МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2002 г. N ИС-1120-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРИВЕДЕНИЯ В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В целях повышения транспортно-эксплуатационного состояния
федеральных автомобильных дорог, их долговечности и надежности,
обеспечения безопасности движения на них, а также оптимизации
средств, выделяемых на ремонт и содержание федеральных
автомобильных дорог:
1. Утвердить "Программу приведения в нормативное состояние
федеральных автомобильных дорог общего пользования" (далее -
Программа).
2. Руководителям структурных подразделений центрального
аппарата и государственных учреждений Росавтодора:
2.1. Организовать осуществление комплекса мероприятий,
направленных на реализацию Программы, утвержденной в пункте 1
настоящего распоряжения.
2.2. Учесть положения Программы при разработке проекта
Программы совершенствования и развития автомобильных дорог
Российской Федерации в период до 2025 года.
3. Руководителям органов управлений дорожным хозяйством,
структурных подразделений центрального аппарата и государственных
учреждений Росавтодора при ежегодном планировании работ по ремонту
и содержанию федеральных автомобильных дорог принимать за основу
положения Программы.
4. Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог
(Урманов И.А.) с учетом данных ежегодно проводимой диагностики
транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных
дорог вносить необходимые коррективы в Программу.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на Скворцова О.В.
Первый заместитель Министра
И.СЛЮНЯЕВ
Утверждаю
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации,
Руководитель
Государственной службы
дорожного хозяйства
Минтранса России
И.Н.СЛЮНЯЕВ
ПРОГРАММА
ПРИВЕДЕНИЯ В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - Программа приведения в нормативное
Программы состояние федеральных автомобильных
дорог общего пользования
Основание для - Государственная концепция содержания и
разработки Программы развития сети автомобильных дорог.
Национальная программа
совершенствования и развития сети
автомобильных дорог России на период
до 2010 г. "Дороги России XXI века".
Государственный контракт N ПО-12/563-1
от 30.10.02
Государственный - Государственная служба дорожного
заказчик Программы хозяйства Минтранса России
Основные разработчики - Департамент эксплуатации и сохранности
Программы автомобильных дорог, Росавтодор.
ГП "РОСДОРНИИ"
Цель и задачи - Целью Программы является уменьшение
Программы себестоимости автомобильных перевозок
за счет снижения потерь на транспорте
при перевозке грузов и экономии
пассажирами времени в пути, а также
снижение уровня аварийности на
федеральных автомобильных дорогах
общего пользования в результате
приведения их в нормативное состояние.
Условием достижения цели является
решение следующих задач:
совершенствование государственной
системы управления состоянием
федеральных автомобильных дорог общего
пользования;
совершенствование контрольно-надзорной
деятельности в области контроля
качества материалов и дорожных работ;
совершенствование государственной
политики в области сохранности
федеральных автомобильных дорог общего
пользования;
внедрение новых ресурсосберегающих
технологий, техники, материалов
Сроки и этапы - Программа должна быть выполнена
реализации Программы в период 2002 - 2010 годы.
1 этап - 2002 - 2005 годы.
2 этап - 2006 - 2010 годы
Основные мероприятия - Планомерное выполнение ремонтных
Программы работ и работ по содержанию
федеральных автомобильных дорог общего
пользования в соответствии с данной
Программой.
Повышение эффективности
административных решений в сфере
управления состоянием федеральных
автомобильных дорог общего пользования
за счет: использования объективных
данных о фактическом состоянии
дорожной сети; разработки
среднесрочных и ежегодных программ
ремонтных мероприятий на основе
результатов диагностики федеральных
автомобильных дорог; совершенствования
методов планирования ремонтных работ;
обеспечения норм содержания
федеральных автомобильных дорог.
Повышение качества материалов и
дорожных работ за счет:
совершенствования контрольно-надзорной
деятельности Росавтодора;
использования современных методов
контроля качества материалов и
дорожных работ; использования
международных стандартов управления
качеством материалов и дорожных работ;
использования улучшающих битум
добавок; использования прогрессивной
дорожной техники; использования
прогрессивных технологий; создания в
федеральных округах государственных
предприятий по получению качественного
щебня.
Обеспечение сохранности федеральных
автомобильных дорог общего пользования
за счет: регулирования проезда
автотранспортных средств, перевозящих
тяжеловесные и крупногабаритные грузы;
регулирования движения грузовых
автотранспортных средств в период
временного ограничения движения;
контроля за правильностью эксплуатации
грузовых автотранспортных средств;
правильной организации движения в
местах расположения объектов
придорожного сервиса; недопущения
несанкционированных съездов с дорог и
разворотов через разделительную
полосу; недопущения движения по
федеральным автомобильным дорогам и
искусственным сооружениям внедорожных
автотранспортных средств и
строительной техники; обеспечения
беспрепятственного водоотвода;
недопущения фактов вандализма на
автомобильных дорогах и искусственных
сооружениях.
Повышение эффективности использования
финансовых средств, направляемых на
ремонт и содержание федеральных
автомобильных дорог, за счет:
разработки и применения новых
ресурсосберегающих технологий, техники
и материалов; разработки новых схем
привлечения инвестиций;
совершенствования методов определения
приоритетности работ по ремонту и
содержанию дорог и мостов
Основные исполнители - Росавтодор.
Программы Органы управления дорожным хозяйством.
Профильные научно-исследовательские
организации
Объемы и источники - Источник финансирования - бюджет
финансирования Российской Федерации, бюджеты других
Программы уровней, частный капитал,
заимствования. Требующиеся объемы
финансирования работ по ремонту и
содержанию автомобильных дорог и
мостовых сооружений определяют
ежегодно на основе результатов
диагностики федеральных автомобильных
дорог и объемов выполненных ремонтных
работ
Ожидаемые конечные - Реализация Программы позволит получить
результаты реализации экономический эффект на федеральных
Программы автомобильных дорогах порядка 335
млрд. руб. и на искусственных
сооружениях - 60 млрд. руб.
Помимо этого в результате выполнения
Программы уровень аварийности на
федеральных автомобильных дорогах
снизится на 16%, а средний срок службы
искусственных сооружений увеличится с
50 до 65 лет
Организация контроля - Формы и методы организации управления
за исполнением реализацией Программы определяет
Программы Росавтодор. Общую техническую
координацию работ по
научно-техническому сопровождению
Программы осуществляет ГП "РОСДОРНИИ".
Контроль над реализацией Программы
осуществляет Департамент эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Недостаток средств, направляемых на эксплуатацию дорожной
сети, вызывает ее преждевременное разрушение. В результате
недостаточного финансирования увеличиваются потери государства,
вызванные снижением средней скорости движения транспортных
потоков, увеличением себестоимости автомобильных перевозок, ростом
затрат на обеспечение сохранности автомобильных дорог и мостовых
сооружений, ростом потерь от загрязнения окружающей среды и потерь
от ДТП. Долгосрочные потери выражаются в снижении
конкурентоспособности отечественных товаров на международных и
региональных рынках, а также в общем снижении темпов
экономического развития страны. Недостаточное финансирование
ремонтных работ приводит к прогрессирующим разрушениям дорожных
конструкций и искусственных сооружений. Отрицательные последствия
общей деградации дорожной сети сказываются не только на
эффективности работы автомобильного транспорта, но и во всей
национальной экономике и в социальной сфере страны.
Планирование средств, необходимых для ремонта дорожной сети,
осуществляется на основе результатов ежегодной диагностики
федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений с
учетом действующих межремонтных сроков службы. Выполненный анализ
показал, что за последние 12 лет ежегодно на ремонт федеральных
автомобильных дорог выделялось немногим более 10% от необходимого
объема финансирования. Это привело к тому, что к настоящему
времени из 46 тыс. км федеральных автомобильных дорог около 30
тыс. км нуждаются в ремонте.
Несвоевременное выполнение ремонтных работ и недостаточный
уровень содержания автомобильных дорог в конечном счете приводит к
увеличению общих затрат на их восстановление в 3 - 4 раза.
Накопившийся за последние 12 лет объем неотремонтированных
федеральных автомобильных дорог привел к общему ухудшению их
технико-эксплуатационного состояния, что стало причиной снижения
осредненного коэффициента обеспеченности расчетной скорости
автотранспортных средств приблизительно на 15%.
Недостаточное финансирование ремонтных работ на искусственных
сооружениях приводит к росту конечной стоимости их восстановления
приблизительно в 1,5 - 2 раза, при этом годовые убытки
пользователей автомобильными дорогами возрастают до 6 млрд. руб.
Одновременно недостаточное финансирование работ по содержанию
мостовых сооружений приводит к сокращению фактических межремонтных
сроков их службы в 2 - 3 раза.
В целом, дефицит средств, необходимых для ремонта и содержания
автомобильных дорог, приводит к 2 - 3-кратному увеличению
себестоимости автомобильных перевозок.
Проблема приведения в нормативное состояние федеральных
автомобильных дорог общего пользования относится к ряду важнейших
государственных проблем, решение которых должно рассматриваться в
качестве одной из основных социально-экономических задач
государства.
Программа будет выполняться с учетом:
- Национальной программы совершенствования и развития сети
автомобильных дорог России на период до 2010 г. "Дороги России XXI
века";
- концепции научно-технической политики в дорожном хозяйстве
России на период 1998 - 2005 гг.";
- "Важнейших направлений научных исследований в области
дорожного хозяйства на период до 2005 года";
- Программы "Развитие инновационной деятельности в дорожном
хозяйстве России на 2002 - 2005 годы";
- "Межведомственной программы развития дорожного
машиностроения России на 2001 - 2005 годы";
- "Межведомственной программы совершенствования
нормативно-технической базы дорожного хозяйства".
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является уменьшение себестоимости
автомобильных перевозок за счет снижения потерь на транспорте при
перевозке грузов и экономии пассажирами времени в пути, а также
снижение уровня аварийности на федеральных автомобильных дорогах
общего пользования в результате приведения их в нормативное
состояние. Условием достижения цели является решение следующих
задач: совершенствование государственной системы управления
состоянием федеральных автомобильных дорог общего пользования;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области
контроля качества материалов и дорожных работ; совершенствование
государственной политики в области сохранности федеральных
автомобильных дорог общего пользования; внедрение новых
ресурсосберегающих технологий, техники, материалов.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Цель Программы достигается на основе:
- планомерного выполнения ремонтных работ и работ по
содержанию федеральных автомобильных дорог общего пользования в
соответствии с данной Программой;
- повышения эффективности административных решений в сфере
управления состоянием федеральных автомобильных дорог общего
пользования за счет: использования объективных данных о
фактическом состоянии дорожной сети; разработки среднесрочных и
ежегодных программ ремонтных мероприятий на основе результатов
диагностики федеральных автомобильных дорог; совершенствования
методов планирования ремонтных работ; обеспечения норм содержания
федеральных автомобильных дорог;
- повышения качества материалов и дорожных работ за счет:
совершенствования контрольно-надзорной деятельности Росавтодора;
использования современных методов контроля качества материалов и
дорожных работ; использования международных стандартов управления
качеством материалов и дорожных работ; использования улучшающих
битум добавок; использования прогрессивной дорожной техники;
использования прогрессивных технологий; создания в федеральных
округах государственных предприятий по получению качественного
щебня;
- обеспечения сохранности федеральных автомобильных дорог
общего пользования за счет: регулирования проезда автотранспортных
средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы;
регулирования движения грузовых автотранспортных средств в период
временного ограничения движения; контроля за правильностью
эксплуатации грузовых автотранспортных средств; правильной
организации движения в местах расположения объектов придорожного
сервиса; недопущения несанкционированных съездов с дорог и
разворотов через разделительную полосу; недопущения движения по
федеральным автомобильным дорогам и искусственным сооружениям
внедорожных автотранспортных средств и строительной техники;
обеспечения беспрепятственного водоотвода; недопущения фактов
вандализма на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях;
- повышения эффективности использования финансовых средств,
направляемых на ремонт и содержание федеральных автомобильных
дорог, за счет: разработки и применения новых ресурсосберегающих
технологий, техники и материалов; разработки новых схем
привлечения инвестиций; совершенствования методов определения
приоритетности работ по ремонту и содержанию дорог и мостов.
Программа выполняется в период с 2002 до 2010 года. Разбивка
на этапы осуществлялась на основе оценки экономической
эффективности вложений с учетом "Национальной программы
совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на
период до 2010 года".
Основные мероприятия по реализации Программы представлены в
Приложении 1.
Проект
"Выполнение ремонтных работ и работ
по содержанию на федеральных автомобильных
дорогах общего пользования"
Основной целью проекта является повышение
технико-эксплуатационных качеств федеральных автомобильных дорог
общего пользования для приведения их в нормативное состояние. В
рамках проекта предполагается выполнить ремонтные работы и работы
по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений общим
объемом 342 млрд. руб. в период до 2010 года.
Сводная ведомость объемов капитального ремонта, ремонта и
содержания сети федеральных автомобильных дорог и искусственных
сооружений представлена в Приложении 2. Опорный среднесрочный план
ремонтных работ с адресами и видами работ представлен в отдельном
томе.
Проект
"Повышение эффективности административных
решений в сфере управления состоянием федеральных
автомобильных дорог общего пользования"
Основной целью проекта является снижение затрат на ремонт и
содержание федеральных автомобильных дорог и искусственных
сооружений за счет повышения эффективности управленческих решений.
Планируется совершенствовать центры управления производством.
В рамках проекта предполагается проведение ежегодной
диагностики федеральных автомобильных дорог для получения
объективных данных о фактическом состоянии дорожной сети.
На основе результатов диагностики планируется разработка
среднесрочных и ежегодных планов ремонтных мероприятий на основе
результатов диагностики федеральных автомобильных дорог.
Предполагается ежегодная корректировка среднесрочного плана
ремонтных мероприятий по результатам диагностики сети федеральных
автомобильных дорог и искусственных сооружений. По результатам
корректировки предусматривается возможная пролонгация Программы.
Опорный среднесрочный план ремонтных работ сформирован по
результатам инструментального обследования федеральных
автомобильных дорог и искусственных сооружений. Формирование плана
выполнено на основе расчета экономической эффективности вложений с
учетом следующих принципов:
- маршрутное планирование ремонтных работ;
- приоритетное планирование ремонтных работ на дорогах,
входящих в международные транспортные коридоры, и на
автомагистралях;
- приоритетное планирование ремонтных работ на участках
концентрации ДТП.
Сформированный по указанным принципам базовый план ремонтных
работ согласован с руководителями органов управления,
обслуживающих соответствующие федеральные автомобильные дороги.
В рамках научного сопровождения Программы планируется
выполнить работы по совершенствованию методов планирования
ремонтных работ.
На основе данных ежегодной диагностики федеральных
автомобильных дорог и данных о выполненных ремонтах базовый план
будет ежегодно уточняться.
Для обеспечения нормативных межремонтных сроков службы
дорожных одежд предусматривается выполнение организационных
мероприятий, обеспечивающих соблюдение норм содержания дорог и
мостов.
В Приложении 3 представлены основные мероприятия по реализации
проекта.
Проект
"Контроль и повышение качества материалов
и дорожных работ"
Основной целью проекта является обеспечение соблюдения
нормативных межремонтных сроков службы элементов автомобильных
дорог и искусственных сооружений за счет контроля и повышения
качества материалов и дорожных работ.
Предусматривается совершенствование контрольно-надзорной
деятельности Росавтодора за счет улучшения организационной
структуры и оснащения соответствующих подразделений и организаций
современным оборудованием, разработки и утверждения
нормативно-правовых документов.
Для более эффективного выполнения контрольно-надзорных функций
планируется использование современных методов контроля качества
материалов и дорожных работ.
Для эффективной организации контрольно-надзорной деятельности
планируется использование международных стандартов управления
качеством производства материалов и выполнения дорожных работ.
Для обеспечения соблюдения нормативных межремонтных сроков
службы асфальтобетонных покрытий планируется использование
улучшающих битум добавок. Планируется продолжить работу с
нефтяными компаниями по заключению договоров о производстве
дорожного битума.
Для обеспечения высокого качества дорожных работ планируется
производство и закупка прогрессивной дорожной техники согласно
специальной программе.
В проектах по ремонту автомобильных дорог и мостовых
сооружений в обязательном порядке будет предусматриваться
использование прогрессивных технологий.
В федеральных округах предусматривается создание
государственных предприятий по получению качественного щебня с
контрольным пакетом акций, находящихся в собственности
государства.
В Приложении 4 представлены основные мероприятия по реализации
проекта.
Проект
"Обеспечение сохранности федеральных
автомобильных дорог общего пользования"
Основной целью проекта является экономия ресурсов,
направляемых на эксплуатацию федеральных автомобильных дорог
общего пользования.
В рамках проекта предусматривается осуществить комплекс мер,
направленных на обеспечение сохранности федеральных автомобильных
дорог и мостов.
Планируется создание системы эффективного взаимодействия
ГИБДД, РТИ и Росавтодора по обеспечению безопасности дорожного
движения на участках дорог, требующих ремонта.
Предполагается строительство новых и совершенствование
существующих пунктов весового контроля для регулирования проезда
автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и
крупногабаритные грузы.
Планируется совершенствование системы регулирования движения
грузовых автотранспортных средств в период временного ограничения
движения.
Предусматривается совместно с органами РТИ и ГИБДД
предусмотреть мероприятия по усилению контроля за правильностью
эксплуатации грузовых автотранспортных средств и организацией
дорожного движения в местах расположения объектов придорожного
сервиса, не допускать фактов вандализма, возникновения
несанкционированных съездов с дорог и разворотов через
разделительную полосу, а также несанкционированного движения по
федеральным автомобильным дорогам и искусственным сооружениям
внедорожных автотранспортных средств и строительной техники.
Запланирована система технологических мероприятий по
обеспечению водоотвода земляного полотна.
В Приложении 5 представлены основные мероприятия по реализации
проекта.
Нормативно-правовое и научно-техническое
обеспечение реализации Программы
Одним из важных условий успешной реализации Программы является
проведение научно-исследовательских работ с целью формирования
нормативно-правовой, научно-технической и
организационно-методической базы.
Основные направления НИОКР, обеспечивающие создание механизма
реализации Программы, приведены в Приложениях N 3 - 5 в составе
основных мероприятий по проектам.
Важнейшей частью механизма реализации Программы является
использование новых эффективных технологий и материалов при
ремонте и содержании автомобильных дорог и мостов. Освоение новых
технологий и материалов будет происходить в соответствии с
"Временным руководством по организации освоения инноваций при
проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании
автомобильных дорог и сооружений на них". К основным направлениям,
по которым будет происходить освоение инноваций, относятся:
- производство и применение модифицированных битумов и
битумных эмульсий;
- использование современных эффективных органоминеральных
смесей;
- использование синтетических материалов в дорожной одежде и
земляном полотне;
- применение современных методов ямочного ремонта, ремонта
трещин, поверхностной обработки дорожных покрытий и устройства
слоев износа;
- применение эффективных материалов для гидроизоляции слоев и
конструкций;
- современные способы ремонта и реконструкции мостовых
сооружений с использованием новых деформационных швов;
- применение прогрессивных методов стабилизации грунтов;
- прогрессивные способы восстановления дорожных одежд;
- применение местных строительных материалов, металлургических
шлаков и горнорудных отходов.
Важным условием успешной реализации Программы является
разработка новых схем привлечения инвестиций, а также
совершенствование методов определения приоритетности работ по
ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений.
Создание правовой базы будет базироваться на подготовке
федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности. В развитие закона должен быть подготовлен комплекс
нормативно-правовых актов, которые составят систему
законодательства в дорожной отрасли. Необходимая для этого система
знаний формируется в результате проведения
научно-исследовательских работ, ориентированных на создание
системы программно-целевого управления дорожным хозяйством.
В Приложении 6 приведены первоочередные
научно-исследовательские работы, которые планируется осуществить в
рамках Программы. Эти темы должны быть начаты в 2002 - 2003 годах.
В дальнейшем, по мере корректировки Программы, список тем будет
уточняться и дополняться.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий объем ассигнований, требующийся на финансирование
Программы, складывается из сумм, необходимых для ликвидации
накопившихся ремонтных работ на федеральных автомобильных дорогах
и мостах, сумм, необходимых для их ежегодного ремонта, сумм,
требующихся на их содержание, и сумм, необходимых для выполнения
2, 3 и 4 проектов и работ по научному сопровождению Программы.
Конкретные объемы финансирования уточняются ежегодно.
Источники финансирования - бюджет Российской Федерации,
бюджеты других уровней, частный капитал и заимствования. Объемы и
структура финансирования работ по ремонту и содержанию федеральных
автомобильных дорог и мостов приведены в Приложении 2. Они могут
ежегодно уточняться на основе результатов диагностики федеральных
автомобильных дорог и мостов, а также объемов выполненных
ремонтных работ.
Четкое выполнение проектов Программы и широкое использование
эффективных материалов, технологий и оборудования может стать
значительным источником экономии запланированных на выполнение
Программы средств.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Формы и методы организации управления реализацией Программы
определяются государственным заказчиком - Государственной службой
дорожного хозяйства Минтранса Российской Федерации.
Программные мероприятия предусматривается реализовывать на
основе государственных контрактов органов государственного
управления с хозяйствующими субъектами на территории Российской
Федерации. Тематику по научному сопровождению Программы
предусматривается реализовывать на основе государственных
контрактов, заключаемых в установленном порядке в соответствии с
ежегодными планами НИОКР. Государственные контракты заключаются
государственным заказчиком с исполнителем, победившим в конкурсе.
В ходе реализации Программы перечень мероприятий, объемы и сроки
их выполнения могут быть скорректированы, изменены или дополнены
по решению государственного заказчика Программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет
Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса Российской
Федерации.
Ежегодные мероприятия по ремонту федеральных автомобильных
дорог и искусственных сооружений выполняются согласно
соответствующим пунктам федерального бюджета РФ с учетом опорных
планов ремонтных работ, сформированных на основе диагностики сети
федеральных автомобильных дорог.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации Программы ожидается: постепенное
сокращение нуждающихся в ремонте участков федеральных
автомобильных дорог; более эффективное планирование дорожного
бюджета; более эффективное использование выделенных дорожной
отрасли средств; более эффективное управление состоянием сети
федеральных автомобильных дорог.
С целью обеспечения эффективности финансовых вложений в
ремонтные работы в рамках Программы необходимо:
- соблюдать нормативные межремонтные сроки службы, для чего
должен быть обеспечен в полном объеме высокий уровень содержания
отремонтированных участков автомобильных дорог и искусственных
сооружений;
- обеспечить сохранность отремонтированных участков
автомобильных дорог и искусственных сооружений;
- обеспечить требуемое качество используемых материалов и
соблюдение установленных технологий при ремонте автомобильных
дорог и искусственных сооружений;
- запланировать и выполнить комплекс
организационно-методических мероприятий, обеспечивающих
эффективность финансовых вложений в ремонтные работы:
планирование ремонтных работ и работ по содержанию
автомобильных дорог и искусственных сооружений только на основе
результатов диагностики;
строгое соблюдение действующей классификации работ по ремонту
и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений;
выполнение работ методом маршрутных ремонтов единым
генеральным подрядчиком;
системное использование результатов НИОКР при выполнении
дорожных работ в соответствии с действующим "Временным
руководством по организации освоения инноваций при проектировании,
строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных
дорог и сооружений на них";
эффективная система отбора подрядчиков;
эффективная система поощрений и наказаний подрядчиков.
Реализация Программы позволит:
а) в части федеральных автомобильных дорог:
- снизить уровень аварийности на 16%;
- достигнуть экономического эффекта около 210 млрд. руб. за
счет снижения потерь на транспорте;
- достигнуть экономического эффекта около 75 млрд. руб. за
счет снижения количества ДТП;
- достигнуть экономического эффекта более 20 млрд. руб. за
счет экономии пассажирами времени в пути;
- достигнуть экономического эффекта около 30 млрд. руб. за
счет своевременного выполнения ремонта и экономии средств, идущих
на реконструкцию дорог;
б) в части мостовых сооружений:
- увеличить срок службы искусственных сооружений с 50 до 60 -
65 лет;
- повысить безопасность движения по мостам;
- снизить количество мостов с неудовлетворительным состоянием
в 3 - 4 раза;
- достигнуть экономического эффекта более 30 млрд. руб. за
счет снижения потерь на транспорте;
- достигнуть экономического эффекта около 20 млрд. руб. за
счет высвобождения средств из-за увеличения срока службы, идущих
на реконструкцию и перестройку мостов;
- достигнуть экономического эффекта более 10 млрд. руб. за
счет экономии пассажирами времени в пути.
Приложение N 1
к Программе "Приведение в
нормативное состояние
федеральных автомобильных
дорог общего пользования"
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
----T---------------------------T-----------T---------------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| |исполнения | |
+---+---------------------------+-----------+--------------------+
|1 |Выполнение ремонтных работ |2002 - 2010|Органы управления |
| |и работ по содержанию на |гг. |дорожным хозяйством |
| |федеральных автомобильных | |Подрядные дорожные |
| |дорогах общего пользования | |организации |
+---+---------------------------+-----------+--------------------+
|2 |Повышение эффективности |2002 - 2010|Росавтодор |
| |административно-управлен- |гг. | |
| |ческих решений в сфере | | |
| |управления состоянием феде-| | |
| |ральных автомобильных дорог| | |
| |общего пользования | | |
+---+---------------------------+-----------+--------------------+
|3 |Контроль и повышение |2002 - 2010|Контрольно-надзорные|
| |качества материалов и |гг. |органы Росавтодора |
| |дорожных работ | |Привлеченные госу- |
| | | |дарственные унитар- |
| | | |ные предприятия |
+---+---------------------------+-----------+--------------------+
|4 |Обеспечение сохранности |2002 - 2010|Органы управления |
| |федеральных автомобильных |гг. |дорожным хозяйством |
| |дорог общего пользования | |Контрольно-надзорные|
| | | |органы Росавтодора |
| | | |совместно с ГИБДД и |
| | | |РТИ |
+---+---------------------------+-----------+--------------------+
|5 |Нормативно-правовое и науч-|2002 - 2010|Научно-исследова- |
| |но-техническое обеспечение |гг. |тельские, учебные и |
| |реализации Программы | |проектные институты |
L---+---------------------------+-----------+---------------------
Приложение N 2
к Программе "Приведение
в нормативное состояние
федеральных автомобильных
дорог общего пользования"
ВЫПОЛНЕНИЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ
НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
----T--------------------T-----------T-------------T--------------
| N | Мероприятия | Сроки |Объемы финан-| Исполнители |
|п/п| |исполнения |сирования, | |
| | | |млрд. руб. | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|1 |I этап |2002 - 2005| 120 |Органы управ-|
| | |гг. | |ления дорож- |
| | | | |ным хозяйст- |
| | | | |вом |
| | | | |Подрядные до-|
| | | | |рожные орга- |
| | | | |низации |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|2 |Ремонт и капитальный|- " - | 63 |- " - |
| |ремонт федеральных | | | |
| |автомобильных дорог | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|3 |Ремонт и капитальный|- " - | 14,4 |- " - |
| |ремонт искусственных| | | |
| |сооружений | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|4 |Содержание федераль-|- " - | 38,6 |- " - |
| |ных автомобильных | | | |
| |дорог | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|5 |Содержание искус- |- " - | 4,1 |- " - |
| |ственных сооружений | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|6 |II этап |2006 - 2010| 222 |- " - |
| | |гг. | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|7 |Ремонт и капитальный|- " - | 133,5 |- " - |
| |ремонт федеральных | | | |
| |автомобильных дорог | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|8 |Ремонт и капитальный|- " - | 20,6 |- " - |
| |ремонт искусственных| | | |
| |сооружений | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|9 |Содержание федераль-|- " - | 60 |- " - |
| |ных автомобильных | | | |
| |дорог | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|10 |Содержание искус- |- " - | 7,5 |- " - |
| |ственных сооружений | | | |
+---+--------------------+-----------+-------------+-------------+
|11 |Итого: | | 342 | |
L---+--------------------+-----------+-------------+--------------
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА,
РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
-------T----------T-------------------------------------------T------------
| Виды | Всего | I этап | II этап |
|работ | +----------T----------T----------T----------+-----------+
| | | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |2006 - 2010|
| | | | | | | гг. |
| +----T-----+----T-----+----T-----+----T-----+----T-----+-----T-----+
| |про-|стои-|про-|стои-|про-|стои-|про-|стои-|про-|стои-|про- |стои-|
| |тя- |мо- |тя- |мо- |тя- |мо- |тя- |мо- |тя- |мо- |тя- |мо- |
| |жен-|сть, |жен-|сть, |жен-|сть, |жен-|сть, |жен-|сть, |жен- |сть, |
| |но- |млрд.|но- |млрд.|но- |млрд.|но- |млрд.|но- |млрд.|но- |млрд.|
| |сть,|руб. |сть,|руб. |сть,|руб. |сть,|руб. |сть,|руб. |сть, |руб. |
| |тыс.| |тыс.| |тыс.| |тыс.| |тыс.| |тыс. | |
| |км | |км | |км | |км | |км | |км | |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
| Ремонт и капитальный ремонт |
+------T----T-----T----T-----T----T-----T----T-----T----T-----T-----T-----+
|НД |30 |82,5 | - | - |1 |3 |1,8 |5 |2,2 |6 |25 |68,5 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|ЕИ |41 |114 |3,5 |10 |4 |12 |4,5 |13 |5 |14 |24 |65 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|Всего:|71 |196,5|3,5 |10 |5 |15 |6,3 |18 |7,7 |20 |49 |133,5|
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|ИС |- |35 | - |3,2 |- |3,6 | - |4,1 | - |3,5 | - |20,6 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|Итого:|71 |231,5|3,5 |13,2 |5 |18,6 |6,3 |22,1 |7,7 |23,5 |49 |154,1|
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
| Содержание |
+------T----T-----T----T-----T----T-----T----T-----T----T-----T-----T-----+
|АД | - |98,6 | - |5,6 | - |10 | - |11 | - |12 | - |60 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|ИС | - |11,6 | - |0,5 | - |1 | - |1,2 | - |1,4 | - |7,5 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|Всего:| - |110,2| - |6,1 | - |11 | - |12,2 | - |13,4 | - |67,5 |
+------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+
|Итого:| - |342 | - |19 | - |30 | - |34 | - |37 | - |222 |
L------+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----+------
Условные обозначения: НД - накопившиеся объемы ремонтных работ
на федеральных автомобильных дорогах; ЕИ - объем ремонтных работ,
возникающий вследствие ежегодного износа дорог; ИС - искусственные
сооружения; АД - автомобильные дороги.
ОБЪЕМЫ РЕМОНТА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ
------------T--------------T--------------T--------------T--------------T---------------
| | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Итого |
+-----------+---T----T-----+---T----T-----+---T----T-----+---T----T-----+---T----T-----+
| |шт.|тыс.|млрд.|шт.|тыс.|млрд.|шт.|тыс.|млрд.|шт.|тыс.|млрд.|шт.|тыс.|млрд.|
| | |п.м |руб. | |п.м |руб. | |п.м |руб. | |п.м |руб. | |п.м |руб. |
+-----------+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+
|Всего |157|12,3|3,2 |186|8,6 |3,6 |188|9,1 |4,1 |150|10,4|3,5 |681|48 |14,4 |
+-----------+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+
|В том числе| | |1,9 | | |2,1 | | |2,6 | | |2,0 | | |8,6 |
|капитальный| | | | | | | | | | | | | | | |
|ремонт | | | | | | | | | | | | | | | |
L-----------+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+---+----+-----+---+----+------
Приложение N 3
к Программе "Приведение
в нормативное состояние
федеральных автомобильных
дорог общего пользования"
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
----T-------------------T-----------T-------------T---------------
| N | Мероприятия | Сроки |Объемы финан-| Исполнители |
|п/п| |исполнения |сирования, | |
| | | |млн. руб. | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|1 |Совершенствование |2002 - 2010|Ежегодно |Росавтодор |
| |системы центров уп-|гг. |уточняются в | |
| |равления производ- | |рамках соот- | |
| |ством | |ветствующих | |
| | | |статей феде- | |
| | | |рального бюд-| |
| | | |жета | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|2 |Организация ежегод-|- " - |- " - |- " - |
| |ной диагностики фе-| | | |
| |деральных автомо- | | | |
| |бильных дорог для | | | |
| |получения объектив-| | | |
| |ных данных о факти-| | | |
| |ческом состоянии | | | |
| |дорожной сети | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|3 |Разработка средне- |- " - |- " - |Росавтодор |
| |срочных и ежегодных| | |ГП "РОСДОРНИИ"|
| |планов ремонтных | | | |
| |мероприятий на | | | |
| |основе результатов | | | |
| |диагностики феде- | | | |
| |ральных автомобиль-| | | |
| |ных дорог | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|4 |Разработка органи- |- " - |- " - |Росавтодор |
| |зационных мероприя-| | | |
| |тий, обеспечивающих| | | |
| |соблюдение норм со-| | | |
| |держания дорог и | | | |
| |мостов | | | |
L---+-------------------+-----------+-------------+---------------
Приложение N 4
к Программе "Приведение
в нормативное состояние
федеральных автомобильных
дорог общего пользования"
КОНТРОЛЬ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
МАТЕРИАЛОВ И ДОРОЖНЫХ РАБОТ
----T-------------------T-----------T-------------T---------------
| N | Мероприятия | Сроки |Объемы финан-| Исполнители |
|п/п| |исполнения |сирования, | |
| | | |млн. руб. | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|1 |Совершенствование |2002 - 2010|Ежегодно |Росавтодор |
| |контрольно-надзор- |гг. |уточняются в | |
| |ной деятельности | |рамках соот- | |
| |Росавтодора за счет| |ветствующих | |
| |улучшения организа-| |статей феде- | |
| |ционной структуры, | |рального бюд-| |
| |оснащения соответс-| |жета | |
| |твующих подразделе-| | | |
| |ний и организаций | | | |
| |современным обору- | | | |
| |дованием и исполь- | | | |
| |зования современных| | | |
| |методов контроля | | | |
| |качества материалов| | | |
| |и дорожных работ | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|2 |Внедрение в произ- |- " - |- " - |Росавтодор |
| |водство международ-| | |Органы управ- |
| |ных стандартов уп- | | |ления дорожным|
| |равления качеством | | |хозяйством |
| |производства мате- | | |Подрядные до- |
| |риалов и выполнения| | |рожные органи-|
| |дорожных работ | | |зации |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|3 |Разработка адми- |- " - |- " - |Росавтодор |
| |нистративно-органи-| | | |
| |зационных мероприя-| | | |
| |тий, обеспечивающих| | | |
| |производство в дос-| | | |
| |таточных объемах | | | |
| |дорожных битумов и | | | |
| |использование улуч-| | | |
| |шающих добавок | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|4 |Разработка адми- |- " - |- " - |- " - |
| |нистративно-органи-| | | |
| |зационных мероприя-| | | |
| |тий, обеспечивающих| | | |
| |обязательное ис- | | | |
| |пользование в про- | | | |
| |ектах по ремонту и | | | |
| |содержанию автомо- | | | |
| |бильных дорог и | | | |
| |мостовых сооружений| | | |
| |новых материалов, | | | |
| |современных конс- | | | |
| |трукций и прогрес- | | | |
| |сивных технологий | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
|5 |Создание в феде- |- " - |- " - |- " - |
| |ральных округах го-| | | |
| |сударственных | | | |
| |предприятий по по- | | | |
| |лучению качествен- | | | |
| |ного щебня с конт- | | | |
| |рольным пакетом ак-| | | |
| |ций, находящихся в | | | |
| |собственности госу-| | | |
| |дарства | | | |
L---+-------------------+-----------+-------------+---------------
Приложение N 5
к Программе "Приведение
в нормативное состояние
федеральных автомобильных
дорог общего пользования"
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
----T-------------------T-----------T-------------T---------------
| N | Мероприятия | Сроки |Объемы финан-| Исполнители |
|п/п| |исполнения |сирования, | |
| | | |млн. руб. | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
| |Создание системы |2002 - 2010|Ежегодно |Росавтодор |
| |эффективного взаи- |гг. |уточняются в |ГИБДД |
| |модействия Росавто-| |рамках соот- |РТИ |
| |дора с ГИБДД и РТИ | |ветствующих | |
| |по обеспечению бе- | |статей феде- | |
| |зопасности дорожно-| |рального бюд-| |
| |го движения на | |жета | |
| |участках дорог, | | | |
| |требующих ремонта | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
| |Организация строи- |- " - |- " - |Росавтодор |
| |тельства новых и | | | |
| |совершенствование | | | |
| |существующих пунк- | | | |
| |тов весового конт- | | | |
| |роля для регулиро- | | | |
| |вания проезда авто-| | | |
| |транспортных | | | |
| |средств, перевозя- | | | |
| |щих тяжеловесные и | | | |
| |крупногабаритные | | | |
| |грузы | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
| |Совершенствование |- " - |- " - |- " - |
| |системы регулирова-| | | |
| |ния движения грузо-| | | |
| |вых автотранспорт- | | | |
| |ных средств в пери-| | | |
| |од временного огра-| | | |
| |ничения движения | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
| |Создание системы |- " - |- " - |Росавтодор |
| |эффективного взаи- | | |ГИБДД |
| |модействия Росавто-| | |РТИ |
| |дора с ГИБДД и РТИ | | | |
| |по усилению контро-| | | |
| |ля за правильностью| | | |
| |эксплуатации грузо-| | | |
| |вых автотранспорт- | | | |
| |ных средств и орга-| | | |
| |низацией дорожного | | | |
| |движения в местах | | | |
| |расположения объек-| | | |
| |тов придорожного | | | |
| |сервиса, недопуще- | | | |
| |нию фактов ванда- | | | |
| |лизма, возникнове- | | | |
| |ния несанкциониро- | | | |
| |ванных съездов с | | | |
| |дорог и разворотов | | | |
| |через разделитель- | | | |
| |ную полосу, а также| | | |
| |несанкционированно-| | | |
| |го движения по фе- | | | |
| |деральным автомо- | | | |
| |бильным дорогам и | | | |
| |искусственным со- | | | |
| |оружениям внедорож-| | | |
| |ных автотранспорт- | | | |
| |ных средств и стро-| | | |
| |ительной техники | | | |
+---+-------------------+-----------+-------------+--------------+
| |Создание системы |- " - |- " - |Научно-иссле- |
| |мероприятий по | | |довательские, |
| |обеспечению водоот-| | |учебные и про-|
| |вода из земляного | | |ектные инсти- |
| |полотна на феде- | | |туты |
| |ральных автомобиль-| | |Росавтодор |
| |ных дорогах | | | |
L---+-------------------+-----------+-------------+---------------
Приложение N 6
к Программе "Приведение
в нормативное состояние
федеральных автомобильных
дорог общего пользования"
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ,
ВЫПОЛНЯЕМЫХ В РАМКАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
----T---------------------------------------------T---------------
| N | Научно-исследовательские работы | Объемы |
|п/п| |финансирования|
| | | и сроки |
| | | исполнения |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|1 |Разработать предложения по совершенствованию |В соответствии|
| |назначения стратегий ремонта и содержания ав-|с планами |
| |томобильных дорог |НИОКР |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|2 |Разработать новые региональные нормы межре- |- " - |
| |монтных сроков службы дорожных конструкций | |
| |(взамен ВСН 41-88) | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|3 |Разработать российский аналог программного |- " - |
| |комплекса HDM | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|4 |Разработать отраслевую информационную систему|- " - |
| |сбора, хранения и переработки информации о | |
| |ДТП | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|5 |Разработать отраслевую базу данных о новейших|- " - |
| |дорожных технологиях и материалах | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|6 |Разработать правила обеспечения сохранности |- " - |
| |автомобильных дорог | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|7 |Разработать новые правила перевозки тяжело- |- " - |
| |весных и крупногабаритных грузов | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|8 |Разработать правила временного ограничения |- " - |
| |движения транспорта по автомобильным дорогам | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|9 |Разработать автоматизированную базу данных, |- " - |
| |позволяющую прогнозировать состояние автомо- | |
| |бильных дорог | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|10 |Усовершенствовать систему диагностики и оцен-|- " - |
| |ки состояния автомобильных дорог с целью по- | |
| |вышения эффективности ремонтных работ | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|11 |Переработать действующие Правила диагностики |- " - |
| |и оценки состояния автомобильных дорог | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|12 |Обеспечить ежегодное формирование отраслевого|- " - |
| |банка дорожных данных АБДД "ДОРОГА" на основе| |
| |диагностики федеральных автомобильных дорог | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|13 |Разработать отраслевую систему управления и |- " - |
| |контроля качества материалов и дорожных работ| |
| |с применением международных стандартов ISO | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|14 |Разработать новые схемы привлечения инвести- |- " - |
| |ций для ремонта и содержания автомобильных | |
| |дорог и мостовых сооружений | |
+---+---------------------------------------------+--------------+
|15 |Совершенствование методов определения приори-|- " - |
| |тетности работ по ремонту и содержанию авто- | |
| |мобильных дорог и мостовых сооружений | |
L---+---------------------------------------------+---------------
|