ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
N 5
ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ
ОТ 20.12.2002 N 207-П "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН
СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
1. Вправе ли филиал кредитной организации самостоятельно
направлять в уполномоченный орган сведения, предусмотренные
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(далее по тексту - Федеральный закон), и если да, то как такая
передача может быть организована?
При формировании и направлении в уполномоченный орган
предусмотренных Федеральным законом сведений кредитной организации
(в том числе ее филиалам) следует руководствоваться порядком,
который определен в Положении Банка России от 20.12.2002 N 207-П
"О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный
орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту -
Положение N 207-П).
В соответствии с требованиями пунктов 2.1 - 2.2 Положения
N 207-П представление кредитной организацией в уполномоченный
орган сведений, предусмотренных Федеральным законом,
осуществляется в форме отчета в виде электронного сообщения (ОЭС)
через территориальное учреждение Банка России (далее -
территориальное учреждение). При этом кредитная организация
самостоятельно устанавливает внутренний регламент формирования и
направления в территориальное учреждение сведений, предусмотренных
Федеральным законом, всеми ее структурными подразделениями.
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 2.2
Положения N 207-П передача в уполномоченный орган ОЭС через
территориальное учреждение филиалом кредитной организации
допускается только для филиалов, имеющих банковский
идентификационный код (БИК) участника расчетов на территории
Российской Федерации, а порядок такого представления сведений
должен быть в письменной форме доведен указанными филиалами до
территориального учреждения, осуществляющего надзор за их
деятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что действие абзаца третьего пункта
2.8 Положения N 207-П, предусматривающего в исключительных случаях
предоставление филиалу кредитной организации возможности
подготовки ОЭС с использованием технических средств
территориального учреждения, распространяется только на филиалы
кредитных организаций, осуществляющие передачу сведений в КФМ
России через территориальное учреждение в соответствии с пунктом
2.2 Положения N 207-П. Формирование и направление ОЭС филиалом
кредитной организации, осуществляющим передачу сведений через
головную организацию, с использованием технических средств
территориального учреждения Положением N 207-П не предусмотрены.
Порядок подготовки и передачи сведений в этом случае должен
определяться кредитной организацией самостоятельно на основании
пункта 2.2 Положения N 207-П.
2. Какими способами может быть обеспечена защита информации,
передаваемой филиалом головному офису кредитной организации при
исполнении Положения N 207-П?
Пункт 6 статьи 7 Федерального закона запрещает работникам
кредитных организаций, представляющих соответствующую информацию в
уполномоченный орган, информировать об этом своих клиентов или
иных лиц.
Таким образом, в случае передачи ОЭС либо необходимых для его
формирования сведений из филиала в головной офис кредитной
организации в целях соблюдения требований Федерального закона, а
также Положения N 207-П данная организация обязана обеспечить
сохранность всех данных, а также невозможность
несанкционированного ознакомления с ними третьих лиц.
Порядок обеспечения конфиденциальности информации
разрабатывается кредитной организацией самостоятельно и в
соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона должен быть
включен в правила внутреннего контроля по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма. Из этого следует, что в тех случаях,
когда по решению кредитной организации ее филиалы представляют
сведения в уполномоченный орган через головной офис, процесс
доведения информации от филиала до головного офиса должен быть
организован с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности
передаваемой информации. В частности, при использовании филиалом
для доведения информации до головной организации открытых
(незащищенных) каналов связи передаваемая информация должна быть
защищена с использованием сертифицированных средств шифрования.
При этом каждая кредитная организация самостоятельно осуществляет
выбор таких средств. В случае использования защищенных каналов
связи или курьерской доставки информации конфиденциальность может
обеспечиваться посредством организационных способов защиты.
3. В случае, если одной из сторон операции покупки (продажи)
наличной иностранной валюты выступает кредитная организация,
представляющая информацию в уполномоченный орган, какие данные ей
необходимо указать при заполнении в ОЭС полей в блоках "У0, И0 и
Б0, У3, И3 и Б3" - "Сведения о плательщике (получателе) денежных
средств по операции"?
В соответствии с пунктом 2 Приложения 4 к Положению N 207-П в
ОЭС по операции, подлежащей контролю, кредитной организацией
должна быть представлена информация о следующих ее участниках:
плательщике денежных средств по операции, получателе этих средств,
обслуживающих их кредитных организациях (филиалах), представителях
плательщика и получателя денежных средств по операции, действующих
от их имени в силу полномочия, основанного на доверенности, законе
либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа
местного самоуправления, а также о лицах, не являющихся
плательщиком или получателем денежных средств по операции, по
поручению и от имени которых совершается операция. При этом
пунктами 2.1 - 2.2 Приложения 4 к Положению N 207-П определено,
что при включении в DBF-файл сведений об операции покупки
(продажи) иностранной валюты под плательщиком денежных средств
следует понимать покупателя иностранной валюты (в том числе
кредитную организацию, представляющую сведения об этой операции),
а под получателем - продавца иностранной валюты (в том числе
кредитную организацию, представляющую сведения об этой операции).
Таким образом, при заполнении поля "Сведения о плательщике
(получателе) денежных средств по операции" в блоках ОЭС "У0, И0 и
Б0, У3, И3 и Б3" - согласно требованиям Приложения 4 к Положению
N 207-П кредитной организации необходимо указать информацию о себе
как организации, представляющей сведения по операции купли-продажи
наличной иностранной валюты, и о клиенте, являющемся стороной по
этой операции.
4. В соответствии с Федеральным законом сведения в отношении
переводов денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на
анонимного владельца, и из-за границы со счета (вклада), открытого
на анонимного владельца, подлежат обязательному представлению
уполномоченному органу. Каким образом кредитная организация
заполняет поля ОЭС, в которых предусмотрено отражение информации о
владельце анонимного счета (вклада)?
Согласно требованиям к структуре ОЭС, установленным в
Приложениях 4 и 5 к Положению N 207-П, информацию для передачи в
уполномоченный орган необходимо представлять в виде файла формата
DBF в кодировке DOS (кодовая страница 866); каждая запись
DBF-файла должна содержать сведения об одной операции. Наличие
всех полей записи и соответствие типов полей в структуре DBF-файла
являются строго обязательными. Наличие "пустых" записей в
DBF-файле не допускается. При этом заполнение полей записи
DBF-файла проводится на основании таблицы 1 Приложения 4 к
Положению N 207-П.
Учитывая изложенное, а также установленный в таблице 1
Приложения 4 к Положению N 207-П порядок, при заполнении кредитной
организацией полей ОЭС, предназначенных для внесения сведений о
физическом лице - перевододателе по операции поступления денежных
средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного
владельца, в разделе DBF-файла "Сведения о плательщике денежных
средств по операции" в поле ТU0 (тип участника операции),
учитывая, что данное физическое лицо не является ее клиентом,
следует указать значение "4", а поле "NAMEU0" (наименование
участника операции) и иные подобные поля заполнить на основании
полученного по операции платежного документа.
Аналогичным образом кредитной организации следует составить
поля ОЭС и в случае выявления операции по переводу денежных
средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного
владельца. В разделе DBF-файла "Сведения о получателе денежных
средств по операции" в качестве значения поля ТU3 (тип участника
операции) необходимо проставить "4" (поскольку получатель перевода
не находится на обслуживании в кредитной организации), а в поле
"NAMEU3" и в иные поля, предназначенные для внесения сведений о
получателе денежных средств, перенести данные соответствующего
платежного документа.
5. В случае совершения кредитными организациями на
межбанковском валютном рынке операции купли-продажи наличной
иностранной валюты на сумму, равную 600 000 рублей или превышающую
ее, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте какой код вида
операции проставляется в формируемом в соответствии с требованиями
Положения N 207-П ОЭС?
В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального
закона в качестве операций, подлежащих обязательному контролю,
названы покупка и продажа наличной иностранной валюты.
Учитывая изложенное, при совершении на межбанковском валютном
рынке сделки купли-продажи наличной иностранной валюты кредитной
организации, приобретающей наличную иностранную валюту, следует
представить в КФМ России сведения об операции покупки наличной
иностранной валюты и в ОЭС сделать запись по коду 1003 "покупка
наличной иностранной валюты", а кредитной организации, продающей
наличную иностранную валюту, - заполнить поля по коду 1004
"продажа наличной иностранной валюты".
6. В Федеральном законе и Положении N 207-П по-разному
сформулированы положения о сроках представления в уполномоченный
орган сведений по операции с денежными средствами или иным
имуществом, осуществление которой было приостановлено в
соответствии с Федеральным законом. Принимая во внимание
изложенное, в течение какого времени кредитная организация обязана
представить в уполномоченный орган указанные сведения?
Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона установлено, что
операции с денежными средствами или иным имуществом,
осуществляемые организацией или физическим лицом, в отношении
которых имеются полученные в установленном в соответствии с
пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядке сведения об их
участии в террористической деятельности, либо юридическим лицом,
прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем
таких организации или лица, либо физическим или юридическим лицом,
действующим от имени или по указанию таких организации или лица,
подлежат приостановлению, и информация о них не позднее рабочего
дня, следующего за днем приостановления операции, должна быть
представлена в уполномоченный орган.
При этом порядок представления информации в уполномоченный
орган в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона в
отношении кредитных организаций устанавливается Центральным банком
Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением Банка России от 20.12.2002
N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в
уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма". При этом Положение
N 207-П зарегистрировано в Минюсте России 04.01.2003 (N 4092), что
подтверждает соответствие изложенных в нем подходов требованиям
федерального законодательства.
Из вышеизложенного следует, что при выявлении операции,
указанной в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, кредитная
организация согласно пункту 2.9 Положения N 207-П обязана в день
приостановления или совершения такой операции сформировать
отдельный ОЭС, содержащий сведения о данной операции, и немедленно
направить его в уполномоченный орган с признаком в имени файла -
сведения об операции, связанной с финансированием терроризма.
Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и
валютного контроля.
|