ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2002 года
Дело N 26-Г02-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Пирожкова В.Н.,
Еременко Т.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 19 декабря 2002 г. дело по
кассационной жалобе Народного Собрания - Парламента Республики
Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 26
августа 2002 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пирожкова В.П., объяснения представителя Народного Собрания -
Парламента Республики Ингушетия Битиева М.А., поддержавшего доводы
жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой
М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству и
недействующим постановления Народного Собрания - Парламента
Республики Ингушетия от 29 марта 2001 г. "О внесении изменений и
дополнений в постановление Народного Собрания - Парламента
Республики Ингушетия от 25 июля 1996 г. "О разграничении объектов
государственной собственности на территории Республики Ингушетия",
которым в Перечень расположенных на территории Республики
Ингушетия объектов государственной собственности, признаваемых
федеральной собственностью Российской Федерации, не включены
предприятия нефтяного комплекса республики.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 августа
2002 г. заявление прокурора удовлетворено, оспариваемое
постановление признано недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его принятия.
В кассационной жалобе Народное Собрание - Парламент Республики
Ингушетия просит отменить решение и производство по делу
прекратить, поскольку по делу уже имеется определение о принятии
отказа от заявленных требований. Кроме того, не соглашаясь с
решением, Народное Собрание - Парламент Республики ссылается на
то, что суд без достаточных оснований признал незаконным
исключение из перечня имущества, признаваемого федеральной
собственностью, предприятий нефтяного комплекса Республики
Ингушетия.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы
жалобы, приходит к следующему выводу.
Как установил суд, внося изменения и дополнения оспариваемым
правовым актом в Постановление от 25 июля 1996 г. "О разграничении
объектов государственной собственности на территории Республики
Ингушетия", законодательный орган Республики не включил в Перечень
объектов, признаваемых федеральной собственностью, предприятия
нефтяного комплекса Республики, к которым, в частности, относится
ГУП "Ингушнефтегазхимпром".
Между тем Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность" (Приложение N 1) такие предприятия (предприятия
добывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса)
являются объектами, относящимися исключительно к федеральной
собственности.
Кроме того, распоряжением Президента Российской Федерации от 18
марта 1992 г., утвердившим Положение об определении пообъектного
состава федеральной, государственной и муниципальной собственности
в Российской Федерации, запрещена передача в собственность
субъектов Российской Федерации объектов, находящихся в федеральной
собственности.
Таким образом, постановление Народного Собрания - Парламента
Республики Ингушетия от 29 марта 2001 г. "О внесении изменений и
дополнений в постановление Народного Собрания - Парламента
Республики Ингушетия от 25 июля 1996 г. "О разграничении объектов
государственной собственности на территории Республики Ингушетия"
в части невключения в Перечень расположенных на территории
Республики Ингушетия объектов, признаваемых федеральной
собственностью, предприятий нефтяного комплекса Республики
противоречит указанным выше федеральным правовым актам и не
действует со дня вступления решения в законную силу. В указанной
части решение, которым суд признал недействительным весь правовой
акт со дня его принятия, подлежит уточнению.
Доводы кассационной жалобы о прекращении производства по
настоящему делу нельзя признать правильными, поскольку
определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 3 апреля 2001
г. прекращено производство по делу по заявлению прокурора о
признании недействительным другого правового акта Республики
Ингушетия (л.д. 192). В отношении оспариваемого правового акта
судом не принималось каких-либо судебных постановлений.
Что же касается доводов жалобы по существу спора, а именно о
возможности передачи предприятий нефтяного комплекса в
собственность Республики Ингушетия, то выводы, по которым нельзя
согласиться с таким доводом, изложены в определении Судебной
коллегии.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 августа 2002
г. оставить без изменения.
Уточнить резолютивную часть решения и признать противоречащим
федеральному законодательству и недействующим со дня вступления
решения в законную силу постановление Народного Собрания -
Парламента Республики Ингушетия от 29 марта 2001 г. "О внесении
изменений и дополнений в постановление Народного Собрания -
Парламента Республики Ингушетия от 25 июля 1996 г. "О
разграничении объектов государственной собственности на территории
Республики Ингушетия" в части невключения в Перечень расположенных
на территории Республики Ингушетия объектов государственной
собственности, признаваемых федеральной собственностью,
предприятий нефтяного комплекса Республики Ингушетия.
Кассационную жалобу Народного Собрания - Парламента Республики
Ингушетия оставить без удовлетворения.
|