Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ N 2002/140 (УТВ. МИНЗДРАВОМ РФ 20.12.2002 N 2510/224-03-34)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                            Утверждаю
                                                   Первый заместитель
                                          Министра здравоохранения РФ
                                                           А.И.ВЯЛКОВ
                                  20 декабря 2002 г. N 2510/224-03-34
   
                УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ
            ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                               N 2002/140
   
                               Аннотация
   
       Методические рекомендации   разработаны   в   соответствии   с
   Приказом Минздрава  России  от  21.05.02  N  154 "О введении формы
   учета   клинико-экспертной   работы   в   лечебно-профилактических
   учреждениях" и предназначены для:
       - руководителей органов управления здравоохранением  субъектов
   РФ  и  их  заместителей;  главных  специалистов  по  общественному
   здоровью и здравоохранению,  главных  внештатных  специалистов  по
   клинико-экспертной работе;
       - главных  врачей  лечебно-профилактических  учреждений  и  их
   заместителей;
       - заведующих клиническими отделениями;
       - экспертов  страховых  компаний  и  фондов  ОМС,  социального
   страхования и органов социальной защиты.
       Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа
   клинико-экспертной      деятельности      лечебно-профилактических
   учреждений в соответствии с  новой  учетной   формой  N  035/у-02.
   Разработанные   формы   обобщающих  сводных  таблиц  и  показатели
   экспертной  оценки  качества   медицинской   помощи,   объемов   и
   результатов    клинико-экспертной   деятельности   по   социальной
   поддержке и защите населения должны стать  информационной  основой
   мониторинга     деятельности,     в     том     числе     дефектов
   лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
       Организация-разработчик:
       Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент
   организации   и   развития   медицинской  помощи  населению  (Р.А.
   Хальфин).
       Московская медицинская  академия им.  И.М.  Сеченова.  Кафедра
   общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики  (В.З.
   Кучеренко).
       Авторы:
       - доцент  кафедры  общественного  здоровья и здравоохранения с
   курсом экономики ММА им.  И.М.  Сеченова,  канд.  мед.  наук  А.П.
   Голубева;
       - заместитель руководителя  отдела  медицинской  статистики  и
   информатики Минздрава России Л.А. Михайлова;
       - главный специалист  отдела  организации  медицинской  помощи
   населению  Департамента  организации и развития медицинской помощи
   населению Минздрава России Т.В. Старикова.
       Методические рекомендации составлены при участии ЗАО "Тонлайн"
   (генеральный директор О.Б. Юшина).
       Авторы выражают благодарность:
       - доценту   кафедры   медицинской   экспертизы   РМАПО    И.М.
   Старовойтовой;
       - главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе
   Департамента здравоохранения Ярославской области И.И.  Груздевой и
   Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной;
       - заместителю   начальника   главного  бюро  медико-социальной
   экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду;
       - заместителю  главного  врача  по  клинико-экспертной  работе
   поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко.
       Рецензенты:
       - зам.  директора  НИИ   социальной   гигиены,   экономики   и
   управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док.
   мед. наук А.Л. Линденбратен;
       - доцент  кафедры  общественного  здоровья  и  здравоохранения
   Российского  медицинского  университета,  канд.  мед.  наук   Е.Н.
   Савельева.
       Условные краткие сокращения:
       ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
       КЭР - клинико-экспертная работа;
       КЭК - клинико-экспертная комиссия;
       МСЭ - медико-социальная экспертиза;
       ОМС - обязательное медицинское страхование;
       ДМС - добровольное медицинское страхование;
       КМП - качество медицинской помощи;
       ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.
   
                                Введение
   
       Для выполнения плана действий Минздрава России  по  реализации
   Программы  социально-экономического  развития Российской Федерации
   на среднесрочную  перспективу  (2002  -  2004  гг.),  в  частности
   подготовки  Отраслевой программы "Управление качеством медицинской
   помощи  на  2003  -  2007  гг.",  необходимо   научно-практическое
   обоснование  всех  положений  этих документов,  а также механизмов
   реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и
   муниципального   учреждения.   При  создании  непрерывной  системы
   комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и
   медицинской  деятельности  ЛПУ,  в том числе мониторинга дефектов,
   предполагается:  внести изменения в учетные медицинские документы,
   разработать   новые  показатели  деятельности  ЛПУ  с  последующим
   введением  в  государственную  статистическую  отчетность.   Среди
   методов  оценки  качества медицинской помощи особое место занимают
   экспертные методы,  используемые  преимущественно  при  внутреннем
   контроле  заместителями  главных  врачей по КЭР и лечебной работе,
   заведующими  отделениями.  В  задачи   и   функции   руководителей
   отделений  и  ЛПУ  входят  не только контроль,  но и большая часть
   функций управления: организация лечебно-диагностического процесса,
   взаимосвязь  и координация,  планирование и выполнение мероприятий
   по улучшению качества медицинского обслуживания.
       Кроме задач и функций по управлению КМП,  большой объем работы
   заместителей главных  врачей  и  заведующих  отделениями  занимает
   деятельность   по  решению  медико-социальных  проблем  населения,
   направленных на медико-социальную защиту  и  поддержку  населения.
   Это    проведение    экспертизы    временной   нетрудоспособности,
   освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного
   лекарственного обеспечения и др.
       Отдельные совместные приказы Минздрава России  и  Федерального
   фонда  ОМС   [1],    Минздрава   России   и   Федерального   фонда
   социального страхования [2] направлены на организацию контроля  за
   экспертизой  временной  нетрудоспособности  и качества медицинской
   помощи.
       Вопрос о   необходимости  пересмотра  инструктивно-нормативных
   документов   по   экспертизе   временной   нетрудоспособности    и
   медико-социальной   экспертизе   очевиден.   Несмотря  на  то  что
   управление этими двумя  видами  экспертиз  осуществляется  разными
   структурами,   сущность   их  едина:  оценка  степени  ограничения
   жизнедеятельности,  в  числе  которых  способность   к   труду   и
   осуществлению  определенных профессиональных функций и определение
   форм социальной поддержки и защиты.
       Настоящие Методические   рекомендации   определяют  порядок  в
   организации    и    проведении    учета,    оценки    и    анализа
   клинико-экспертной  деятельности  ЛПУ  в  соответствии  с Приказом
   Министерства здравоохранения   Российской  Федерации  от  21.05.02
   N 154  "О  введении  формы  учета  клинико-экспертной   работы   в
   лечебно-профилактических учреждениях" [3].
       Цель и задачи Методических рекомендаций:
       - совершенствовать систему учета,  оценки и анализа КЭР  путем
   унификации     документооборота,    введения    автоматизированных
   технологий и упорядочения отдельных функций;
       - сократить дублирование информации,  обеспечить быстрый поиск
   необходимой информации,  подготовку отчетов,  а также  эффективное
   использование   информации   в  управлении  качеством  медицинской
   помощи;
       - подготовить   информационную   основу   (включая  мониторинг
   результатов  экспертных  оценок),  необходимую   для   обоснования
   изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений
   в организации работы КЭК,  что позволит  совершенствовать  систему
   управления    качеством    медицинской    помощи    и    обеспечит
   медико-социальную поддержку населения.
   
               Новизна и описание новой технологии учета,
                          оценки и анализа КЭР
   
       Предпосылками для  введения  нового  учета  клинико-экспертной
   работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы
   ЛПУ" и отличиями от  ранее  используемой  учетной  формы  N  035/у
   "Журнал  для записи заключений врачебно-консультативной комиссии",
   утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
       - введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения
   в медицинском обслуживании,  усиление внимания к вопросам качества
   оказания медицинской помощи;
       - переход на международные критерии оценки здоровья  населения
   и его жизнедеятельности,  изменения в структурах медико-социальной
   защиты населения и их функций;
       - политическая    ориентация   на   проблемы   взаимосвязи   и
   координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования  (медицинского
   и  социального),  а  также  структур  социальной защиты населения.
   Необходимость совершенствования форм  взаимодействия  структур  на
   межведомственном уровне;
       - резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ  в
   связи  с  введением  новых  законов  и подзаконных правовых актов.
   Необходимость сокращения  времени  на  ведение  различных  учетных
   форм,  оценки  и  анализа  КЭР  путем  автоматизации с применением
   компьютерных программ;
       - увеличение  эффективности  КЭР  на  всех  уровнях управления
   качеством   медицинской   помощи,   а   не   только   на    уровне
   клинико-экспертной комиссии;
       - унификация и стандартизация технологий экспертной работы для
   взаимопонимания процессов и результатов;
       - усиление роли экспертного  метода  в  комплексе  подходов  к
   оценке  КМП,  создание  мониторинга  результатов экспертных оценок
   (дефекты).
       Возможность использования  экспертных оценок для материального
   и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.
   
       1. Общие  положения  организации  учета,  проведения  оценки и
   анализа клинико-экспертной работы
       1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа
   КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об организации
   учета,  проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается
   с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом  по
   общественному   здоровью   и  здравоохранению,  уполномоченным  по
   управлению КМП,  советом по управлению КМП), а также с учреждением
   статистической     службы     (бюро     медицинской    статистики,
   информационно-аналитический центр) и утверждается  главным  врачом
   ЛПУ.
       В положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
       - ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
       - сроки представления информации;
       - взаимообмен  информацией между ведомственными учреждениями и
   структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального
   страхования, бюро МСЭ и др.);
       - технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная
   или автоматизированная обработка,  использование стандартов,  карт
   экспертной оценки).
       При составлении   положения   должны   быть   учтены  проблемы
   организации   КЭР   в   ЛПУ   (наличие   и   особенности    работы
   клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).
       1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может
   иметь особенности в зависимости:
       - от типа ЛПУ,  целей,  задач и содержания  деятельности  ЛПУ,
   особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
       - от способа обработки информации (степени автоматизации).
       Для тиражирования учетной  формы  N  035/у-02   "Журнал  учета
   клинико-экспертной    работы   ЛПУ"   рекомендуется   использовать
   альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
       Форма N  035/у-02  является  типовой  формой  для  всех  видов
   экспертиз.  Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то
   заполнение граф журнала,  оценка и анализ деятельности будут иметь
   особенности.  Если ЛПУ не осуществляет деятельность,  связанную  с
   направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не
   заполняются.  При  учете  экспертиз,  связанных  с решением других
   медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
       Главный врач   ЛПУ  назначает  ответственных  лиц  за  ведение
   текущего  учета  КЭР  (председателя  КЭК  и  подкомиссий)   и   за
   проведение итоговой оценки и анализа.  Ответственный за КЭР в ЛПУ,
   а также внештатный  специалист  по  КЭР  территории  совместно  со
   специалистами   органов   управления   здравоохранением   проводят
   контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.
       В соответствии  с  концепцией  управления  КМП  предполагается
   усилить эффективность внутреннего контроля на  всех  его  ступенях
   путем   системного   подхода  к  результатам  оценок  деятельности
   отделений  ЛПУ.  Такую  информацию  представляют,  прежде   всего,
   руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ.  Учитывая
   возросший объем информации,  требования  по  использованию  единых
   технологий  проведения  экспертиз,  наличие  других проблем в ЛПУ,
   ведение  журнала  учета  КЭР  по   форме  N  035/у-02  заведующими
   отделениями    является    проблематичным    без     автоматизации
   (компьютеризации)  их  рабочих мест.  На начальном этапе внедрения
   автоматизации  деятельности   КЭР   ЛПУ   первоочередной   задачей
   администрации  является  автоматизация  (компьютеризация)  рабочих
   мест  заместителей  главных  врачей  и   заведующих   клиническими
   отделениями.
       Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем
   информации  в журнале и способ его заполнения,  разработки данных.
   Если в предыдущие годы среднее число  экспертиз  в  ЛПУ  превышало
   2400  -  2500  случаев  (в  среднем  около  200  в месяц),  то при
   рукописном  заполнении  журнала  целесообразнее  вести   отдельные
   журналы  по видам экспертиз.  Например,  в ЛПУ допускается ведение
   отдельных  журналов  для  учета  экспертных  случаев  с  временной
   нетрудоспособностью,  для освидетельствования и направления в бюро
   МСЭ,  для экспертизы  льготного  лекарственного  обеспечения,  для
   освидетельствования  водителей и др.  В практике ЛПУ уже сложилась
   своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и
   рациональная   для   данного  учреждения.  При  автоматизированной
   обработке информации КЭР возможно ведение как единого  журнала  по
   форме N 035/у-02,   так  и  отдельных  журналов  по  каждому  виду
   экспертиз.
       Рекомендуется начинать    заполнение    журнала    с    начала
   календарного   года.   Журнал   хранится   в   течение   3  лет  у
   ответственного за КЭР должностного лица  ЛПУ,  позднее  сдается  в
   архив  и  хранится  в  соответствии  со сроками хранения первичной
   медицинской документации.
       Определив ответственных  лиц  за  ведение журнала и подготовку
   сводок,  необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР.
   Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей.
   Например,  главному  врачу  ЛПУ  рекомендуется   текущую   сводную
   информацию  предоставлять  1 раз в месяц,  квартал,  полугодие,  а
   итоговую информацию о КЭР (отчеты) - в январе последующего года.
       Сводная информация   о  КЭР  может  предоставляться  только  с
   разрешения   главного   врача   ЛПУ   или    органов    управления
   здравоохранением.   Руководитель   ЛПУ   определяет  необходимость
   предоставления информации внешним организациям и структурам.
       Рекомендуется данные  вопросы  отражать в договорах с внешними
   структурами  (фонды  ОМС,   социального   страхования,   страховые
   компании,  учреждения  социальной  защиты  и  др.)  или утверждать
   планами совместной деятельности.
       Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены
   в    соответствующих    разделах    Методических     рекомендаций.
   Дополнительные  формы  сводок  согласовываются с руководителем ЛПУ
   или органом управления здравоохранением.
       При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02   и  ручной
   обработке  информации,  ведении "карт экспертной оценки" ссылка на
   стандарт  или   другой   алгоритм   (документ)   необходима.   При
   автоматизированном  ведении  учета  и автоматизированной обработке
   данных с  помощью  компьютерных  программ  необходимая  технология
   (стандарт,   алгоритм,   экспертная   карта  и  др.)  должна  быть
   представлена эксперту в виде справочной  информации;  дублирование
   экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.
       Графы с 1 по 7,  9,   20,  21  заполняются  в  соответствии  с
   Инструкцией к  учетной  форме  035/у-02  (приложение  2  к Приказу
   Минздрава  России  от  21.05.02 N 154).  Заполнение остальных граф
   имеет особенности.
       Графу 8  (социальный  статус  пациента,  профессия) необходимо
   дополнить следующими наименованиями:
       - инвалид  1  группы  вследствие  военной травмы (сокр.  ИВТ-1
   гр.);
       - инвалид  2  группы  вследствие  военной травмы (сокр.  ИВТ-2
   гр.);
       - инвалид  3  группы  вследствие  военной травмы (сокр.  ИВТ-3
   гр.);
       - инвалид  1,  2,  3  группы  вследствие  других радиоактивных
   поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.).
       С введением  социальных  льгот  для  некоторых групп ветеранов
   рекомендуется выделять по наименованию "ветеран труда" (сокр. Вет.
   Труд.), "ветеран воинской службы" (сокр. Вет. ВС).
       Необходимо обратить  внимание  на  инвалидов  1,  2,  3   гр.,
   "воинов-интернационалистов":  к ним относятся пациенты, получившие
   инвалидность в результате войн в Афганистане и других странах, где
   велись  боевые действия (см.  в "Инструкции" графу 8,  группировки
   18, 19, 20 социального статуса пациента).
       В группировке 5 (другие случаи направления в бюро  МСЭ)  графы
   10 Инструкции вместо наименования  "после  продления  лечения  МСЭ
   (долечивание)"  следует писать порядковый номер направления на МСЭ
   пациента в году.  Например:  направление-2 в бюро МСЭ (сокр.  МСЭ,
   напр. 2).
       В графе 15 "обоснование,  заключение экспертов,  рекомендации"
   необходимо  указать  заключительный  диагноз   по   МКБ-10   после
   проведения   экспертизы   и   проводить   сравнение   с  диагнозом
   направившего врача или организации (см. графу 9).
       Заполнение граф 21  "подписи  экспертов"  и  15  "обоснование,
   заключение экспертов, рекомендации" как рукописным способом, так и
   при использовании оргтехники  должно  быть  проведено  не  позднее
   пятого  дня от начальной даты проведения экспертизы (графа 2),  то
   есть  заключение  по  большинству  видов  экспертиз  должно   быть
   подготовлено  в  течение 5 дней.  При сроках подготовки заключения
   более  5 дней в графе 19 указывается причина отсутствия заключения
   и подписи экспертов.
       Ведение отдельных  журналов учета дефектов при проведении всех
   видов экспертиз не предусматривается.
   
       2. Учет,  оценка  и  анализ  экспертиз,  связанных  с решением
   медико-социальных проблем.
       2.1. Экспертиза временной нетрудоспособности.
       Учет. Организация   и    проведение    экспертизы    временной
   нетрудоспособности   осуществляются  в  соответствии  с  основными
   инструктивно-нормативными документами [7,  8],  а также  с  учетом
   изменений  и предложений по совершенствованию экспертизы временной
   нетрудоспособности.
       В Инструкции  по   заполнению   учетной   формы   N   035/у-02
   характеристики  экспертных случаев с временной нетрудоспособностью
   (графа 10) сгруппированы  в  соответствии  с  порядком  оформления
   документов,  а  также  нормативных  актов,  регулирующих контроль:
   выдача первичного листка нетрудоспособности  (справки),  продление
   листка  нетрудоспособности  (справки),  направленный отбор случаев
   временной    нетрудоспособности.     Если     случай     временной
   нетрудоспособности,  подлежащий  экспертизе,  не  вошел в перечень
   вышепредставленных характеристик,  то его следует отнести к группе
   "другие случаи".
       Так как   учащимся   образовательных   учреждений  начального,
   среднего и высшего профессионального  образования,  докторантам  и
   аспирантам вместо листка нетрудоспособности оформляется "Справка о
   временной нетрудоспособности студентов,  учащихся профтехучилищ, о
   болезнях,   карантине   ребенка,  посещавшего  школу  или  детское
   дошкольное учреждение" (учетная форма 095/у), то в графе 10 вместо
   "листка нетрудоспособности" проставляется "Справ.".
       В графе  11 уточняется вид и предмет экспертизы,  номер листка
   нетрудоспособности (справки),  количество дней  нетрудоспособности
   на момент экспертизы.
       Если перед ЛПУ поставлена задача углубленного анализа работы с
   группой  ДЧБ,  то при направленном отборе экспертных случаев ДЧБ в
   графу  11  рекомендуется  внести   дополнительную   информацию   о
   количестве  дней и случаев нетрудоспособности на момент экспертизы
   за определенный период (год).
       Графа 12 "отклонения от стандарта" заполняется в  соответствии
   с  Инструкцией.  При проведении экспертизы с помощью  компьютерной
   программы  "Экспертная деятельность ЛПУ" применяемые стандарты,  а
   также карты экспертной оценки,  нормативные документы  могут  быть
   помещены  в  отдельный  блок.  Эта информация может использоваться
   экспертами как справочный материал.
       В графе   13   выявленные   дефекты  могут  быть  представлены
   обобщенно в соответствии  с  критериями  оценки  случая  временной
   нетрудоспособности       (установление       факта       временной
   нетрудоспособности,  клинического или трудового прогноза,  условий
   труда,   обследование,  диагноз,  качество  заполнения  первичного
   медицинского  документа  и  др.),  их  выбирают  сами  эксперты  в
   соответствии  с  экспертными картами или определенными критериями.
   Рекомендуется использовать сокращения:  деф.  обсл.; деф. диагн. и
   др.
       В графе 14   "Достижение  конечного результата этапа или всего
   лечебно-диагностического процесса в целом" результат  записывается
   в    соответствии    с    общепринятыми    формулировками.    Если
   результативность лечебно-диагностического процесса при  экспертизе
   временной  нетрудоспособности не оценивалась по каким-то причинам,
   то проставляется (-).  В графе 14 не проводятся никакие  обобщения
   по   причинно-следственным  связям,  только  констатируются  факты
   достижения результата  этапа  или  всего  лечебно-диагностического
   (профилактического) процесса.
       В графу 15 "обоснование и заключение экспертов,  рекомендации"
   необходимо  внести  заключительный  диагноз,  установленный   КЭК.
   Предполагается издание методического пособия по клинико-экспертной
   работе с рекомендациями по заполнению графы 15.
       В случаях если при экспертизе временной нетрудоспособности или
   при   решении   медико-социальных   проблем   населения   возникла
   необходимость оформить заключение в виде справки,  то "обоснование
   заключения   и   заключение"   заполняется   в   соответствии    с
   рекомендациями   по   составлению    типовой    формы     справки,
   представленной ниже.
       Оценка и    анализ     результатов     экспертиз     временной
   нетрудоспособности.    Основными    потребителями   информации   о
   результатах экспертиз  временной  нетрудоспособности  могут  быть:
   руководство  ЛПУ,  орган  управления здравоохранением (в том числе
   главные  специалисты),  фонды  социального  страхования   и   ОМС,
   структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
       Из информации  журнала формы  N  035/у-02  составляется сводка
   (отчет)   об   объемах   и   результатах    экспертиз    временной
   нетрудоспособности в виде табл. 1.
   
                                                            Таблица 1
   
         СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
                ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200_ ГОД
   
   ----------------------------------------T----------T-------------¬
   ¦Экспертиз временной нетрудоспособности ¦Всего <*> ¦В т.ч. на КЭК¦
   +---------------------------------------+----------+-------------+
   ¦                   1                   ¦     2    ¦      3      ¦
   +---------------------------------------+----------+-------------+
   ¦Проведено                              ¦          ¦             ¦
   +---------------------------------------+----------+-------------+
   ¦Выявлено случаев с дефектами           ¦          ¦             ¦
   L---------------------------------------+----------+--------------
   
       --------------------------------
       <*> Для проведения углубленного анализа отдельных случаев  ЭВН
   рекомендуется  выделить  группу  экспертиз  с целью продления Л/Н,
   группу ДЧБ и др.
   
       Из данных табл.  1 можно  рассчитать  удельный  вес  экспертиз
   временной нетрудоспособности,  проведенных КЭК,  а  также  процент
   случаев   экспертиз   временной  нетрудоспособности  с  дефектами.
   Показатель частоты случаев экспертиз временной  нетрудоспособности
   с  дефектами  на 100 проведенных экспертиз (%) в динамике позволит
   судить  об  эффективности  работы  по  контролю   за   экспертизой
   временной нетрудоспособности в учреждении.  Кроме этого показателя
   можно рассчитывать  показатели  дефектов  диагностики,  оформления
   документации (из гр.  13),  а также по  отдельным  нозологиям,  по
   врачам, отделению и др.
       Информация о  результатах  проведенных   экспертиз   временной
   нетрудоспособности    должна   использоваться   для   планирования
   мероприятий  по  повышению  квалификации  врачей,  для   выявления
   проблем  в  организации  и порядке проведения экспертизы временной
   нетрудоспособности.   Обсуждение   результатов    и    мероприятий
   осуществляется    на    конференциях,    совещаниях    и    других
   организационных мероприятиях как в ЛПУ, так и в органах управления
   здравоохранением  совместно  с  фондами медицинского и социального
   страхования и учреждениями социальной защиты.
       Данные об  объемах  проведенной работы по экспертизе временной
   нетрудоспособности в ЛПУ могут быть  использованы  для  совместной
   работы с фондами социального и медицинского страхования.
       2.2. Освидетельствование пациентов и оформление направлений  в
   бюро МСЭ.
       Учет. В графе  10 "Характеристика  случая  экспертизы" журнала
   формы  N  035/у-02   случаи   освидетельствования   и   оформления
   направлений   в  бюро  МСЭ  сгруппированы  в  3  блока:  первичное
   направление в бюро МСЭ, переосвидетельствование инвалидов и другие
   случаи направления в бюро МСЭ.
       Первичным направлением в бюро МСЭ считается:
       - случай  первого  направления  пациента  для установления ему
   инвалидности впервые в жизни;
       - случай направления пациента,  не признанного ранее инвалидом
   при освидетельствовании МСЭ;
       - случай  направления  пациента  через 5 лет после прекращения
   выплаты пенсии по инвалидности.
       К другим   случаям   направления   на   МСЭ   (кроме   случаев
   переосвидетельствования инвалидов 1,  2,  3 групп)  относятся  все
   случаи  направления  инвалидов по любым медико-социальным вопросам
   или не подходящие под понятие "первичный  случай".  Данную  группу
   "других случаев" рекомендуется дополнить группировками:
       - случаи   проведения   экспертизы,   проводимые    с    целью
   установления   степени  утраты  профессиональной  трудоспособности
   (сокр.: "МСЭ степень утр. профтруда");
       - случаи проведения экспертизы, проводимые с целью определения
   нуждаемости в других видах возмещения ущерба (сокр.:  "МСЭ возмещ.
   ущерба").
       В графе 11 (вид  и предмет экспертизы) для пациентов,  имевших
   временную  нетрудоспособность   и   направляемых   в   бюро   МСЭ,
   рекомендуется   указывать  суммарное  количество  дней  и  случаев
   нетрудоспособности за предшествующий период (год).
       В графе 15,  кроме  заключения  КЭК,  оформить  учетную  форму
   088/у-97 "Направление на медико-социальную экспертизу"  или  форму
   N  080/у-97   "Направление  на  ребенка  до  18   лет   учреждения
   здравоохранения на медико-социальную экспертизу", вписать диагноз.
       Оценка и   анализ   результатов   экспертиз,    связанных    с
   освидетельствованием   и   направлением   пациентов  в  бюро  МСЭ.
   Основными потребителями информации  о  результатах  экспертиз  при
   направлении  пациентов  в  бюро  МСЭ могут быть:  руководство ЛПУ,
   органы  управления   здравоохранением   (в   том   числе   главные
   специалисты), структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).
       На основании  информации журнала формы N 035/у-02 составляется
   сводный    отчет    об    объемах    и    результатах    экспертиз
   освидетельствования и направления в бюро МСЭ в виде табл. 2.
   
                                                            Таблица 2
   
                     СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
             И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ
                   И НАПРАВЛЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В БЮРО МСЭ
   
   ----T-----------T-------T---T-----T---------T-----T------T----T--------T----¬
   ¦ N ¦    Цель   ¦Всего  ¦Об-¦Воен-¦Травма,  ¦ЧАЭС ¦С дет-¦Ре- ¦Трудовое¦Про-¦
   ¦п/п¦направления¦случаев¦щее¦ная  ¦связанная¦и др.¦ства  ¦бе- ¦увечье, ¦чие ¦
   ¦   ¦в бюро МСЭ ¦(кон-  ¦за-¦трав-¦с прохож-¦     ¦      ¦нок-¦профес- ¦    ¦
   ¦   ¦           ¦тинген-¦бо-¦ма   ¦дением   ¦     ¦      ¦ин- ¦сиональ-¦    ¦
   ¦   ¦           ¦ты, в  ¦ле-¦<*>  ¦воинской ¦     ¦      ¦ва- ¦ное за- ¦    ¦
   ¦   ¦           ¦т.ч.)  ¦ва-¦     ¦службы   ¦     ¦      ¦лид ¦болева- ¦    ¦
   ¦   ¦           ¦       ¦ние¦     ¦<*>      ¦     ¦      ¦    ¦ние <**>¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦ 1 ¦     2     ¦   3   ¦ 4 ¦  5  ¦    6    ¦  7  ¦   8  ¦  9 ¦   10   ¦ 11 ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦1  ¦Для первич-¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦ного уста- ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦новления   ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦инвалиднос-¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦ти, из них ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦1.1¦Признано   ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦инвалидами ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦   ¦1 гр.      ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦  x ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦   ¦2 гр.      ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦  x ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦   ¦3 гр.      ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦  x ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦2  ¦Для переос-¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦видетельст-¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦вования ин-¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦валидов,   ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦из них     ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦2.1¦Признано   ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦инвалидами ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦   ¦1 гр.      ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦  x ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦   ¦2 гр.      ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦  x ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦   ¦3 гр.      ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦  x ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦3  ¦Для уста-  ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦новления   ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦возмещения ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦ущерба     ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦4  ¦Другие цели¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦5  ¦Итого (1 + ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦2 + 3 + 4) ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   +---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+----+
   ¦6  ¦Дано заклю-¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦чений по   ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦трудо-     ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   ¦   ¦устройству ¦       ¦   ¦     ¦         ¦     ¦      ¦    ¦        ¦    ¦
   L---+-----------+-------+---+-----+---------+-----+------+----+--------+-----
   
       --------------------------------
       <*> Включаются  данные  о  пациентах,  имеющих   военные   или
   военно-медицинские   документы  или  документы  о  причине  увечья
   (заболевания),  связанного  с  исполнением  обязанностей   военной
   службы, участием в других боевых действиях.
       <**> Включаются данные о пациентах,  имеющих документы "Акт  о
   несчастном  случае  на  производстве  (ф.  Н-1)  или  акт о случае
   профессионального заболевания".
   
       На основании   данных    табл.   2   рассчитываются  следующие
   показатели:
       1. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3
   группы) (удельный вес).
       2. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3
   группы) (удельный вес) по  причинам  (общее  заболевание,  военная
   травма,  трудовое  увечье  и  т.д.)  -  структура причин первичной
   инвалидности (1, 2, 3 группы).
       3. Процент лиц с установленной инвалидностью (1,  2, 3 группы)
   из числа направленных для переосвидетельствования (удельный вес).
       4. Процент лиц с установленной инвалидностью (1,  2, 3 группы)
   после переосвидетельствования (удельный вес)  по  причинам  (общее
   заболевание,  военная травма,  трудовое увечье и т.д.) - структура
   причин инвалидности после переосвидетельствования.
       5. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование
   и направление в бюро МСЭ, по группам инвалидности (1, 2, 3 группы)
   за год (в %).
       6. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование
   и направление в бюро МСЭ, по причинам инвалидности за год (в %).
       7. Частота  первичной  инвалидности  на  1000   обслуживаемого
   взрослого  населения  (без учета детей-инвалидов).  Отдельно можно
   рассчитать  показатель  детской  первичной  инвалидности  на  1000
   детского населения.
       8. Показатели динамики инвалидности:
       - процент  инвалидов  с  установленной  более  тяжелой группой
   инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу);
       - процент  инвалидов  с  установленной  более  легкой  группой
   инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу);
       - процент лиц, у которых снята группа инвалидности.
       9. Процент инвалидов (1,  2, 3 групп), имеющих рекомендации по
   медицинской реабилитации.
       Данные показатели необходимы для  оценки  здоровья  населения,
   планирования   мероприятий   ЛПУ   по   реабилитации,  обоснования
   мероприятий   по   планированию   медико-социальной   помощи    со
   структурами социальной защиты.
       Если при   проведении   освидетельствования   и    направлении
   пациентов  в  бюро  МСЭ  проводилась экспертиза качества лечебных,
   профилактических или реабилитационных  мероприятий  и  заполнялись
   графы  12,   13,  14,  то  рекомендуется  рассчитывать  показатели
   качества        лечебно-диагностического       (профилактического,
   реабилитационного)  процесса  и  процент  случаев  с   достигнутым
   результатом  (см.  показатели   в    разделе   3.1    Методических
   рекомендаций).
       2.3. Экспертиза других случаев,  требующих решения  КЭК,  либо
   случаев,     определенных    действующими    законодательными    и
   нормативно-правовыми актами.
       Учет. Задачей   большинства  этих  экспертиз  является  оценка
   состояния здоровья пациентов, определение соответствия их здоровья
   и  условий  жизнедеятельности  существующим  правовым положениям и
   социальным льготам,  т.е.  определение  нуждаемости  в  социальной
   защите  и  поддержке,  а  также возможности осуществлять отдельные
   виды деятельности (вождение транспортных средств, ношение оружия и
   др.).
       В графе 10   отмечается  характеристика  случая  экспертизы  в
   соответствии с Инструкцией.
       При проведении  таких  экспертиз  не  требуется   обязательной
   оценки качества оказанной медицинской помощи (графы  12,   13,  14
   могут не заполняться). В графе 16 указывается дата выдачи справки.
   Также не заполняются графы 17,  18.  В  графу  19  (дополнительная
   информация,  примечания) могут быть внесены даты получения запроса
   из учреждения или обращения пациента.  Результаты  этих  экспертиз
   оформляются в виде справок.
   
   Форма типовой справки
   по заключениям экспертиз по медико-социальным
   проблемам, проводимых членами КЭК
   
   Название лечебно-профилактического учреждения
   
                               СПРАВКА N
   
       Назначение справки. Цель справки.
       Выдана ____________________ Год рождения _____________________
                    (кому)
       Адрес ________________________________________________________
       На основании освидетельствования гр. _______________, его (ее)
       медицинских документов, также ________________________________
       ______________________________________________________________
            (указывается правовой документ, на который ссылаются)
                        (заключение и рекомендации)
       Клинико-экспертная комиссия:
       Ф.И.О. экспертов:
       Подпись
       Дата выдачи справки:
       Печать
   
       Например:
   "Поликлиника N 1 Северного административного округа
   г. Москвы"
   
                           Справка N 333 <*>
                "О праве на дополнительную жилую площадь
                       в виде отдельной комнаты"
   
       --------------------------------
       <*> Номер  соответствует  номеру  регистрации  по  журналу  ф.
   N 035/у-02.
   
       Назначение справки. Цель справки.
       Выдана: Иванову  И.И.  Год рождения:  1938 г.  р.  Адрес:  ул.
   Дмитровская, д. 1, кв. 1.
       Основание для заключения и рекомендации. Если имеется правовой
   документ,  то его необходимо указать (название, номер и дата). "На
   основании  освидетельствования гр.  Иванова И.И.,  его медицинских
   документов,  а  также   Постановления   Правительства   Российской
   Федерации  от  28.02.96 N 214 Иванов И.И.,  проживающий по адресу:
   ул.  Дмитровская, д. 1, кв. 1, имеет право на дополнительную жилую
   площадь в виде отдельной комнаты".
       Кем выдана справка.
       Подписи с указанием фамилий и инициалов.
       "Клинико-экспертная комиссия":
       Ф.И.О. экспертов:
       Подпись
       Сафонова А.А.
       Терехова О.К.
       Сидорова Т.П.
       Дата выдачи справки: "21.02.2002"
       Печать
   
       Оценка и  анализ  экспертиз других случаев,  требующих решения
   КЭК,  либо случаев,  определенных действующими законодательными  и
   нормативно-правовыми    актами.    Потребителями    информации   о
   результатах этих экспертиз могут  быть:  руководство  ЛПУ,  органы
   управления здравоохранением (в т.ч.  главные специалисты),  другие
   внешние структуры, пациенты.
       На основании информации журнала формы N  035/у-02 составляется
   сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде таблицы 3.
   
                                                            Таблица 3
   
              СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
             ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ
                  МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ
   
   ----T------------------------------------T---------T-------------¬
   ¦ N ¦   Назначение экспертизы или виды   ¦Проведено¦   Получено  ¦
   ¦п/п¦            справок <*>             ¦  всего  ¦положительных¦
   ¦   ¦                                    ¦         ¦  заключений ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦1  ¦Улучшение жилищных условий          ¦         ¦             ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦2  ¦Академический отпуск и др. проблемы ¦         ¦             ¦
   ¦   ¦обучения и аттестации               ¦         ¦             ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦3  ¦Рекомендации по трудоустройству     ¦         ¦             ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦4  ¦О годности к управлению транспорт-  ¦         ¦             ¦
   ¦   ¦ными средствами                     ¦         ¦             ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦5  ¦О возможности ношения оружия        ¦         ¦             ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦6  ¦Прочие                              ¦         ¦             ¦
   +---+------------------------------------+---------+-------------+
   ¦   ¦Итого:                              ¦         ¦             ¦
   L---+------------------------------------+---------+--------------
   
       --------------------------------
       <*> Перечень экспертиз определяет ЛПУ.
   
       На основании  данных   табл.  3   можно  рассчитать  структуру
   выданных  справок,  удельный вес положительных заключений.  Данные
   таблицы 3 об объемах КЭР  по  другим  медико-социальным  проблемам
   служат  основой  для  планирования  времени  и составления графика
   работы КЭК и объема платных услуг ЛПУ.
       2.4. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения.
       Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются.
       В графе  15,  если  оформляется  выдача льготного рецепта,  то
   наряду с диагнозом рекомендуется  указывать  N  рецепта,  название
   препарата,  дозировка, количество выписанного препарата, кратность
   приема.  Если пациенту отказано в выдаче льготного лекарства, то в
   этой  же графе 15 указывается причина отказа.  Здесь же могут быть
   даны рекомендации о замене препаратов [9].
       Оценка и анализ результатов экспертиз льготного лекарственного
   обеспечения. Потребителями информации об этом виде экспертиз могут
   быть:  органы  управления  здравоохранением,  фонды  обязательного
   медицинского    страхования   и   страховые   компании,   аптечные
   учреждения.
       Итоговая сводная информация оформляется в виде табл. 4.
   
                                                            Таблица 4
   
         СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
            ПО ЛЬГОТНОМУ _______ ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
   
   ----T-------------T-------------------T-----------T--------------¬
   ¦ N ¦  Льготные   ¦  Выдано льготных  ¦ Отказано  ¦     Итого    ¦
   ¦п/п¦категории <*>¦      рецептов     ¦           ¦              ¦
   ¦   ¦             +---------T---------+           ¦              ¦
   ¦   ¦             ¦бесплатно¦   50%   ¦           ¦              ¦
   ¦   ¦             ¦         ¦стоимости¦           ¦              ¦
   +---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
   ¦ 1 ¦      2      ¦    3    ¦    4    ¦     5     ¦      6       ¦
   +---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
   ¦1  ¦             ¦         ¦         ¦           ¦              ¦
   +---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
   ¦2  ¦             ¦         ¦         ¦           ¦              ¦
   +---+-------------+---------+---------+-----------+--------------+
   ¦3  ¦             ¦         ¦         ¦           ¦              ¦
   L---+-------------+---------+---------+-----------+---------------
   
       --------------------------------
       <*> Перечень льготных категорий определяется ЛПУ.
   
       На основании данных табл. 4 рассчитываются: процент бесплатных
   рецептов и 50%  стоимости лекарств,  а также удельный вес выданных
   льготных  рецептов по отдельным социальным категориям (инвалиды 1,
   2, 3 групп, участники ВОВ и др.).
       Результаты проведенных  экспертиз  по льготному лекарственному
   обеспечению  могут   использоваться   для   углубленного   анализа
   получения  лекарств  пациентами отдельных категорий (периодичность
   получения лекарств и их наименование).
   
       3. Учет,   оценка  и  анализ  экспертиз  качества  медицинской
   помощи
       3.1. Экспертиза       качества        лечебно-диагностического
   (профилактического, реабилитационного) процесса.
       Учет. Экспертиза  качества  лечебно-диагностического  процесса
   является  функцией  должностных лиц - руководителей подразделений,
   заместителей   главных   врачей    ЛПУ,    КЭК    и    подкомиссий
   (лечебно-контрольной,  экспертизы нетрудоспособности,  по изучению
   летальных исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.).
       В настоящее  время  информация  о  каждом  случае  проведенной
   экспертизы или группе случаев  (с  заключением  и  рекомендациями)
   содержится   в   различных  учетных  формах  (протокол  экспертизы
   лечебно-диагностического  процесса,   акт   экспертизы   качества,
   экспертная  карта  оценки  лечебно-диагностического процесса,  акт
   проверки качества лечебного процесса и др.), разработанных ЛПУ или
   рекомендованных    органами    управления   здравоохранения.   При
   заполнении   графы  10   журнала N 035/у-02 "характеристика случая
   экспертизы" необходимо  помнить,  что  к  данному  виду  экспертиз
   относятся преимущественно случаи группировок 7 (см.  Инструкцию) -
   направленный  отбор  случаев для контроля лечебно-диагностической,
   профилактической  или  реабилитационной  деятельности,   а   также
   экспертизы   временной   нетрудоспособности   или  другие  случаи,
   определенные административно-правовыми актами.
       Для заполнения  графы 11 "вид экспертизы" необходимо различать
   по     наименованию     два     вида:     "экспертиза     качества
   лечебно-диагностического   (профилактического,  реабилитационного)
   процесса"  и  "экспертиза  качества  (эффективности)   медицинской
   помощи".   Основными   отличиями  этих  видов  экспертиз  являются
   особенности задач,  применяемых для оценки методических подходов и
   критериев  (характеристик)  качества.  При  проведении  экспертизы
   качества  лечебно-диагностического  процесса   проводится   оценка
   выполняемых   медицинских  технологий  по  таким  критериям,  как:
   результативность,  адекватность, своевременность, обоснованность в
   медицинской   документации,   соответствие   необходимого  объема,
   преемственность,  назначение  консультаций  и  др.,   без   оценки
   экономических     затрат     (экономической    эффективности)    и
   удовлетворенности    пациентов;    используется    преимущественно
   процессуальный  подход  к  оценке  качества.  Если  при экспертизе
   случая используются дополнительно  медико-экономические  критерии,
   удовлетворенность,   критерии   оценки   обслуживания  сестринским
   персоналом,  а также устанавливаются причинно-следственные  связи,
   то   такой  экспертный  случай  относится  к  экспертизе  качества
   (эффективности) медицинской помощи.
       Задачами экспертиз качества (эффективности) медицинской помощи
   является  установление  причинно-следственных  связей  процесса  и
   результатов,  рациональное использование финансовых (материальных)
   затрат,  оценка удовлетворенности пациента или  его  родственников
   (защита прав застрахованных).
       В графе 13   выявленные  дефекты  следует записывать кратко по
   алгоритмам   технологий:   обследование,   диагностика,   лечение,
   контроль лечения,  реабилитация (деф.  обсл., леч., оформл. док.).
   Если  экспертный  случай  содержит  информацию,   которую   трудно
   записать  в  формализованном  виде  или  по  другим  причинам,  то
   указывается  номер  первичного  документа  экспертизы  (экспертной
   карты,   протокола   экспертизы,   акта   экспертной   оценки  или
   экспертного заключения) и его дата.
       В графе 15, кроме свободного текстового изложения заключения и
   его обоснования,  а также рекомендаций, необходимо указать диагноз
   экспертов.
       Если после    экспертизы   качества   лечебно-диагностического
   процесса возникла необходимость направления пациента  в  бюро  МСЭ
   или другие учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18.
       Если в ЛПУ проводится оценка качества лечебно-диагностического
   процесса  с  расчетом  коэффициента  уровня качества лечения (УКЛ)
   либо с расчетом  баллов  по  этапам  лечебного  процесса,  то  эта
   информация записывается в  графу 19   (дополнительная  информация,
   примечания).
       Оценка и     анализ     результатов     экспертиз     качества
   лечебно-диагностического (профилактического или реабилитационного)
   процесса.  Потребителями информации о результатах  этих  экспертиз
   могут быть:  руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в
   том числе главные специалисты),  фонды медицинского и  социального
   страхования, страховые компании.
       На основании информации журнала формы N 035/у-02 рекомендуется
   составлять годовую  сводку  об  объемах  и  результатах  экспертиз
   качества лечебно-диагностического процесса совместно с информацией
   об экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N  5,  6,
   которые представлены ниже.
       3.2. Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи.
       Учет. Как  было  сказано выше,  основными отличиями экспертизы
   КМП    от     экспертизы     качества     лечебно-диагностического
   (профилактического, реабилитационного) процесса являются:
       - установление причинно-следственных связей  влияния  дефектов
   на последующий этап или результат процесса;
       - оценка   деятельности   врача   и   медицинских   работников
   (выполнение медицинских технологий);
       - оценка использования затрат на медицинскую помощь;
       - оценка удовлетворенности пациента или его родственников;
       - оценка степени риска проведенных медицинских технологий и их
   роль в возникновении новых заболеваний.
       Все графы  журнала   формы  N  035/у-02  заполняются,  как при
   проведении экспертизы качества лечебно-диагностического  процесса.
   В  отдельных  случаях  установленные  дефекты могут отмечаться и в
   графе 15 (обоснование заключения экспертов).
       Так же, как и при экспертизе качества лечебно-диагностического
   процесса,  результаты оценок КМП (баллы, уровень качества лечения,
   интегральный критерий качества и эффективности) отмечаются в графе
   19 (дополнительная информация, примечания).
       Оценка и анализ  результатов  экспертиз  качества  медицинской
   помощи. Потребителями информации о результатах экспертиз КМП могут
   быть:  руководство ЛПУ,  орган управления здравоохранением (в  том
   числе  главные  специалисты),  фонды  медицинского  и  социального
   страхования,  страховые  компании,  а  также   другие   структуры,
   заинтересованные в экспертных оценках КМП.  ЛПУ может использовать
   результаты  экспертных  оценок  для  морального  и   материального
   стимулирования, для изучения эффективности проводимых мероприятий,
   для     планирования     мероприятий     по      совершенствованию
   лечебно-диагностической,   профилактической   и   реабилитационной
   деятельности.  Итоговая сводка об объемах и результатах  экспертиз
   КМП представлена в виде табл. 5 и 6.
   
                                                            Таблица 5
   
                     СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
                    И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА
                     МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200_ Г.
   
   ----T-------------------T--------------T------T------------------¬
   ¦   ¦Экспертизы качества¦    Случаи    ¦Из них¦    В том числе   ¦
   ¦   ¦медицинской помощи +----T---------+с де- +----T----T---T----+
   ¦   ¦                   ¦все-¦качества ¦фекта-¦об- ¦ди- ¦ле-¦про-¦
   ¦   ¦                   ¦го  ¦лечебно- ¦ми (из¦сле-¦аг- ¦че-¦чие ¦
   ¦   ¦                   ¦    ¦диагнос- ¦графы ¦до- ¦нос-¦ния¦<**>¦
   ¦   ¦                   ¦    ¦тического¦3)    ¦ва- ¦тики¦   ¦    ¦
   ¦   ¦                   ¦    ¦процесса ¦      ¦ния ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦ 1 ¦         2         ¦ 3  ¦    4    ¦  5   ¦ 6  ¦ 7  ¦ 8 ¦ 9  ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦1  ¦Проведено всего, в ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦т.ч. случаев       ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦2  ¦с летальным исходом¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦3  ¦осложнений (внутри-¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦больничного инфици-¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦рования)           ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦4  ¦случаев расхождений¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦диагнозов          ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦5  ¦повторной госпита- ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦лизации            ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦6  ¦случаев с отклоне- ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦нием сроков лечения¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦7  ¦сложных клинико-   ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦экспертных случаев ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦8  ¦первичного установ-¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   ¦   ¦ления инвалидности ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   +---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+----+
   ¦9  ¦другие <*>         ¦    ¦         ¦      ¦    ¦    ¦   ¦    ¦
   L---+-------------------+----+---------+------+----+----+---+-----
   
       --------------------------------
       <*> Перечень строк определяется ЛПУ.
       <**> Перечень определяется ЛПУ.
   
                                                            Таблица 6
   
                     СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
          И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
                В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200_ Г.
   
   -----T-----------T--------------T-----T------------------T-------¬
   ¦    ¦Экспертизы ¦    Случаи    ¦Из   ¦    В том числе   ¦С дос- ¦
   ¦    ¦ качества  +----T---------+них с+----T----T---T----+тигну- ¦
   ¦    ¦медицинской¦все-¦качества ¦де-  ¦об- ¦ди- ¦ле-¦про-¦тым ре-¦
   ¦    ¦  помощи   ¦го  ¦лечебно- ¦фек- ¦сле-¦аг- ¦че-¦чие ¦зульта-¦
   ¦    ¦           ¦    ¦диагнос- ¦тами ¦до- ¦нос-¦ния¦<**>¦том (из¦
   ¦    ¦           ¦    ¦тического¦(из  ¦ва- ¦тики¦   ¦    ¦графы  ¦
   ¦    ¦           ¦    ¦процесса ¦графы¦ния ¦    ¦   ¦    ¦3)     ¦
   ¦    ¦           ¦    ¦         ¦3)   ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦ 1  ¦     2     ¦ 3  ¦    4    ¦  5  ¦ 6  ¦ 7  ¦ 8 ¦ 9  ¦  10   ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦1   ¦Проведено  ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   ¦    ¦всего, в   ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   ¦    ¦т.ч. с за- ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   ¦    ¦болеваниями¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   ¦    ¦<*>        ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦2   ¦           ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦3   ¦           ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦4   ¦           ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦5   ¦           ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   +----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+-------+
   ¦6   ¦           ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   ¦<**>¦           ¦    ¦         ¦     ¦    ¦    ¦   ¦    ¦       ¦
   L----+-----------+----+---------+-----+----+----+---+----+--------
   
       --------------------------------
       <*> Перечень заболеваний определяет ЛПУ.
       <**> Перечень определяется ЛПУ.
   
       На основании   данных    табл.   5   рассчитываются  следующие
   показатели:
       1. Процент        проведенных        экспертиз        качества
   лечебно-диагностического процесса  среди  всех  случаев  экспертиз
   качества медицинской помощи (удельный вес).
       2. Процент  экспертиз  с  выявленными  дефектами  среди   всех
   случаев  экспертиз  качества медицинской помощи (частота случаев с
   дефектами).
       3. Процент  экспертиз  с выявленными дефектами среди отдельных
   экспертных случаев  (с  летальным  исходом,  осложненных  и  т.д.)
   (частота случаев с дефектами среди отдельных экспертиз).
       4. Процент  экспертиз   с   дефектами   этапов   обследования,
   диагностики,  лечения и др.  среди всех случаев (частота случаев с
   дефектами  обследования,  диагностики,   лечения   и   др.).   Для
   планирования   мероприятий   по   повышению  квалификации  врачей,
   изучения причин  возникновения  дефектов  рекомендуется  проводить
   углубленный   анализ   вышеперечисленных  показателей  по  врачам,
   отделениям,  в динамике по кварталам,  полугодиям.  Так, например,
   могут    рассчитываться    показатели    расхождения    диагнозов,
   установленных лечащими врачами и экспертами  (частота  расхождения
   диагнозов).
       Итоговая сводная информация об объемах и результатах экспертиз
   качества медицинской помощи в зависимости от заболеваний пациентов
   представлена в табл. 6.
       На основании  данных  табл.  6  можно   рассчитать   следующие
   показатели:
       1. Процент   экспертиз    качества    лечебно-диагностического
   процесса  пациентов  с отдельными заболеваниями среди всех случаев
   оценки КМП (удельный вес).
       2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди пациентов с
   отдельными  заболеваниями   (частота   случаев   с   дефектами   в
   зависимости от заболеваний).
       3. Процент  экспертиз   с   дефектами   этапов   обследования,
   диагностики,   лечения   или   других  этапов  среди  пациентов  с
   отдельными   заболеваниями   (частота    случаев    с    дефектами
   обследования, диагностики, лечения в зависимости от заболеваний).
       4. Процент экспертных случаев  КМП  (всего  или  по  отдельным
   заболеваниям)  с достигнутым результатом (результативность в целом
   или по отдельным заболеваниям).
       При применении  отдельных  методик  экспертизы  КМП  и расчете
   специальных  показателей  частоты  дефектов,  нарушений  или   при
   использовании  других  коэффициентов  КМП  (УКЛ  в  зависимости от
   заболеваний,  по отделениям) данные могут быть представлены в виде
   дополнительных таблиц.
   
       4. Организационно-методические  основы  создания   мониторинга
   дефектов     или     других     нарушений,     установленных     в
   лечебно-профилактических учреждениях
       Для непрерывного  совершенствования (улучшения) КМП населению,
   оценки  эффективности  проводимых  мероприятий  в  ЛПУ,  выявления
   проблем  медицинского  обслуживания  населения  необходима  оценка
   текущей и сводной информации  результатов  экспертных  оценок  при
   внутреннем  и  вневедомственном  контроле,  данных социологических
   опросов  и  анкетирования,   а   также   медико-экономического   и
   клинико-экономического анализа.
       Информация журнала ф. N 035/у-02, а также сводная информация о
   результатах  экспертных  оценок  за  определенный  период  времени
   (месяц,  квартал,  год) позволяет создать  основу  мониторинга  за
   выявленными  дефектами в динамике в зависимости от заболеваний.  В
   большинстве  сводок  должны  быть  отражены   вопросы   соблюдения
   технологии       лечебно-диагностического      (профилактического,
   реабилитационного)  процесса  и  достижения  результата.  Примером
   обобщения такой информации могут быть табл. 7 и 8.
   
                                                            Таблица 7
   
                    ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ
               С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА)
                 И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ
   
   --------T------------------------T-------------------------------¬
   ¦   N   ¦  Экспертизы пациентов  ¦     Периоды (квартал, год)    ¦
   ¦  п/п  ¦   с заболеваниями <*>  +-------T-------T-------T-------+
   ¦       ¦                        ¦   1   ¦   2   ¦   3   ¦   4   ¦
   +-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦1      ¦                        ¦       ¦       ¦       ¦   4   ¦
   +-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦2      ¦                        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦3      ¦                        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦4 <*>  ¦                        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +-------+------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦5      ¦всего                   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   L-------+------------------------+-------+-------+-------+--------
   
       --------------------------------
       <*> Перечень заболеваний и строк определяет ЛПУ.
   
                                                            Таблица 8
   
                 ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ,
                            ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ
   
   ---T--------------------------------T----------------------------¬
   ¦N ¦           Экспертизы           ¦   Периоды (квартал, год)   ¦
   ¦п/¦                                +------T-------T------T------+
   ¦п ¦                                ¦  1   ¦   2   ¦  3   ¦  4   ¦
   ¦  ¦                                +------+-------+------+------+
   ¦  ¦                                ¦          Дефекты           ¦
   +--+--------------------------------+------T-------T------T------+
   ¦  ¦                1               ¦   2  ¦   3   ¦   4  ¦  5   ¦
   +--+--------------------------------+------+-------+------+------+
   ¦1 ¦Временной нетрудоспособности    ¦      ¦       ¦      ¦      ¦
   +--+--------------------------------+------+-------+------+------+
   ¦2 ¦Освидетельствование и           ¦      ¦       ¦      ¦      ¦
   ¦  ¦направление в бюро МСЭ          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦
   +--+--------------------------------+------+-------+------+------+
   ¦3 ¦Качества медицинской помощи     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦
   +--+--------------------------------+------+-------+------+------+
   ¦4 ¦Прочие                          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦
   +--+--------------------------------+------+-------+------+------+
   ¦5 ¦Всего                           ¦      ¦       ¦      ¦      ¦
   L--+--------------------------------+------+-------+------+-------
   
       В табл. 7 вносится информация из табл.  6   либо  рассчитанный
   процент   экспертных   случаев   КМП   с  достигнутым  результатом
   (результативность в целом или по отдельным заболеваниям).
       По данным  табл.  8  можно  судить  об  успешности  выполнения
   мероприятий  по совершенствованию управления качеством медицинской
   помощи в  ЛПУ,  а  также  улучшению  работы  по  медико-социальной
   поддержке и защите населения.
       В табл.  8 вносится информация из табл.  1 и 5 либо показатель
   частоты (%) экспертиз, имеющих дефекты.
   
                           Список литературы
   
       1. Приказ Минздрава России  и Федерального фонда обязательного
   медицинского страхования от 24.10.96 N 363/77 "О совершенствовании
   контроля   качества   медицинской   помощи   населению  Российской
   Федерации".
       2. Приказ Минздрава России и Фонда социального страхования  РФ
   от  06.10.98  N  291/167  "Об  утверждении  Инструкции  о  порядке
   осуществления  контроля  за  организацией   экспертизы   временной
   нетрудоспособности".
       3. Приказ Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы
   учета   клинико-экспертной   работы   в   лечебно-профилактических
   учреждениях".
       4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании
   граждан в РСФСР" (Изменения - Закон РФ от 20.04.93 N 4741-1).
       5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите
   инвалидов в Российской Федерации".
       6. Федеральный  закон  от  24.07.98  N 125-ФЗ "Об обязательном
   социальном страховании от несчастных  случаев  на  производстве  и
   профессиональных заболеваний".
       7. Приказ  Минздравмедпрома  РФ  от  13.01.95  N 5 "О мерах по
   совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности".
       8. Приказ  Минздравмедпрома   РФ   от   19.10.94   N   206   и
   Постановление  Фонда  социального  страхования РФ от 19.10.94 N 21
   "Об  утверждении   Инструкции   о   порядке   выдачи   документов,
   удостоверяющих  временную нетрудоспособность граждан" (Приложение:
   Инструкция о порядке выдачи документов,  удостоверяющих  временную
   нетрудоспособность граждан).  Изменения и дополнения - см.  Приказ
   Минздравмедпрома  РФ  от  25.06.96  N  267,  Постановление   Фонда
   социального страхования РФ от 25.06.96 N 66.
       9. Приказ  Минздрава  России от 23.08.99 N 328 "О рациональном
   назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на
   них  и  порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)"
   (в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3).
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz