ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2002 г. N 3434-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 216406-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В ЧАСТИ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 216406-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей
зоне Российской Федерации" в части морских научных исследований",
внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам
и природопользованию в месячный срок со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам и
природопользованию доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 216406-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЧАСТИ
МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 31 июля 1998 г.
N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833) следующие изменения и
дополнения:
1. В статье 24:
название изложить в следующей редакции:
"Определение морских научных исследований и принципы их
проведения";
дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Морские научные исследования должны носить исключительно
мирный характер, в том числе не создавать угрозы безопасности и
обороне Российской Федерации.
Размещение и использование во внутренних морских водах
Российской Федерации, ее территориальном море научно -
исследовательских установок и оборудования любого типа в целях
морских научных исследований осуществляется в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом для морских научных
исследований. При этом установки и оборудование должны нести
опознавательные знаки с указанием государства регистрации или
компетентной международной организации, которой они принадлежат, а
также иметь надлежащие согласованные в международном порядке
средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и
воздушной навигации, с учетом норм и стандартов, установленных
компетентными международными организациями".
2. В статье 25:
пункт 1 после слова "технологиям" дополнить предложением:
"Форма, содержание, порядок рассмотрения указанного плана
определяются правилами согласно пункту 5 настоящей статьи";
в пунктах 3 и 4 слова "и лица без гражданства" исключить;
пункты 5, 6, 7, 8, 9 считать соответственно пунктами 6, 7, 8,
9, 10;
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Правила проведения морских научных исследований, включая
порядок представления запросов на проведение указанных
исследований (далее для настоящей главы - запрос) и принятия по
ним решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом и международными
договорами Российской Федерации.
6. Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и на
языке заявителя) должен содержать:
информацию о характере и целях морских научных исследований;
программу морских научных исследований, включающую описание
методов исследований, средств исследований и их технических
характеристик, а также названия, тоннаж, тип, класс судов,
подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных
аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы
при проведении морских научных исследований;
географические координаты районов, в которых планируется
проведение морских научных исследований, маршруты следования к
указанным районам и от них, время и места высадок на берег;
предполагаемые даты первого прибытия и окончательного ухода из
района проведения морских научных исследований, а в случае
автономного размещения научного оборудования - даты размещения и
удаления научного оборудования;
в случае проведения морских научных исследований экспедицией,
дислоцированной на берегу, - даты ее прибытия и отъезда;
название организации, под руководством которой проводятся
морские научные исследования;
информацию о лице, ответственном за проведение морских научных
исследований (начальнике экспедиции);
копии лицензий на осуществление видов деятельности,
предусмотренных программой морских научных исследований;
информацию о возможном воздействии планируемых морских научных
исследований на морскую среду, природные ресурсы, функционирование
промышленно - транспортных прибрежных объектов, на обеспечение
безопасности морского судоходства и полетов летательных аппаратов;
обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на
проведение морских научных исследований, и обеспечивать
соответствие используемых в ходе таких исследований технических
средств (включая их характеристики) техническим средствам (включая
их характеристики), указанным в запросе";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Российские заявители в случае участия в планируемых ими
морских научных исследованиях иностранных граждан, иностранных
юридических лиц или международных организаций прилагают к запросу
информацию о формах и о степени такого участия";
в пункте 9 слова "со дня" заменить словами "с даты".
3. В статье 26:
абзац второй пункта 1 исключить;
пункт 3 считать пунктом 4;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Включение планируемых морских научных исследований в
ежегодный план проведения морских научных исследований, как
правило, является основанием для выдачи российскому заявителю
разрешения на проведение указанных исследований";
в пункте 4 после слов "федеральным органом исполнительной
власти по безопасности," включить слова "федеральным органом
исполнительной власти по противодействию техническим разведкам и
технической защите информации,".
4. Статьи 27 и 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Основания для отказа в разрешении на проведение
морских научных исследований
Заявителю может быть отказано в разрешении на проведение
морских научных исследований, если исследования:
создают или могут создать угрозу безопасности и обороне
Российской Федерации;
направлены на изучение, разведку или промысел живых ресурсов
или изучение, поиск, разведку или разработку (добычу) неживых
ресурсов;
несовместимы с требованиями по защите окружающей среды, живых
и неживых ресурсов;
включают буровые работы на морском дне внутренних морских вод
и территориального моря, использование взрывчатых веществ,
пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
включают строительство, эксплуатацию или использование
искусственных островов, установок и сооружений;
создают помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией
во внутренних морских водах и в территориальном море.
Заявителю может быть отказано в разрешении на проведение
морских научных исследований, если он имеет перед Российской
Федерацией невыполненные обязательства, вытекающие из ранее
проведенных морских научных исследований, а также если информация
заявителя, представленная в запросе, является неточной.
Статья 28. Обязанности заявителей, проводящих морские научные
исследования
1. Заявители, получившие разрешение на проведение морских
научных исследований, обязаны:
выполнять настоящий Федеральный закон, другие федеральные
законы и международные договоры Российской Федерации;
представлять в федеральный орган исполнительной власти,
указанный в разрешении на проведение морских научных исследований,
предварительный отчет о выполнении таких исследований, как только
это становится практически возможным, а окончательный отчет - по
завершении исследований, но не позднее трех месяцев с даты их
окончания. Иностранные заявители направляют указанные материалы
(на русском языке и на языке заявителя) по дипломатическим
каналам;
представлять, как только это становится практически возможным,
копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических,
гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей
среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных
разрешением на проведение морских научных исследований, в
государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых
указываются в разрешении;
регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской
Федерации;
незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной
власти, указанный в разрешении на проведение морских научных
исследований, о любом, в том числе и предполагаемом, изменении в
ходе выполнения программы таких исследований;
при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах,
установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в
соответствии со стандартными процедурами Всемирной
метеорологической организации в основные международные
синоптические сроки через береговой радиоцентр (радиостанцию) в
ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации
оперативные данные метеорологических, гидрологических и
аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены
разрешением на проведение морских научных исследований, а также
сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью,
токсичными веществами, мусором и сточными водами;
не создавать помех деятельности, проводимой Российской
Федерацией во внутренних морских водах и в территориальном море;
удалять установки, сооружения и устройства по завершении
морских научных исследований, если иное не предусмотрено
разрешением на их проведение.
2. Заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных
исследованиях специально уполномоченных представителей Российской
Федерации: размещение и полное обеспечение на борту
исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и
сооружениях, в местах дислокации экспедиции на берегу наравне с
собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать
указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем
данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований,
и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы,
которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.
Порядок направления представителей Российской Федерации,
упомянутых в настоящем пункте, их полномочия определяются
Правилами проведения морских научных исследований, указанными в
пункте 5 статьи 25 настоящего Федерального закона".
5. В статье 29:
в пункте 2:
слова "уполномоченного федеральным органом исполнительной
власти по науке и технологиям" заменить словами "Российской
Федерации, упомянутому в пункте 2 статьи 28 настоящего
Федерального закона,";
слова "фонды данных" заменить словами "научные организации";
в пункте 4 слова ", которое запрашивается по дипломатическим
каналам" заменить словами "и в соответствии с законодательством
Российской Федерации";
пункт 4 дополнить следующим предложением: "Такое согласие
иностранные заявители запрашивают по дипломатическим каналам".
6. В статье 31:
в пункте 1 цифру "3" заменить цифрой "4", после слова "закона"
включить слова "представителей Российской Федерации, упомянутых в
пункте 2 статьи 28 настоящего Федерального закона";
в пункте 2 цифру "3" заменить цифрой "4", после слова
"закона," включить слова "представителей Российской Федерации,
упомянутых в пункте 2 статьи 28 настоящего Федерального закона".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНУТРЕННИХ
МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЧАСТИ МОРСКИХ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
1. Проект Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в
части морских научных исследований" подготовлен Министерством
промышленности, науки и технологий Российской Федерации с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и
организаций с учетом практики применения и положений действующих:
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации" (далее - Закон);
Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации";
Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О
континентальном шельфе Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2001 г.
N 458 "О некоторых мерах государственного регулирования размещения
и использования иностранных технических средств наблюдения и
контроля в ходе реализации международных договоров Российской
Федерации и иных программ и проектов на территории Российской
Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа
2001 г. N 633 "О порядке размещения и использовании на территории
Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации иностранных технических
средств наблюдения и контроля";
а также Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее -
Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 26 февраля
1997 г. N 30-ФЗ.
Законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации согласно
соответствующим Планам подготовки проектов федеральных законов
Правительства Российской Федерации, утвержденным распоряжениями
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1875-р
(пункт 39), от 2 августа 2001 г. N 1028-р (пункт 63), от 14 марта
2002 г. N 306-р (пункт 81).
2. Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения и дополнения
касаются тех норм Закона, которые регулируют проведение морских
научных исследований (далее - исследований) во внутренних морских
водах и в территориальном море Российской Федерации.
К числу основных изменений и дополнений, предлагаемых для
внесения в Закон, относятся следующие.
В статью 24 Закона вносится положение, устанавливающее, что
размещение и использование научно - исследовательских установок и
оборудования, предназначенных для исследований, осуществляется в
том же порядке, что и сами исследования. Данное положение
закреплено в части XIII Конвенции и направлено на регулирование
исследований автоматическими системами измерений, которые находят
все более широкое применение в практике.
Статья 25 Закона дополняется положением, согласно которому
установление правил проведения исследований относится к ведению
Правительства Российской Федерации. При этом Российской Федерацией
как прибрежным государством реализуются положения Конвенции о его
правах принимать законы и правила проведения исследований в его
внутренних морских водах и в территориальном море.
Указанные правила установят формы запроса и разрешения на
исследования, позволят урегулировать взаимодействие и отношения
федеральных органов исполнительной власти не только в части
представления и рассмотрения запросов на проведение исследований,
оценки запросов и принятия по ним решений, но и в отношении
внесения изменений в программу исследований, контроля выполнения
исследований.
У Правительства Российской Федерации появится законодательная
возможность реализовать свои полномочия по регулированию
исследований в едином правовом акте и, в случае необходимости,
оперативно вносить изменения в нормативно - правовую базу
исследований. Это существенно облегчит применение российского
законодательства российскими юридическими лицами, федеральными
органами исполнительной власти, а также иностранными государствами
и компетентными международными организациями, которые ежегодно
осуществляют более 70 проектов исследований в морских акваториях,
находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Другие изменения и дополнения статей 25 - 29 и 31 касаются
содержания, порядка рассмотрения запроса на проведение
исследований, организации их проведения, а также обязанностей
заявителей в части передачи и использования данных, полученных в
результате исследований. Указанные изменения и дополнения
согласуются с изменениями и дополнениями, содержащимися в проектах
поправок в федеральные законы об исключительной экономической зоне
и о континентальном шельфе. При этом выдержаны особенности режима
исследований, вытекающего из правового статуса внутренних морских
вод и территориального моря.
3. К важнейшим ожидаемым результатам принятия и реализации
законопроекта следует отнести:
устранение противоречий, содержащихся в российском
законодательстве и касающихся морских научных исследований;
создание основ эффективной правовой системы государственного
регулирования проведения морских научных исследований, являющихся
в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27
июля 2001 г., одним из главных приоритетов национальной морской
политики России,
укрепление международно - правовой обоснованности
законодательных позиций Российской Федерации в части регулирования
исследований на ее территории.
4. Принятие данного законопроекта наряду с законопроектами о
внесении поправок в федеральные законы об исключительной
экономической зоне и о континентальном шельфе потребует принятия
нормативного правового акта Правительства Российской Федерации,
регулирующего проведение исследований во всех морских акваториях,
находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации.
5. Реализация законопроекта согласно прилагаемому финансово -
экономическому <*> обоснованию не потребует затрат, которые могли
бы привести к увеличению расходов федерального бюджета Российской
Федерации.
--------------------------------
<*> Не приводится.
|