Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения РФ
А.И.ВЯЛКОВ
20 декабря 2002 г. N 2510/224-03-34
УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140
Аннотация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с
Приказом Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы
учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических
учреждениях" и предназначены для:
- руководителей органов управления здравоохранением субъектов
РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному
здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по
клинико-экспертной работе;
- главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их
заместителей;
- заведующих клиническими отделениями;
- экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального
страхования и органов социальной защиты.
Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа
клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических
учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02.
Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели
экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и
результатов клинико-экспертной деятельности по социальной
поддержке и защите населения должны стать информационной основой
мониторинга деятельности, в том числе дефектов
лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
Организация-разработчик:
Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент
организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.
Хальфин).
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З.
Кучеренко).
Авторы:
- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с
курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук А.П.
Голубева;
- заместитель руководителя отдела медицинской статистики и
информатики Минздрава России Л.А. Михайлова;
- главный специалист отдела организации медицинской помощи
населению Департамента организации и развития медицинской помощи
населению Минздрава России Т.В. Старикова.
Методические рекомендации составлены при участии ЗАО "Тонлайн"
(генеральный директор О.Б. Юшина).
Авторы выражают благодарность:
- доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М.
Старовойтовой;
- главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе
Департамента здравоохранения Ярославской области И.И. Груздевой и
Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной;
- заместителю начальника главного бюро медико-социальной
экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду;
- заместителю главного врача по клинико-экспертной работе
поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко.
Рецензенты:
- зам. директора НИИ социальной гигиены, экономики и
управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док.
мед. наук А.Л. Линденбратен;
- доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н.
Савельева.
Условные краткие сокращения:
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
КЭР - клинико-экспертная работа;
КЭК - клинико-экспертная комиссия;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
ОМС - обязательное медицинское страхование;
ДМС - добровольное медицинское страхование;
КМП - качество медицинской помощи;
ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.
Введение
Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации
Программы социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.), в частности
подготовки Отраслевой программы "Управление качеством медицинской
помощи на 2003 - 2007 гг.", необходимо научно-практическое
обоснование всех положений этих документов, а также механизмов
реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и
муниципального учреждения. При создании непрерывной системы
комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и
медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов,
предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы,
разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим
введением в государственную статистическую отчетность. Среди
методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают
экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем
контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе,
заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей
отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть
функций управления: организация лечебно-диагностического процесса,
взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий
по улучшению качества медицинского обслуживания.
Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы
заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает
деятельность по решению медико-социальных проблем населения,
направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения.
Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности,
освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного
лекарственного обеспечения и др.
Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального
фонда ОМС [1], Минздрава России и Федерального фонда
социального страхования [2] направлены на организацию контроля за
экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской
помощи.
Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных
документов по экспертизе временной нетрудоспособности и
медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то что
управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными
структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения
жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и
осуществлению определенных профессиональных функций и определение
форм социальной поддержки и защиты.
Настоящие Методические рекомендации определяют порядок в
организации и проведении учета, оценки и анализа
клинико-экспертной деятельности ЛПУ в соответствии с Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02
N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в
лечебно-профилактических учреждениях" [3].
Цель и задачи Методических рекомендаций:
- совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем
унификации документооборота, введения автоматизированных
технологий и упорядочения отдельных функций;
- сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск
необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное
использование информации в управлении качеством медицинской
помощи;
- подготовить информационную основу (включая мониторинг
результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования
изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений
в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему
управления качеством медицинской помощи и обеспечит
медико-социальную поддержку населения.
Новизна и описание новой технологии учета,
оценки и анализа КЭР
Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной
работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы
ЛПУ" и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у
"Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии",
утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
- введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения
в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества
оказания медицинской помощи;
- переход на международные критерии оценки здоровья населения
и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной
защиты населения и их функций;
- политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и
координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского
и социального), а также структур социальной защиты населения.
Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на
межведомственном уровне;
- резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в
связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов.
Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных
форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением
компьютерных программ;
- увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления
качеством медицинской помощи, а не только на уровне
клинико-экспертной комиссии;
- унификация и стандартизация технологий экспертной работы для
взаимопонимания процессов и результатов;
- усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к
оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок
(дефекты).
Возможность использования экспертных оценок для материального
и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.
1. Общие положения организации учета, проведения оценки и
анализа клинико-экспертной работы
1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа
КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об организации
учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается
с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по
общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по
управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением
статистической службы (бюро медицинской статистики,
информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом
ЛПУ.
В положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
- ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
- сроки представления информации;
- взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и
структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального
страхования, бюро МСЭ и др.);
- технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная
или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт
экспертной оценки).
При составлении положения должны быть учтены проблемы
организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы
клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может
иметь особенности в зависимости:
- от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ,
особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
- от способа обработки информации (степени автоматизации).
Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 "Журнал учета
клинико-экспертной работы ЛПУ" рекомендуется использовать
альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов
экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то
заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь
особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с
направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не
заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других
медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение
текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за
проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ,
а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со
специалистами органов управления здравоохранением проводят
контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.
В соответствии с концепцией управления КМП предполагается
усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях
путем системного подхода к результатам оценок деятельности
отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего,
руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая
возросший объем информации, требования по использованию единых
технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ,
ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими
отделениями является проблематичным без автоматизации
(компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения
автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей
администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих
мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими
отделениями.
Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем
информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных.
Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало
2400 - 2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при
рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные
журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение
отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной
нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро
МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для
освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась
своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и
рациональная для данного учреждения. При автоматизированной
обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по
форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду
экспертиз.
Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала
календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у
ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в
архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной
медицинской документации.
Определив ответственных лиц за ведение журнала и подготовку
сводок, необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР.
Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей.
Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную
информацию предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а
итоговую информацию о КЭР (отчеты) - в январе последующего года.
Сводная информация о КЭР может предоставляться только с
разрешения главного врача ЛПУ или органов управления
здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость
предоставления информации внешним организациям и структурам.
Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними
структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые
компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать
планами совместной деятельности.
Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены
в соответствующих разделах Методических рекомендаций.
Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ
или органом управления здравоохранением.
При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной
обработке информации, ведении "карт экспертной оценки" ссылка на
стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При
автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке
данных с помощью компьютерных программ необходимая технология
(стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть
представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование
экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.
Графы с 1 по 7, 9, 20, 21 заполняются в соответствии с
Инструкцией к учетной форме 035/у-02 (приложение 2 к Приказу
Минздрава России от 21.05.02 N 154). Заполнение остальных граф
имеет особенности.
Графу 8 (социальный статус пациента, профессия) необходимо
дополнить следующими наименованиями:
- инвалид 1 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-1
гр.);
- инвалид 2 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-2
гр.);
- инвалид 3 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-3
гр.);
- инвалид 1, 2, 3 группы вследствие других радиоактивных
поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.).
С введением социальных льгот для некоторых групп ветеранов
рекомендуется выделять по наименованию "ветеран труда" (сокр. Вет.
Труд.), "ветеран воинской службы" (сокр. Вет. ВС).
Необходимо обратить внимание на инвалидов 1, 2, 3 гр.,
"воинов-интернационалистов": к ним относятся пациенты, получившие
инвалидность в результате войн в Афганистане и других странах, где
велись боевые действия (см. в "Инструкции" графу 8, группировки
18, 19, 20 социального статуса пациента).
В группировке 5 (другие случаи направления в бюро МСЭ) графы
10 Инструкции вместо наименования "после продления лечения МСЭ
(долечивание)" следует писать порядковый номер направления на МСЭ
пациента в году. Например: направление-2 в бюро МСЭ (сокр. МСЭ,
напр. 2).
В графе 15 "обоснование, заключение экспертов, рекомендации"
необходимо указать заключительный диагноз по МКБ-10 после
проведения экспертизы и проводить сравнение с диагнозом
направившего врача или организации (см. графу 9).
Заполнение граф 21 "подписи экспертов" и 15 "обоснование,
заключение экспертов, рекомендации" как рукописным способом, так и
при использовании оргтехники должно быть проведено не позднее
пятого дня от начальной даты проведения экспертизы (графа 2), то
есть заключение по большинству видов экспертиз должно быть
подготовлено в течение 5 дней. При сроках подготовки заключения
более 5 дней в графе 19 указывается причина отсутствия заключения
и подписи экспертов.
Ведение отдельных журналов учета дефектов при проведении всех
видов экспертиз не предусматривается.
2. Учет, оценка и анализ экспертиз, связанных с решением
медико-социальных проблем.
2.1. Экспертиза временной нетрудоспособности.
Учет. Организация и проведение экспертизы временной
нетрудоспособности осуществляются в соответствии с основными
инструктивно-нормативными документами [7, 8], а также с учетом
изменений и предложений по совершенствованию экспертизы временной
нетрудоспособности.
В Инструкции по заполнению учетной формы N 035/у-02
характеристики экспертных случаев с временной нетрудоспособностью
(графа 10) сгруппированы в соответствии с порядком оформления
документов, а также нормативных актов, регулирующих контроль:
выдача первичного листка нетрудоспособности (справки), продление
листка нетрудоспособности (справки), направленный отбор случаев
временной нетрудоспособности. Если случай временной
нетрудоспособности, подлежащий экспертизе, не вошел в перечень
вышепредставленных характеристик, то его следует отнести к группе
"другие случаи".
Так как учащимся образовательных учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования, докторантам и
аспирантам вместо листка нетрудоспособности оформляется "Справка о
временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о
болезнях, карантине ребенка, посещавшего школу или детское
дошкольное учреждение" (учетная форма 095/у), то в графе 10 вместо
"листка нетрудоспособности" проставляется "Справ.".
В графе 11 уточняется вид и предмет экспертизы, номер листка
нетрудоспособности (справки), количество дней нетрудоспособности
на момент экспертизы.
Если перед ЛПУ поставлена задача углубленного анализа работы с
группой ДЧБ, то при направленном отборе экспертных случаев ДЧБ в
графу 11 рекомендуется внести дополнительную информацию о
количестве дней и случаев нетрудоспособности на момент экспертизы
за определенный период (год).
Графа 12 "отклонения от стандарта" заполняется в соответствии
с Инструкцией. При проведении экспертизы с помощью компьютерной
программы "Экспертная деятельность ЛПУ" применяемые стандарты, а
также карты экспертной оценки, нормативные документы могут быть
помещены в отдельный блок. Эта информация может использоваться
экспертами как справочный материал.
В графе 13 выявленные дефекты могут быть представлены
обобщенно в соответствии с критериями оценки случая временной
нетрудоспособности (установление факта временной
нетрудоспособности, клинического или трудового прогноза, условий
труда, обследование, диагноз, качество заполнения первичного
медицинского документа и др.), их выбирают сами эксперты в
соответствии с экспертными картами или определенными критериями.
Рекомендуется использовать сокращения: деф. обсл.; деф. диагн. и
др.
В графе 14 "Достижение конечного результата этапа или всего
лечебно-диагностического процесса в целом" результат записывается
в соответствии с общепринятыми формулировками. Если
результативность лечебно-диагностического процесса при экспертизе
временной нетрудоспособности не оценивалась по каким-то причинам,
то проставляется (-). В графе 14 не проводятся никакие обобщения
по причинно-следственным связям, только констатируются факты
достижения результата этапа или всего лечебно-диагностического
(профилактического) процесса.
В графу 15 "обоснование и заключение экспертов, рекомендации"
необходимо внести заключительный диагноз, установленный КЭК.
Предполагается издание методического пособия по клинико-экспертной
работе с рекомендациями по заполнению графы 15.
В случаях если при экспертизе временной нетрудоспособности или
при решении медико-социальных проблем населения возникла
необходимость оформить заключение в виде справки, то "обоснование
заключения и заключение" заполняется в соответствии с
рекомендациями по составлению типовой формы справки,
представленной ниже.
Оценка и анализ результатов экспертиз временной
нетрудоспособности. Основными потребителями информации о
результатах экспертиз временной нетрудоспособности могут быть:
руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе
главные специалисты), фонды социального страхования и ОМС,
структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
Из информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводка
(отчет) об объемах и результатах экспертиз временной
нетрудоспособности в виде табл. 1.
Таблица 1
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200_ ГОД
----------------------------------------T----------T-------------¬
¦Экспертиз временной нетрудоспособности ¦Всего <*> ¦В т.ч. на КЭК¦
+---------------------------------------+----------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------------------------------------+----------+-------------+
¦Проведено ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----------+-------------+
¦Выявлено случаев с дефектами ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+----------+--------------
--------------------------------
<*> Для проведения углубленного анализа отдельных случаев ЭВН
рекомендуется выделить группу экспертиз с целью продления Л/Н,
группу ДЧБ и др.
Из данных табл. 1 можно рассчитать удельный вес экспертиз
временной нетрудоспособности, проведенных КЭК, а также процент
случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами.
Показатель частоты случаев экспертиз временной нетрудоспособности
с дефектами на 100 проведенных экспертиз (%) в динамике позволит
судить об эффективности работы по контролю за экспертизой
временной нетрудоспособности в учреждении. Кроме этого показателя
можно рассчитывать показатели дефектов диагностики, оформления
документации (из гр. 13), а также по отдельным нозологиям, по
врачам, отделению и др.
Информация о результатах проведенных экспертиз временной
нетрудоспособности должна использоваться для планирования
мероприятий по повышению квалификации врачей, для выявления
проблем в организации и порядке проведения экспертизы временной
нетрудоспособности. Обсуждение результатов и мероприятий
осуществляется на конференциях, совещаниях и других
организационных мероприятиях как в ЛПУ, так и в органах управления
здравоохранением совместно с фондами медицинского и социального
страхования и учреждениями социальной защиты.
Данные об объемах проведенной работы по экспертизе временной
нетрудоспособности в ЛПУ могут быть использованы для совместной
работы с фондами социального и медицинского страхования.
2.2. Освидетельствование пациентов и оформление направлений в
бюро МСЭ.
Учет. В графе 10 "Характеристика случая экспертизы" журнала
формы N 035/у-02 случаи освидетельствования и оформления
направлений в бюро МСЭ сгруппированы в 3 блока: первичное
направление в бюро МСЭ, переосвидетельствование инвалидов и другие
случаи направления в бюро МСЭ.
Первичным направлением в бюро МСЭ считается:
- случай первого направления пациента для установления ему
инвалидности впервые в жизни;
- случай направления пациента, не признанного ранее инвалидом
при освидетельствовании МСЭ;
- случай направления пациента через 5 лет после прекращения
выплаты пенсии по инвалидности.
К другим случаям направления на МСЭ (кроме случаев
переосвидетельствования инвалидов 1, 2, 3 групп) относятся все
случаи направления инвалидов по любым медико-социальным вопросам
или не подходящие под понятие "первичный случай". Данную группу
"других случаев" рекомендуется дополнить группировками:
- случаи проведения экспертизы, проводимые с целью
установления степени утраты профессиональной трудоспособности
(сокр.: "МСЭ степень утр. профтруда");
- случаи проведения экспертизы, проводимые с целью определения
нуждаемости в других видах возмещения ущерба (сокр.: "МСЭ возмещ.
ущерба").
В графе 11 (вид и предмет экспертизы) для пациентов, имевших
временную нетрудоспособность и направляемых в бюро МСЭ,
рекомендуется указывать суммарное количество дней и случаев
нетрудоспособности за предшествующий период (год).
В графе 15, кроме заключения КЭК, оформить учетную форму
088/у-97 "Направление на медико-социальную экспертизу" или форму
N 080/у-97 "Направление на ребенка до 18 лет учреждения
здравоохранения на медико-социальную экспертизу", вписать диагноз.
Оценка и анализ результатов экспертиз, связанных с
освидетельствованием и направлением пациентов в бюро МСЭ.
Основными потребителями информации о результатах экспертиз при
направлении пациентов в бюро МСЭ могут быть: руководство ЛПУ,
органы управления здравоохранением (в том числе главные
специалисты), структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется
сводный отчет об объемах и результатах экспертиз
освидетельствования и направления в бюро МСЭ в виде табл. 2.
Таблица 2
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ
И НАПРАВЛЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В БЮРО МСЭ
----T-----------T-------T---T-----T---------T-----T------T----T--------T----¬
¦ N ¦ Цель ¦Всего ¦Об-¦Воен-¦Травма, ¦ЧАЭС ¦С дет-¦Ре- ¦Трудовое¦Про-¦
¦п/п¦направления¦случаев¦щее¦ная ¦связанная¦и др.¦ства ¦бе- ¦увечье, ¦чие ¦
¦ ¦в бюро МСЭ ¦(кон- ¦за-¦трав-¦с прохож-¦ ¦ ¦нок-¦профес- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тинген-¦бо-¦ма ¦дением ¦ ¦ ¦ин- ¦сиональ-¦ ¦
¦ ¦ ¦ты, в ¦ле-¦<*> ¦воинской ¦ ¦ ¦ва- ¦ное за- ¦ ¦
¦ ¦ ¦т.ч.) ¦ва-¦ ¦службы ¦ ¦ ¦лид ¦болева- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ние¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦ ¦ние <**>¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦1 ¦Для первич-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного уста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалиднос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ти, из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦1.1¦Признано ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦1 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦2 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦3 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦2 ¦Для переос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видетельст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вования ин-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦валидов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦2.1¦Признано ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦1 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦2 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦ ¦3 гр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ x ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦3 ¦Для уста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возмещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ущерба ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦4 ¦Другие цели¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦5 ¦Итого (1 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 + 3 + 4) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
¦6 ¦Дано заклю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чений по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+-----
--------------------------------
<*> Включаются данные о пациентах, имеющих военные или
военно-медицинские документы или документы о причине увечья
(заболевания), связанного с исполнением обязанностей военной
службы, участием в других боевых действиях.
<**> Включаются данные о пациентах, имеющих документы "Акт о
несчастном случае на производстве (ф. Н-1) или акт о случае
профессионального заболевания".
На основании данных табл. 2 рассчитываются следующие
показатели:
1. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3
группы) (удельный вес).
2. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3
группы) (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная
травма, трудовое увечье и т.д.) - структура причин первичной
инвалидности (1, 2, 3 группы).
3. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы)
из числа направленных для переосвидетельствования (удельный вес).
4. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы)
после переосвидетельствования (удельный вес) по причинам (общее
заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) - структура
причин инвалидности после переосвидетельствования.
5. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование
и направление в бюро МСЭ, по группам инвалидности (1, 2, 3 группы)
за год (в %).
6. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование
и направление в бюро МСЭ, по причинам инвалидности за год (в %).
7. Частота первичной инвалидности на 1000 обслуживаемого
взрослого населения (без учета детей-инвалидов). Отдельно можно
рассчитать показатель детской первичной инвалидности на 1000
детского населения.
8. Показатели динамики инвалидности:
- процент инвалидов с установленной более тяжелой группой
инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу);
- процент инвалидов с установленной более легкой группой
инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу);
- процент лиц, у которых снята группа инвалидности.
9. Процент инвалидов (1, 2, 3 групп), имеющих рекомендации по
медицинской реабилитации.
Данные показатели необходимы для оценки здоровья населения,
планирования мероприятий ЛПУ по реабилитации, обоснования
мероприятий по планированию медико-социальной помощи со
структурами социальной защиты.
Если при проведении освидетельствования и направлении
пациентов в бюро МСЭ проводилась экспертиза качества лечебных,
профилактических или реабилитационных мероприятий и заполнялись
графы 12, 13, 14, то рекомендуется рассчитывать показатели
качества лечебно-диагностического (профилактического,
реабилитационного) процесса и процент случаев с достигнутым
результатом (см. показатели в разделе 3.1 Методических
рекомендаций).
2.3. Экспертиза других случаев, требующих решения КЭК, либо
случаев, определенных действующими законодательными и
нормативно-правовыми актами.
Учет. Задачей большинства этих экспертиз является оценка
состояния здоровья пациентов, определение соответствия их здоровья
и условий жизнедеятельности существующим правовым положениям и
социальным льготам, т.е. определение нуждаемости в социальной
защите и поддержке, а также возможности осуществлять отдельные
виды деятельности (вождение транспортных средств, ношение оружия и
др.).
В графе 10 отмечается характеристика случая экспертизы в
соответствии с Инструкцией.
При проведении таких экспертиз не требуется обязательной
оценки качества оказанной медицинской помощи (графы 12, 13, 14
могут не заполняться). В графе 16 указывается дата выдачи справки.
Также не заполняются графы 17, 18. В графу 19 (дополнительная
информация, примечания) могут быть внесены даты получения запроса
из учреждения или обращения пациента. Результаты этих экспертиз
оформляются в виде справок.
Форма типовой справки
по заключениям экспертиз по медико-социальным
проблемам, проводимых членами КЭК
Название лечебно-профилактического учреждения
СПРАВКА N
Назначение справки. Цель справки.
Выдана ____________________ Год рождения _____________________
(кому)
Адрес ________________________________________________________
На основании освидетельствования гр. _______________, его (ее)
медицинских документов, также ________________________________
______________________________________________________________
(указывается правовой документ, на который ссылаются)
(заключение и рекомендации)
Клинико-экспертная комиссия:
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Дата выдачи справки:
Печать
Например:
"Поликлиника N 1 Северного административного округа
г. Москвы"
Справка N 333 <*>
"О праве на дополнительную жилую площадь
в виде отдельной комнаты"
--------------------------------
<*> Номер соответствует номеру регистрации по журналу ф.
N 035/у-02.
Назначение справки. Цель справки.
Выдана: Иванову И.И. Год рождения: 1938 г. р. Адрес: ул.
Дмитровская, д. 1, кв. 1.
Основание для заключения и рекомендации. Если имеется правовой
документ, то его необходимо указать (название, номер и дата). "На
основании освидетельствования гр. Иванова И.И., его медицинских
документов, а также Постановления Правительства Российской
Федерации от 28.02.96 N 214 Иванов И.И., проживающий по адресу:
ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1, имеет право на дополнительную жилую
площадь в виде отдельной комнаты".
Кем выдана справка.
Подписи с указанием фамилий и инициалов.
"Клинико-экспертная комиссия":
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Сафонова А.А.
Терехова О.К.
Сидорова Т.П.
Дата выдачи справки: "21.02.2002"
Печать
Оценка и анализ экспертиз других случаев, требующих решения
КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и
нормативно-правовыми актами. Потребителями информации о
результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, органы
управления здравоохранением (в т.ч. главные специалисты), другие
внешние структуры, пациенты.
На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется
сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде таблицы 3.
Таблица 3
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ
----T------------------------------------T---------T-------------¬
¦ N ¦ Назначение экспертизы или виды ¦Проведено¦ Получено ¦
¦п/п¦ справок <*> ¦ всего ¦положительных¦
¦ ¦ ¦ ¦ заключений ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦1 ¦Улучшение жилищных условий ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦2 ¦Академический отпуск и др. проблемы ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения и аттестации ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦3 ¦Рекомендации по трудоустройству ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦4 ¦О годности к управлению транспорт- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ными средствами ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦5 ¦О возможности ношения оружия ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦6 ¦Прочие ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------+-------------+
¦ ¦Итого: ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------+---------+--------------
--------------------------------
<*> Перечень экспертиз определяет ЛПУ.
На основании данных табл. 3 можно рассчитать структуру
выданных справок, удельный вес положительных заключений. Данные
таблицы 3 об объемах КЭР по другим медико-социальным проблемам
служат основой для планирования времени и составления графика
работы КЭК и объема платных услуг ЛПУ.
2.4. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения.
Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются.
В графе 15, если оформляется выдача льготного рецепта, то
наряду с диагнозом рекомендуется указывать N рецепта, название
препарата, дозировка, количество выписанного препарата, кратность
приема. Если пациенту отказано в выдаче льготного лекарства, то в
этой же графе 15 указывается причина отказа. Здесь же могут быть
даны рекомендации о замене препаратов [9].
Оценка и анализ результатов экспертиз льготного лекарственного
обеспечения. Потребителями информации об этом виде экспертиз могут
быть: органы управления здравоохранением, фонды обязательного
медицинского страхования и страховые компании, аптечные
учреждения.
Итоговая сводная информация оформляется в виде табл. 4.
Таблица 4
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
ПО ЛЬГОТНОМУ _______ ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
----T-------------T-------------------T-----------T--------------¬
¦ N ¦ Льготные ¦ Выдано льготных ¦ Отказано ¦ Итого ¦
¦п/п¦категории <*>¦ рецептов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +---------T---------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бесплатно¦ 50% ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦стоимости¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+---------+---------+-----------+---------------
--------------------------------
<*> Перечень льготных категорий определяется ЛПУ.
На основании данных табл. 4 рассчитываются: процент бесплатных
рецептов и 50% стоимости лекарств, а также удельный вес выданных
льготных рецептов по отдельным социальным категориям (инвалиды 1,
2, 3 групп, участники ВОВ и др.).
Результаты проведенных экспертиз по льготному лекарственному
обеспечению могут использоваться для углубленного анализа
получения лекарств пациентами отдельных категорий (периодичность
получения лекарств и их наименование).
3. Учет, оценка и анализ экспертиз качества медицинской
помощи
3.1. Экспертиза качества лечебно-диагностического
(профилактического, реабилитационного) процесса.
Учет. Экспертиза качества лечебно-диагностического процесса
является функцией должностных лиц - руководителей подразделений,
заместителей главных врачей ЛПУ, КЭК и подкомиссий
(лечебно-контрольной, экспертизы нетрудоспособности, по изучению
летальных исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.).
В настоящее время информация о каждом случае проведенной
экспертизы или группе случаев (с заключением и рекомендациями)
содержится в различных учетных формах (протокол экспертизы
лечебно-диагностического процесса, акт экспертизы качества,
экспертная карта оценки лечебно-диагностического процесса, акт
проверки качества лечебного процесса и др.), разработанных ЛПУ или
рекомендованных органами управления здравоохранения. При
заполнении графы 10 журнала N 035/у-02 "характеристика случая
экспертизы" необходимо помнить, что к данному виду экспертиз
относятся преимущественно случаи группировок 7 (см. Инструкцию) -
направленный отбор случаев для контроля лечебно-диагностической,
профилактической или реабилитационной деятельности, а также
экспертизы временной нетрудоспособности или другие случаи,
определенные административно-правовыми актами.
Для заполнения графы 11 "вид экспертизы" необходимо различать
по наименованию два вида: "экспертиза качества
лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного)
процесса" и "экспертиза качества (эффективности) медицинской
помощи". Основными отличиями этих видов экспертиз являются
особенности задач, применяемых для оценки методических подходов и
критериев (характеристик) качества. При проведении экспертизы
качества лечебно-диагностического процесса проводится оценка
выполняемых медицинских технологий по таким критериям, как:
результативность, адекватность, своевременность, обоснованность в
медицинской документации, соответствие необходимого объема,
преемственность, назначение консультаций и др., без оценки
экономических затрат (экономической эффективности) и
удовлетворенности пациентов; используется преимущественно
процессуальный подход к оценке качества. Если при экспертизе
случая используются дополнительно медико-экономические критерии,
удовлетворенность, критерии оценки обслуживания сестринским
персоналом, а также устанавливаются причинно-следственные связи,
то такой экспертный случай относится к экспертизе качества
(эффективности) медицинской помощи.
Задачами экспертиз качества (эффективности) медицинской помощи
является установление причинно-следственных связей процесса и
результатов, рациональное использование финансовых (материальных)
затрат, оценка удовлетворенности пациента или его родственников
(защита прав застрахованных).
В графе 13 выявленные дефекты следует записывать кратко по
алгоритмам технологий: обследование, диагностика, лечение,
контроль лечения, реабилитация (деф. обсл., леч., оформл. док.).
Если экспертный случай содержит информацию, которую трудно
записать в формализованном виде или по другим причинам, то
указывается номер первичного документа экспертизы (экспертной
карты, протокола экспертизы, акта экспертной оценки или
экспертного заключения) и его дата.
В графе 15, кроме свободного текстового изложения заключения и
его обоснования, а также рекомендаций, необходимо указать диагноз
экспертов.
Если после экспертизы качества лечебно-диагностического
процесса возникла необходимость направления пациента в бюро МСЭ
или другие учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18.
Если в ЛПУ проводится оценка качества лечебно-диагностического
процесса с расчетом коэффициента уровня качества лечения (УКЛ)
либо с расчетом баллов по этапам лечебного процесса, то эта
информация записывается в графу 19 (дополнительная информация,
примечания).
Оценка и анализ результатов экспертиз качества
лечебно-диагностического (профилактического или реабилитационного)
процесса. Потребителями информации о результатах этих экспертиз
могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в
том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального
страхования, страховые компании.
На основании информации журнала формы N 035/у-02 рекомендуется
составлять годовую сводку об объемах и результатах экспертиз
качества лечебно-диагностического процесса совместно с информацией
об экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N 5, 6,
которые представлены ниже.
3.2. Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи.
Учет. Как было сказано выше, основными отличиями экспертизы
КМП от экспертизы качества лечебно-диагностического
(профилактического, реабилитационного) процесса являются:
- установление причинно-следственных связей влияния дефектов
на последующий этап или результат процесса;
- оценка деятельности врача и медицинских работников
(выполнение медицинских технологий);
- оценка использования затрат на медицинскую помощь;
- оценка удовлетворенности пациента или его родственников;
- оценка степени риска проведенных медицинских технологий и их
роль в возникновении новых заболеваний.
Все графы журнала формы N 035/у-02 заполняются, как при
проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса.
В отдельных случаях установленные дефекты могут отмечаться и в
графе 15 (обоснование заключения экспертов).
Так же, как и при экспертизе качества лечебно-диагностического
процесса, результаты оценок КМП (баллы, уровень качества лечения,
интегральный критерий качества и эффективности) отмечаются в графе
19 (дополнительная информация, примечания).
Оценка и анализ результатов экспертиз качества медицинской
помощи. Потребителями информации о результатах экспертиз КМП могут
быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том
числе главные специалисты), фонды медицинского и социального
страхования, страховые компании, а также другие структуры,
заинтересованные в экспертных оценках КМП. ЛПУ может использовать
результаты экспертных оценок для морального и материального
стимулирования, для изучения эффективности проводимых мероприятий,
для планирования мероприятий по совершенствованию
лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной
деятельности. Итоговая сводка об объемах и результатах экспертиз
КМП представлена в виде табл. 5 и 6.
Таблица 5
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200_ Г.
----T-------------------T--------------T------T------------------¬
¦ ¦Экспертизы качества¦ Случаи ¦Из них¦ В том числе ¦
¦ ¦медицинской помощи +----T---------+с де- +----T----T---T----+
¦ ¦ ¦все-¦качества ¦фекта-¦об- ¦ди- ¦ле-¦про-¦
¦ ¦ ¦го ¦лечебно- ¦ми (из¦сле-¦аг- ¦че-¦чие ¦
¦ ¦ ¦ ¦диагнос- ¦графы ¦до- ¦нос-¦ния¦<**>¦
¦ ¦ ¦ ¦тического¦3) ¦ва- ¦тики¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦1 ¦Проведено всего, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.ч. случаев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦2 ¦с летальным исходом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦3 ¦осложнений (внутри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦больничного инфици-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦4 ¦случаев расхождений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагнозов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦5 ¦повторной госпита- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦6 ¦случаев с отклоне- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием сроков лечения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦7 ¦сложных клинико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертных случаев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦8 ¦первичного установ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ления инвалидности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
¦9 ¦другие <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+-----
--------------------------------
<*> Перечень строк определяется ЛПУ.
<**> Перечень определяется ЛПУ.
Таблица 6
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200_ Г.
-----T-----------T--------------T-----T------------------T-------¬
¦ ¦Экспертизы ¦ Случаи ¦Из ¦ В том числе ¦С дос- ¦
¦ ¦ качества +----T---------+них с+----T----T---T----+тигну- ¦
¦ ¦медицинской¦все-¦качества ¦де- ¦об- ¦ди- ¦ле-¦про-¦тым ре-¦
¦ ¦ помощи ¦го ¦лечебно- ¦фек- ¦сле-¦аг- ¦че-¦чие ¦зульта-¦
¦ ¦ ¦ ¦диагнос- ¦тами ¦до- ¦нос-¦ния¦<**>¦том (из¦
¦ ¦ ¦ ¦тического¦(из ¦ва- ¦тики¦ ¦ ¦графы ¦
¦ ¦ ¦ ¦процесса ¦графы¦ния ¦ ¦ ¦ ¦3) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦1 ¦Проведено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.ч. с за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦болеваниями¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
¦6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦<**>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+--------
--------------------------------
<*> Перечень заболеваний определяет ЛПУ.
<**> Перечень определяется ЛПУ.
На основании данных табл. 5 рассчитываются следующие
показатели:
1. Процент проведенных экспертиз качества
лечебно-диагностического процесса среди всех случаев экспертиз
качества медицинской помощи (удельный вес).
2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди всех
случаев экспертиз качества медицинской помощи (частота случаев с
дефектами).
3. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди отдельных
экспертных случаев (с летальным исходом, осложненных и т.д.)
(частота случаев с дефектами среди отдельных экспертиз).
4. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования,
диагностики, лечения и др. среди всех случаев (частота случаев с
дефектами обследования, диагностики, лечения и др.). Для
планирования мероприятий по повышению квалификации врачей,
изучения причин возникновения дефектов рекомендуется проводить
углубленный анализ вышеперечисленных показателей по врачам,
отделениям, в динамике по кварталам, полугодиям. Так, например,
могут рассчитываться показатели расхождения диагнозов,
установленных лечащими врачами и экспертами (частота расхождения
диагнозов).
Итоговая сводная информация об объемах и результатах экспертиз
качества медицинской помощи в зависимости от заболеваний пациентов
представлена в табл. 6.
На основании данных табл. 6 можно рассчитать следующие
показатели:
1. Процент экспертиз качества лечебно-диагностического
процесса пациентов с отдельными заболеваниями среди всех случаев
оценки КМП (удельный вес).
2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди пациентов с
отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами в
зависимости от заболеваний).
3. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования,
диагностики, лечения или других этапов среди пациентов с
отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами
обследования, диагностики, лечения в зависимости от заболеваний).
4. Процент экспертных случаев КМП (всего или по отдельным
заболеваниям) с достигнутым результатом (результативность в целом
или по отдельным заболеваниям).
При применении отдельных методик экспертизы КМП и расчете
специальных показателей частоты дефектов, нарушений или при
использовании других коэффициентов КМП (УКЛ в зависимости от
заболеваний, по отделениям) данные могут быть представлены в виде
дополнительных таблиц.
4. Организационно-методические основы создания мониторинга
дефектов или других нарушений, установленных в
лечебно-профилактических учреждениях
Для непрерывного совершенствования (улучшения) КМП населению,
оценки эффективности проводимых мероприятий в ЛПУ, выявления
проблем медицинского обслуживания населения необходима оценка
текущей и сводной информации результатов экспертных оценок при
внутреннем и вневедомственном контроле, данных социологических
опросов и анкетирования, а также медико-экономического и
клинико-экономического анализа.
Информация журнала ф. N 035/у-02, а также сводная информация о
результатах экспертных оценок за определенный период времени
(месяц, квартал, год) позволяет создать основу мониторинга за
выявленными дефектами в динамике в зависимости от заболеваний. В
большинстве сводок должны быть отражены вопросы соблюдения
технологии лечебно-диагностического (профилактического,
реабилитационного) процесса и достижения результата. Примером
обобщения такой информации могут быть табл. 7 и 8.
Таблица 7
ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ
С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА)
И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ
--------T------------------------T-------------------------------¬
¦ N ¦ Экспертизы пациентов ¦ Периоды (квартал, год) ¦
¦ п/п ¦ с заболеваниями <*> +-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦4 <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦5 ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+------------------------+-------+-------+-------+--------
--------------------------------
<*> Перечень заболеваний и строк определяет ЛПУ.
Таблица 8
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ,
ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ
---T--------------------------------T----------------------------¬
¦N ¦ Экспертизы ¦ Периоды (квартал, год) ¦
¦п/¦ +------T-------T------T------+
¦п ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ ¦ +------+-------+------+------+
¦ ¦ ¦ Дефекты ¦
+--+--------------------------------+------T-------T------T------+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦1 ¦Временной нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦2 ¦Освидетельствование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направление в бюро МСЭ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦3 ¦Качества медицинской помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦4 ¦Прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------+------+-------+------+------+
¦5 ¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--------------------------------+------+-------+------+-------
В табл. 7 вносится информация из табл. 6 либо рассчитанный
процент экспертных случаев КМП с достигнутым результатом
(результативность в целом или по отдельным заболеваниям).
По данным табл. 8 можно судить об успешности выполнения
мероприятий по совершенствованию управления качеством медицинской
помощи в ЛПУ, а также улучшению работы по медико-социальной
поддержке и защите населения.
В табл. 8 вносится информация из табл. 1 и 5 либо показатель
частоты (%) экспертиз, имеющих дефекты.
Список литературы
1. Приказ Минздрава России и Федерального фонда обязательного
медицинского страхования от 24.10.96 N 363/77 "О совершенствовании
контроля качества медицинской помощи населению Российской
Федерации".
2. Приказ Минздрава России и Фонда социального страхования РФ
от 06.10.98 N 291/167 "Об утверждении Инструкции о порядке
осуществления контроля за организацией экспертизы временной
нетрудоспособности".
3. Приказ Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы
учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических
учреждениях".
4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании
граждан в РСФСР" (Изменения - Закон РФ от 20.04.93 N 4741-1).
5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний".
7. Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95 N 5 "О мерах по
совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности".
8. Приказ Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и
Постановление Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21
"Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (Приложение:
Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
нетрудоспособность граждан). Изменения и дополнения - см. Приказ
Минздравмедпрома РФ от 25.06.96 N 267, Постановление Фонда
социального страхования РФ от 25.06.96 N 66.
9. Приказ Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О рациональном
назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на
них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)"
(в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3).
|