ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23 декабря 2002 г.
N ГКПИ 2002-1291
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С.,
Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой Г.В.,
Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. о признании частично незаконным
пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18
декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов,
находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС",
установил:
Жители пос. Колонна Хвастовичского района Калужской области
Сафронов Ю.В., Лапшинова М.П., Ермаков И.С., Кирилкин Ф.И.,
Серегина Р.А., Осипчук В.В., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и
Горбачева Н.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с
завлением о признании частично незаконным пункта 4 Постановления
Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582
"Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах
зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" в части исключения населенного пункта, где они
проживают, из границ зоны проживания с льготным социально-
экономическим статусом.
В обоснование требований заявители указали, что оспариваемое
Постановление Правительства Российской Федерации нарушает их право
на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного
экологическим нарушением, и противоречит Закону Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку
радиационное загрязнение территории пос. Колонна в 1999 г.
составило 1,07 Ки/кв. км.
В судебном заседании заявители Осипчук В.В. и Сафронов Ю.В.,
представитель Лапшиновой М.П. - Сухов В.П., представитель
Кирилкина Ф.И. - Гусакова Н.М., представитель Горбачевой Н.Л. -
Шафеев В.М. поддержали заявленные требования и просили об их
удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения пос. Колонна
из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом они
лишились права на льготную пенсию, на получение доплат к
заработной плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы и
выплаты компенсационного характера.
Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Ермаков
И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о
рассмотрении дела без их участия.
Представители Правительства Российской Федерации Бублий С.А. и
Нечаевская Е.В. требования заявителей не признали и пояснили, что
пос. Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, поскольку по состоянию на
01.01.1996 плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 0,89
Ки/кв. км.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их
представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой
Н.Ю., просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает,
что требования Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С. и
других заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся
радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона
отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания
с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них,
устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки
и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не
реже чем один раз в пять лет.
Статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-
экономическим статусом определяется как часть территории
Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения
и зоны проживания с правом на отселение с плотностью
радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В
указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза
облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне
проживани с льготным социально-экономическим статусом является
плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5
Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения
населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона является
допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное
превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного
фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных
выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее
в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную
эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением
Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р был утвержден
Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям
радиоактивного загрязнения, в котором пос. Колонна был включен в
зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден новый Перечень населенных
пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где пос. Колонна не
указан.
Суд полагает, что пос. Колонна неправомерно был исключен
Правительством Российской Федерации из числа населенных пунктов,
находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим
статусом.
Из имеющихся в материалах дела сведений о радиационной
обстановке в пос. Колонна следует, что радиоактивное загрязнение
почвы цезием-137 по состоянию на 1 января составляло: 2000 г. -
1,07 Ки/кв. км; 2001 г. - 1,04 Ки/кв. км; 2002 г. - 1,1 Ки/кв. км.
Данные сведения прошли проверку в НПО "Тайфун" Росгидромета по
результатам обследований, прошедших экспертную оценку в
Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу
окружающей природной среды, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121, и
представителями Правительства Российской Федерации не
оспариваются.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что по состоянию
на 1996 г. уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в
пос. Колонна был определен неверно, так как в силу физического
закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в зонах
радиоактивного загрязнения с течением времени, прошедшего со дня
аварии на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
При этом суд учитывает, что из материалов дела и объяснений
представителей Правительства Российской Федерации следует, что
после 1996 г. каких-либо новых источников радиоактивного
загрязнения на территории пос. Колонна не было.
Поскольку даже по истечении пяти лет после издания
оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации
уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна
превышает 1,0 Ки/кв. км, действительный уровень такого загрязнения
в этом населенном пункте в 1996 г. не мог быть менее 1,0 Ки/кв.
км. В связи с этим не имелось и оснований для исключения пос.
Колонна из перечня населенных пунктов, находящихся в зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
С учетом вышеизложенного оспариваемое Постановление
Правительства Российской Федерации как противоречащее Закону
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и
нарушающее права заявителей на компенсационные выплаты и льготы,
предусмотренные законодательством, подлежит признанию частично
незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С.,
Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой Г.В.,
Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со дня вступления решения в
законную силу пункт 4 Постановления Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного
загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части
исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах
зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос.
Колонна Хвастовичского района Калужской области.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после
вынесения решения суда в окончательной форме.
|