ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2002 г. N 3432-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 210142-3
"О ЛОТЕРЕЯХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 210142-3 "О лотереях", внесенный Правительством Российской
Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
до 1 февраля 2003 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 210142-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЛОТЕРЕЯХ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы
государственного регулирования отношений в области организации и
проведения лотерей, основные понятия, виды и цели проведения
лотерей, порядок их организации и проведения на территории
Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы для
лотерей, порядок осуществления контроля за организацией и
проведением лотерей, а также ответственность субъектов,
участвующих в организации и проведении лотерей.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
лотерея - добровольная групповая или массовая игра, основанная
на риске, в ходе которой организатор лотереи проводит между
участниками лотереи - владельцами лотерейных билетов розыгрыш
призового фонда лотереи, при этом выпадение выигрыша на какой-либо
из лотерейных билетов либо не зависит от воли и действий
субъектов, участвующих в организации и проведении лотерей, так как
является исключительно делом случая и не может быть никем
специально устроено, либо осуществляется в соответствии с заранее
установленным алгоритмом распределения, который не позволяет
участнику преждевременно определить (предсказать) результат
розыгрыша;
призовой (выигрышный) фонд лотереи - совокупность денежных
средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты
(выдачи) выигрышей согласно условиям лотереи;
розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, в ходе которой
определяется факт возникновения у участника лотереи права
требования от организатора лотереи конкретной части призового
фонда согласно условиям лотереи;
выигрыш - часть призового фонда лотереи, приходящаяся на
конкретный выигрышный лотерейный билет в результате проведения
розыгрыша призового фонда лотереи, переходящая в собственность
участника лотереи;
лотерейный билет - документ (карточка, квитанция, купон,
официальная запись на бумажном, электронном, магнитном или ином
носителе информации), оформляющий договорные отношения
организатора (учредителя) лотереи и участника лотереи (владельца
лотерейного билета);
организатор (учредитель) лотереи - Российская Федерация,
субъект Российской Федерации, муниципальное образование, лицо,
зарегистрированное в Российской Федерации, получившее разрешение
на право организации и проведения лотереи, несущие всю полноту
ответственности за осуществление лотерейного процесса, включая
результаты финансово - хозяйственной деятельности по проведению
лотереи, и осуществляющие свою деятельность самостоятельно или
через оператора лотерей путем заключения с ним договора;
оператор лотерей - лицо, зарегистрированное в Российской
Федерации, имеющее договор с организатором (организаторами)
лотереи и соответствующие материальные и технические средства,
необходимые для осуществления организации и (или) проведения
лотерей;
распространитель (реализатор) лотерейных билетов - лицо,
осуществляющее розничную продажу лотерейных билетов
(распространение лотерейных билетов непосредственно среди
участников лотерей, прием ставок, выплату определенных категорий
выигрышей) на основании договоров с организаторами или операторами
лотерей по конкретным лотереям;
субъект, участвующий в организации и проведении лотерей, -
лицо, имеющее непосредственное отношение к организации и
проведению лотереи (организатор лотереи, оператор лотереи,
распространитель (реализатор) лотерейных билетов, обслуживающая
лотерею кредитная организация или банк, служба инкассирования,
изготовитель лотерейных билетов, тиражного оборудования,
программных продуктов и пр.), за исключением участника лотереи;
участник лотереи - владелец лотерейного билета, являющийся
стороной в договорных отношениях с организатором лотереи и
обладающий правом участия в розыгрыше призового фонда лотереи;
ликвидность лотереи - способность организатора (учредителя)
лотереи ответить по всем обязательствам перед участниками лотереи,
соответствующим бюджетом и субъектами, участвующими в организации
и проведении лотереи, в рамках конкретной лотереи;
валовый объем реализации лотерейных билетов - общая сумма
денежных средств, полученных в результате заключения договоров
между организатором и участником лотереи;
целевые отчисления лотереи - часть валового объема реализации
лотерейных билетов за вычетом призового фонда, направляемая на
цели, определенные пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального
закона, размер и порядок использования которой утверждается в
условиях лотереи.
Статья 3. Виды лотерей
1. На территории Российской Федерации могут проводиться
следующие виды лотерей: всероссийская государственная лотерея,
всероссийская лотерея, международная лотерея, региональная
лотерея, муниципальная лотерея, стимулирующая лотерея.
2. Всероссийская государственная лотерея - лотерея, проводимая
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти на всей территории Российской
Федерации. Решение о проведении всероссийской государственной
лотереи принимается Правительством Российской Федерации.
Проведение лотереи в режиме реального времени с применением
специализированной электронной техники осуществляется только
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти в рамках всероссийской
государственной лотереи.
3. Всероссийская лотерея - лотерея, проводимая федеральными
органами исполнительной власти, всероссийскими (международными)
некоммерческими организациями, в том числе всероссийскими
(международными) общественными объединениями, по разрешению
уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального
органа исполнительной власти на всей территории Российской
Федерации.
Проведение всероссийской лотереи федеральными органами
исполнительной власти осуществляется с обязательным участием
оператора, отвечающего за соблюдение установленных в статье 8
настоящего Федерального закона обязательных нормативов.
4. Международная лотерея - лотерея, проводимая на территории
двух и более государств, включая Российскую Федерацию, имеющая с
какой-либо одной или несколькими иностранными лотереями общие
название, цели, технологическую базу и не противоречащая
национальному законодательству этих государств, а также
соответствующим международным соглашениям.
5. Региональная лотерея - лотерея, проводимая на территории
одного субъекта Российской Федерации.
6. Муниципальная лотерея - лотерея, проводимая на территории
одного муниципального образования.
7. Стимулирующая лотерея - лотерея, проводимая организацией,
осуществляющей предпринимательскую деятельность, для
стимулирования продажи товаров или оказания услуг на всей
территории Российской Федерации или в отдельном регионе и
представляющая собой комплекс таких взаимосвязанных мероприятий,
как реклама, продажа товара - носителя информации о выигрыше
(оказание услуги), публичное обещание награды (публичный конкурс),
где в качестве награды игрок получает право участия в лотерее и
розыгрыше ее призового фонда.
Статья 4. Формы проведения лотереи
1. Лотереи могут проводиться в форме тиражной и бестиражной
лотереи.
2. Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового
фонда между всеми участниками лотереи (владельцами лотерейных
билетов) производится единовременно после распространения билетов.
Процесс проведения такой лотереи может делиться на отдельные
независимые тиражи - технологические циклы. Технологический цикл
включает в себя распространение партии билетов (билетов одного
тиража), проведение розыгрыша призового фонда по этим билетам и
выдачу выигрышей.
3. Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные
лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления до
распространения между участниками лотереи. При проведении
бестиражной лотереи участник лотереи (владелец лотерейного билета)
может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и
получения лотерейного билета определить, является лотерейный билет
выигрышным или нет.
Статья 5. Цели проведения лотерей
1. Лотереи проводятся в целях добровольного привлечения
средств участников лотерей в качестве дополнительного источника
финансирования социально значимых областей жизни общества и
государства, социальной защиты населения Российской Федерации,
финансирования программ по развитию образования, медицины и
здравоохранения, науки и культуры, литературы и искусства,
народного творчества, экологии, туризма, физической культуры и
спорта и иных благотворительных целей.
2. Стимулирующие лотереи проводятся в целях продвижения товара
(услуг) на рынок, участие в которых связано с приобретением
какого-либо товара или оплатой услуг.
3. Проведение лотерей, направленных на прямую поддержку
политических партий, организаций, движений, политических деятелей,
в том числе в целях предвыборной агитации (пропаганды), а также на
покрытие каких-либо прямых убытков и долгов, недопустимо.
Статья 6. Цели и способы государственного регулирования
отношений в области организации и проведения лотерей
1. Государственное регулирование отношений в области
организации и проведения лотерей включает в себя:
1) выдачу разрешений на право организации и проведения
лотерей;
2) согласование условий проведения лотерей;
3) ведение реестра лотерей;
4) разработку и принятие нормативных документов, регулирующих
проведение лотерей;
5) контроль за целевым использованием средств, получаемых от
лотерей;
6) взаимодействие в установленном порядке соответствующего
уполномоченного органа с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления по вопросам
организации и проведения лотерей;
7) определение операторов лотерей в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
8) установление форм отчетности по лотереям, сроков их
представления;
9) определение порядка привлечения независимых экспертов.
2. Государственное регулирование отношений в области
организации и проведения всероссийских, международных и
стимулирующих лотерей, проводимых на всей территории Российской
Федерации, а также методологическое обеспечение федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по организации и проведению лотерей
осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти.
Регулирование отношений в области организации и проведения
региональных, муниципальных и стимулирующих лотерей, проводимых на
территории субъекта Российской Федерации, территории
муниципального образования, осуществляет орган, уполномоченный
субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, на
территории которого предполагается проведение лотереи в
соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и
требованиями настоящего Федерального закона.
3. Уполномоченный муниципальным образованием орган
ежеквартально представляет в уполномоченный субъектом Российской
Федерации орган информацию о разрешенных на территории
муниципального образования лотереях.
Уполномоченный субъектом Российской Федерации орган
ежеквартально представляет в уполномоченный Правительством
Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти
информацию о разрешенных на территории субъекта Российской
Федерации лотереях для внесения ее в единый реестр лотерей,
проводимых на территории Российской Федерации.
Статья 7. Разрешение на право организации и проведения лотереи
Разрешение на право организации и проведения всероссийской,
международной лотерей или стимулирующей лотереи (в случае ее
проведения на всей территории Российской Федерации) выдается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Разрешение на право организации и проведения региональной
лотереи или стимулирующей лотереи (в случае ее проведения на
территории субъекта Российской Федерации) выдается органом,
уполномоченным субъектом Российской Федерации.
Разрешение на право организации и проведения муниципальной
лотереи или стимулирующей лотереи (в случае ее проведения на
территории муниципального образования) выдается органом,
уполномоченным муниципальным образованием.
Соответствующий уполномоченный орган принимает решение о
выдаче или об отказе в выдаче разрешения на право организации и
проведения лотереи на основании экспертизы организационного
проекта лотереи.
Уполномоченный орган вправе привлекать независимых экспертов,
в том числе по согласованию с заявителем.
В приеме заявки на получение разрешения на право организации и
проведения лотереи может быть отказано в случае представления
заявителем неполного комплекта документов.
Разрешение на право организации и проведения конкретной
лотереи выдается соответствующим уполномоченным органом в течение
30 рабочих дней со дня приема комплекта необходимых документов.
Срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче
разрешения на право организации и проведения конкретной лотереи в
случае проведения экспертизы с привлечением независимых экспертов
может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на 30
рабочих дней.
Уполномоченный орган обязан в трехдневный срок уведомить
заявителя о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче
разрешения на право организации и проведения лотереи с
обоснованием причин отказа.
Заявитель вправе обжаловать решение уполномоченного органа в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешение на право организации и проведения лотереи выдается
организатору лотереи на срок не более 5 лет.
Срок проведения всероссийской государственной лотереи
определяется Правительством Российской Федерации и может превышать
5 лет.
Продление срока действия разрешения на право организации и
проведения лотереи осуществляется в порядке, предусмотренном для
ее получения.
Статья 8. Обязательные нормативы для лотерей
К обязательным нормативам для лотерей, проводимых на
территории Российской Федерации, относятся следующие:
размер призового фонда по отношению к валовому объему
реализации лотерейных билетов должен составлять не менее 50
процентов (кроме стимулирующих лотерей), но не более 80 процентов;
размер целевых отчислений, предусмотренный условиями лотереи,
по отношению к валовому объему реализации лотерейных билетов за
вычетом призового фонда должен составлять не менее 10 процентов
(кроме стимулирующих лотерей).
Статья 9. Организационный проект лотереи
1. Организационный проект лотереи - пакет документов,
необходимых для проведения экспертизы лотереи и принятия решения о
выдаче разрешения на право организации и проведения лотереи.
2. В организационный проект лотереи включаются:
1) заявка на получение разрешения на право организации и
проведения лотереи;
2) условия лотереи;
3) смета распределения денежных средств (в процентах),
предположительно выручаемых от реализации лотерейных билетов
(кроме стимулирующих лотерей);
4) макет лотерейного билета с описанием обязательных
технологических требований (элементов) защиты;
5) правила идентификации лотерейного билета при выплате или
выдаче выигрыша;
6) технико - экономическое обоснование лотереи (кроме
стимулирующих лотерей) на период выхода лотереи на устойчивый
рентабельный уровень (для тиражных лотерей) или на весь период
проведения лотереи (для бестиражных лотерей);
7) учредительные документы организатора лотереи (в случаях,
когда организатором является орган исполнительной власти или орган
местного самоуправления представляется положение (устав) о данном
органе);
8) аудиторская справка о финансовом состоянии организатора
лотереи (кроме стимулирующих лотерей), за исключением тех случаев,
когда организатором является орган исполнительной власти или орган
местного самоуправления;
9) источники финансирования и порядок поступления средств на
организацию лотереи;
10) предварительные договоры или соглашения между
организатором лотереи, оператором лотереи и другими субъектами,
участвующими в организации и проведении лотереи;
11) нотариально заверенная копия договора об обслуживании
лотереи, заключенного организатором или оператором лотереи с
кредитной организацией (банком), имеющей соответствующую лицензию
Центрального банка Российской Федерации (кроме стимулирующих
лотерей);
12) официальный документ реализатора лотерейных билетов,
удостоверяющий его полномочия (нотариально заверенная копия
сертификата, договора и другие документы), кроме стимулирующих
лотерей;
13) порядок учета лотерейных билетов, выпускаемых в продажу (в
распространение), проданных и непроданных (распространенных и
нераспространенных) лотерейных билетов;
14) порядок утилизации (кроме стимулирующих лотерей)
непроданных лотерейных билетов (уничтожения, использования в
других тиражах);
15) порядок доставки лотерейных билетов в места
распространения и выемки нераспространенных лотерейных билетов
(кроме стимулирующих лотерей);
16) порядок выемки или прекращения распространения товара -
носителя стимулирующей лотереи;
17) порядок хранения невостребованных выигрышей и их
востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Организатор лотереи вправе дополнять организационный проект
лотереи другими документами (входящие в него отдельные документы
другой информацией), более полно раскрывающими организационно -
технологическую и финансовую структуру заявляемой лотереи.
При необходимости внесения изменений в организационный проект
лотереи, не меняющих концепцию и принципиальные характеристики
организационного проекта и не затрагивающих условия лотереи,
организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с
соответствующим уполномоченным органом.
При изменении концепции, принципиальных характеристик
организационного проекта, условий лотереи такая лотерея считается
новой, в связи с чем организатор лотереи обязан получить новое
разрешение на право ее организации и проведения
Статья 10. Условия лотереи
1. Условия лотереи являются официальным документом,
закрепляющим все основные параметры организации и проведения
лотереи. Условия лотереи утверждаются организатором лотереи и
согласовываются с соответствующим уполномоченным органом.
2. Условия лотереи должны содержать:
1) наименование лотереи;
2) указание вида и формы проведения лотереи;
3) цели проведения лотереи (с указанием конкретных мероприятий
и объектов);
4) наименование организатора и оператора лотереи, их
юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;
5) указание территории, на которой проводится лотерея;
6) сроки организации и проведения лотереи;
7) концептуальное описание лотереи, ее характерные отличия
(если имеются) от других лотерей подобного вида;
8) организационно - технологическое описание лотереи;
9) правила участия в лотерее (правила игры) как совокупность
положений, норм и договорных условий игры, регулирующих ее процесс
и отношения между участником и организатором лотереи;
10) порядок получения выигрышей, в том числе по истечении
установленных сроков, сроки проведения экспертизы выигрышных
лотерейных билетов;
11) порядок информирования участников лотереи о правилах
участия в лотерее и результатах розыгрышей;
12) порядок изготовления и реализации лотерейных билетов
(порядок определения и регистрации лотерейных ставок);
13) цену лотерейных билетов (размер ставок), кроме
стимулирующих лотерей;
14) порядок формирования призового фонда, его структуру и
объем;
15) порядок проведения розыгрышей призового фонда.
3. Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой
информацией, более полно раскрывающей технологию организации и
проведения лотереи.
При необходимости внесения изменений в условия лотереи, не
меняющих ее концепцию и технологию, организатор обязан согласовать
такие изменения с соответствующим уполномоченным органом.
При изменении условий лотереи, меняющих ее концепцию и
технологию, лотерея считается новой, в связи с чем организатор
обязан получить новое разрешение на право ее организации и
проведения.
Учет и отчетность по новой лотерее ведутся отдельно от
лотереи, из которой новая лотерея была выделена.
Статья 11. Требования, предъявляемые к лотерейным билетам
Лотерейные билеты, изготавливаемые на территории Российской
Федерации, подлежат обязательной сертификации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Изготовитель лотерейных билетов должен иметь разрешение
(лицензию) на изготовление защищенной от подделок полиграфической
продукции (лотерейных билетов), выданное уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Лотерейные билеты, изготавливаемые за пределами Российской
Федерации, должны иметь сертификат качества с описанием элементов
защиты.
Определение порядка согласования соответствия изготовленных за
пределами Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской
Федерации лотерейных билетов и их полуфабрикатов требованиям,
определенным законодательством Российской Федерации, осуществляет
уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный
орган исполнительной власти.
На лотерейных билетах должны быть указаны следующие
обязательные сведения:
1) наименование лотереи;
2) сквозная нумерация;
3) номер и дата выдачи разрешения на право организации и
проведения лотереи;
4) наименование органа, выдавшего разрешение на право
организации и проведения лотереи;
5) наименование организатора лотереи и контактный номер
телефона;
6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у
участника лотереи адекватного представления о лотерее, о правилах
определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;
7) размер призового фонда лотереи (в процентах к валовой
выручке лотереи), кроме лотерейных билетов стимулирующих лотерей;
8) фиксированная цена лотерейного билета либо фиксированная
цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации),
кроме лотерейных билетов стимулирующих лотерей;
9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи,
а также сроки и источники опубликования официальных результатов
розыгрыша (для тиражных и стимулирующих лотерей);
10) информация о месте и сроках получения выигрыша;
11) иные требования, вытекающие из условий проведения лотереи
и законодательства Российской Федерации.
Все надписи на лотерейном билете должны быть выполнены в
доступной для понимания участников лотереи форме. Лотерейные
билеты распространяются на территории Российской Федерации на
русском языке и по усмотрению организаторов лотереи дополнительно
на государственных языках республик и родных языках народов
Российской Федерации, а по усмотрению организаторов международных
лотерей - дополнительно на иностранных языках. Данное требование
не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые
символы, маркировку билета.
Цена билета (размеры ставок), размеры выигрышей и стоимость
вещевых призов определяются в валюте Российской Федерации.
Все правоотношения, возникающие в связи с информацией
рекламного характера, размещенной на лотерейном билете,
регулируются законодательством Российской Федерации о рекламе.
Статья 12. Требования, предъявляемые к носителям игровой
информации, выполняющим функции лотерейного билета стимулирующих
лотерей
Наличие на экземпляре товара (в том числе в газете, журнале,
на квитанции за услугу и т.п.) игровой информации, соответствующей
условиям лотереи, является достаточным основанием для рассмотрения
его в качестве носителя игровой информации, выполняющего функции
лотерейного билета.
Приобретение такого товара или оплата услуги подтверждает
оформление договора между организатором лотереи и участником
лотереи.
Если по условиям лотереи игровая информация о наличии выигрыша
содержится не на всех экземплярах партии товара, участвующего в
лотерее, а лишь на некоторых и притом в скрытой форме, требующей
для обнаружения нарушения целостности упаковки (маркированы лишь
экземпляры, дающие право на дальнейшее участие в лотерее), то в
этом случае все экземпляры данной партии товара признаются
выполняющими функции лотерейного билета.
Решение о соответствии лотерейного билета стимулирующей
лотереи (или иного носителя игровой информации, выполняющего его
функции) требованиям настоящего Федерального закона принимается
при выдаче разрешения на право организации и проведения лотереи с
привлечением при необходимости экспертов.
В случае приостановления или запрещения уполномоченным органом
проведения стимулирующей лотереи организатор лотереи обязан
доводить до сведения участников лотереи информацию о
приостановлении или запрещении проведения указанной лотереи.
Статья 13. Призовой фонд лотереи
Призовой фонд лотереи, заявляемый в условиях лотереи и
представляющий собой нераспределенную часть средств участников
лотереи, не может быть использован организатором (оператором)
лотереи ни на какие другие цели, кроме выплаты или выдачи
выигрышей участникам лотереи.
Организатору (оператору) лотереи запрещается связывать
призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, кроме
обязательств перед участниками лотереи, использовать средства
призового фонда полностью или частично в каком-либо финансовом,
коммерческом, производственном или ином обороте.
Вещевой приз должен иметь денежный эквивалент, фиксируемый в
условиях лотереи.
Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения
тиража.
Порядок хранения призового фонда лотереи должен обеспечивать
раздельное хранение призовых фондов различных лотерей.
Статья 14. Требования к проведению розыгрышей (проведению
тиражей) призового фонда для тиражных лотерей
Территорией проведения стимулирующей лотереи является
территория, на которой реализуются соответствующие товары
(оказываются услуги), связанные с данной лотереей.
Средства призового фонда должны полностью разыгрываться в
рамках тиража, к которому он относится, за исключением случаев
розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам,
устанавливаемым в условиях лотереи. Иной перенос средств
(выигрышей) призового фонда из одного тиража в другой не
допускается.
Проведение розыгрышей (тиражей) призового фонда осуществляется
в соответствии с условиями проведения лотереи, правилами
розыгрышей (тиражей) лотереи, в которых одновременно принимают
участие все изготовленные лотерейные билеты, либо все
реализованные на момент розыгрыша (тиража) лотерейные билеты, либо
какая-то их часть, определяемая по заранее известным критериям
(интервал номеров, дата реализации и пр.). Изменение во время
проведения розыгрыша всей или какой-либо части уже определенной
выигрышной комбинации цифр, символов или иных знаков путем
повторного проведения всего розыгрыша или его части не
допускается.
Соблюдение порядка проведения и результат каждого розыгрыша
(тиража) призового фонда подтверждаются подписанием тиражной
комиссией соответствующего акта и официальной таблицы результатов
проведения тиража.
Тиражная комиссия создается организатором лотереи в целях
осуществления контроля за проведением тиража и утверждением его
результатов.
Для определения выигрышной комбинации цифр, символов или
знаков используются процедуры (алгоритмы) или устройства
(лототроны), которые позволяют дать однозначную трактовку
результата розыгрыша. Применяемое для проведения розыгрыша
оборудование не должно содержать каких-либо алгоритмов (включая
исходные тексты компьютерных программ), информационных массивов,
узлов или агрегатов, не доступных для инспекции и тестирования со
стороны соответствующих контролирующих органов и привлекаемых
уполномоченным органом при необходимости для этих целей
независимых экспертов.
Хранение, транспортировка, сервисное обслуживание, подготовка
к розыгрышу и прочие действия по отношению к тиражному
оборудованию должны гарантировать неизменность его функциональных
параметров и характеристик.
Статья 15. Требования к проведению розыгрышей призового фонда
для бестиражных лотерей
Получение информации о выигрыше по лотерейным билетам
бестиражных лотерей осуществляется участником лотереи (владельцем
лотерейного билета) и состоит в открытии (стирание защитного слоя,
удаление защитного клапана и пр.) игровой информации, скрытой в
самом лотерейном билете в процессе изготовления, и определении
результата розыгрыша по заранее известным (через условия лотереи)
критериям и процедурам.
Сочетание игровой информации, скрытой в лотерейном билете в
процессе его изготовления, с правилами определения результата при
проведении розыгрыша призового фонда лотереи должны гарантировать
полное соответствие результатов розыгрыша требованиям условий
лотереи, а процессы формирования, нанесения и закрытия игровой
информации (равно как и все иные технологические операции,
осуществляемые в процессе производства лотерейных билетов) должны
исключать возможность определения результата розыгрыша в
соответствии с условиями лотереи (факта выпадения или невыпадения
выигрыша на билет) с иной вероятностью и/или иным путем, чем
предписано условиями лотереи.
Статья 16. Обеспечение защиты прав участника лотереи
Организатор (либо оператор по договору с организатором)
лотереи обязан своевременно довести до участников лотереи всю
необходимую достоверную информацию об организаторе и операторе
лотереи, включая адреса их местонахождения, а также цели и условия
лотереи.
Факт приостановки или досрочного прекращения проведения
лотереи не освобождает организатора от необходимости выплаты
выигрышей по лотерее, включая проведение экспертизы выигрышных
лотерейных билетов и всех прочих необходимых мероприятий.
Участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи:
а) получения информации о лотерее в соответствии с условиями
лотереи;
б) выплаты (выдачи) выигрыша по выигрышному лотерейному
билету;
в) получения денежного эквивалента вместо вещевого выигрыша.
Владелец выигрышного билета вправе обратиться в суд в случае
задержки или невыплаты выигрыша организатором лотереи.
Владелец выигрышного лотерейного билета вправе требовать от
организатора лотереи неразглашения его личных данных в связи с
фактом его выигрыша в лотерее, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
В случае приостановления или аннулирования разрешения на право
организации и проведения лотереи (кроме стимулирующих лотерей)
организатор обязан в установленный уполномоченным органом срок
прекратить реализацию лотерейных билетов, информировать об этом
участников лотереи через средства массовой информации, обеспечить
возврат средств по билетам тиражных лотерей, проданным, но не
участвовавшим в тиражах в связи с прекращением их проведения, не
останавливая при этом выплату выигрышей по ранее проведенным
тиражам.
Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи
срок, депонируются на специальном счете и хранятся в течение
предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего
срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет
соответствующего уровня.
Выплата (выдача) выигрышей производится в соответствии с
условиями лотереи.
В тиражных лотереях оплата выигрышных лотерейных билетов
должна начинаться не позднее чем в 30-дневный срок после
проведения соответствующего тиража (розыгрыша призового фонда) и
продолжаться не менее трех месяцев с момента опубликования в
средствах массовой информации результатов данного тиража
(розыгрыша призового фонда). По истечении этого срока претензии по
невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном
условиями лотереи.
Организатор (оператор) лотереи обязан хранить в течение пяти
лет информацию о выдаче выигрышей, размер которых требует в
соответствии с условиями лотереи проведения экспертизы выигрышного
лотерейного билета.
Статья 17. Контроль за организацией и проведением лотерей
Контроль за организацией и проведением лотерей осуществляют
соответствующий уполномоченный орган, органы исполнительной власти
и органы местного самоуправления в пределах установленных
полномочий.
По требованию уполномоченного органа, выдавшего разрешение на
право организации и проведения лотереи, организатор лотереи обязан
незамедлительно представить любую необходимую информацию о ходе
организации и проведения лотереи.
Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона
1. Использование призового фонда лотереи в денежной и
неденежной форме не по назначению влечет за собой привлечение
организатора лотереи к ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган вправе приостановить действие
разрешения на право организации и проведения лотерей в следующих
случаях:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения
лотереи;
2) предоставление уполномоченному органу организатором лотереи
неполной или недостоверной информации;
3) выявление нарушений требований настоящего Федерального
закона и условий лотереи субъектом, участвующим в организации и
проведении лотереи;
4) невыполнение субъектом, участвующим в организации и
проведении лотереи, решений и предписаний уполномоченного органа,
обязывающих устранить выявленное нарушение в установленный срок.
Действия уполномоченного органа могут быть обжалованы в суд.
3. Разрешение на право организации и проведения лотереи может
быть аннулировано по решению суда.
4. Организация и проведение лотереи без соответствующего
разрешения, предусмотренного настоящим Федеральным законом,
запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Порядок рассмотрения споров между субъектами,
участвующими в организации и проведении лотерей
Споры между субъектами, участвующими в организации и
проведении лотерей, рассматриваются в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003
года.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты муниципальных образований, действовавшие на территории
Российской Федерации до введения в действие настоящего
Федерального закона, применяются в части, не противоречащей
настоящему Федеральному закону. Нормативные правовые акты
приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в
течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Разрешения на право организации и проведения лотерей, выданные
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального
закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛОТЕРЕЯХ"
Проект Федерального закона "О лотереях" разработан в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с
учетом опыта проведения лотерей в Российской Федерации и за
рубежом. Законопроект основан на принципе "прозрачной" для
общества технологии организации и проведения лотерей и
предусматривает контроль за использованием целевых отчислений на
финансирование социально значимых областей жизни общества
(здравоохранение, наука, культура, спорт и др.).
Проектом Закона вводятся определения основных понятий,
применяемых в лотерейной сфере.
На основе анализа опыта лотерей последних лет и с целью
освобождения российского лотерейного рынка от случайных и
несостоятельных субъектов, участвующих в организации и проведении
лотерей, в законопроекте упорядочен круг лиц, которые допускаются
к проведению всероссийских и международных лотерей в качестве
организаторов. Этот круг представлен федеральными органами
исполнительной власти и некоммерческими всероссийскими и
международными организациями, имеющими соответствующий
(всероссийский, международный) статус и решающими на основании
своих положений и уставов целевые, социально значимые задачи,
соответствующие целям, определяемым законопроектом.
Указанная мера основана и на международной практике, в
соответствии с которой лотереи проводятся строго ограниченным
кругом лиц в целях привлечения средств только на государственные и
социальные программы.
Предусмотренные в проекте Закона положения о стимулирующих
лотереях призваны законодательно урегулировать этот вид лотерей,
что, в свою очередь, позволит вывести значительные объемы средств
из теневого оборота и уменьшить негативные социальные последствия
от их бесконтрольного проведения.
В проекте Закона конкретизированы цели проведения лотерей и
одновременно введен запрет на проведение лотерей для поддержки
политических партий и движений, а также для покрытия убытков
хозяйствующих субъектов.
Отдельная статья проекта Закона посвящена вопросам контроля за
организацией и проведением лотерей. Предложена система мер,
позволяющая обеспечить необходимый контроль со стороны
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
Правительством Российской Федерации, за всероссийскими и
международными лотереями и уполномоченных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации за региональными и
муниципальными лотереями.
В целях координации деятельности по организации и проведению
лотерей проект Закона предусматривает взаимодействие федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством
Российской Федерации осуществлять государственное регулирование в
этой области, с другими федеральными органами исполнительной
власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
В проекте Закона систематизированы требования и обязательные
нормативы для лотерей, что должно позволить повысить их
экономическую эффективность. Вводится требование обязательного
контроля за проведением розыгрыша призового фонда специально
создаваемой для этих целей тиражной комиссией.
Проект содержит специальную статью о лотерейных билетах, в
которой последовательно изложены требования, предъявляемые к
лотерейным билетам.
В проекте Закона предусмотрена система мер по защите прав
участников лотереи как сторон в договорных отношениях с
организатором лотереи.
Введение в действие настоящего законопроекта призвано
оздоровить положение на лотерейном рынке России и создать
предпосылки для проведения лотерей в соответствии с мировыми
стандартами, согласно которым лотерея является эффективным
инструментом государства для добровольного привлечения средств
участников лотереи на цели финансирования социально значимых
областей жизни общества.
|