированных к числу обслуженных скорой
медицинской помощью на догоспитальном этапе составило всего 15,7%.
Вместе с тем, в 2001 году в городах Российской Федерации около
60% пациентов стационаров были госпитализированы по неотложным
показаниям. Ежегодно за медицинской помощью в связи с развитием
неотложных состояний обращается каждый 3-й житель страны, каждый
10-й - госпитализируется по экстренным показаниям, а доля больных,
госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза.
Коллегия отмечает, что серьезным тормозом в совершенствовании
организации скорой медицинской помощи является отсутствие четкой
системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях.
Проблемы управления усугубляются отсутствием надежной системы
мониторинга в разделе скорой медицинской помощи. Существующие
формы государственной отчетности не отражают реальной потребности
и обеспеченности населения этим видом медицинской помощи.
Планирование мощностей подстанций и бригад скорой медицинской
помощи опирается на общие нормативы, основанные на количестве
проживающего на территории населения, что не позволяет учитывать
особенности региона.
На госпитальном этапе в большинстве территорий к оказанию
скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными стационарами
широко привлекаются маломощные больницы, зачастую не имеющие
необходимого набора специалистов и лечебно - диагностических
технологий.
Смешанный тип финансирования госпитального звена скорой
медицинской помощи осуществляется по стандартам, разработанным по
нозологическому принципу для планово госпитализированных больных,
что не соответствует подходам и объемам оказания скорой
медицинской помощи.
Проблема подготовки медицинских кадров для скорой медицинской
помощи остается актуальной. Большинство бригад скорой помощи в
настоящее время укомплектованы специалистами не прошедшими
необходимой подготовки, а повышение квалификации осуществляется
нерегулярно. Только 15% врачей СМП имеют сертификат специалиста,
менее 30% аттестованы на квалификационную категорию.
Основу научного потенциала службы СМП составляют НИИ скорой
помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва), им. И.И.Джанелидзе (Санкт
- Петербург), а также 18 кафедр скорой помощи (неотложной
медицины), действующих на базе высших образовательных медицинских
учреждений Минздрава России системы додипломной и последипломной
подготовки, что крайне недостаточно.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию по организации скорой
медицинской помощи в Российской Федерации, а также проект
отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь"
определяющей единые подходы и принципы по совершенствованию скорой
медицинской помощи
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в целом, представленную отраслевую программу
"Скорая медицинская помощь".
2. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению (Р.А.Хальфин):
2.1. В срок до 01.02.2003 доработать проект Программы с учетом
поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений и направить
ее для согласования в органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
2.2. В срок до 01.03.2003 разработать проект приказа Минздрава
России по реализации программы "Скорая медицинская помощь".
3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики (Н.Н.Володин) в срок до 01.07.2003 рассмотреть
вопрос о создании унифицированных программ подготовки специалистов
в системе дополнительного образования по неотложной медицине.
4. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на
Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации
А.И.Вялкова.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ
|