ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2002 г. N 3441-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 205035-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 149 И 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 205035-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами
Государственной Думы Н.И. Булаевым, Б.Л. Резником, А.В. Скочем.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в
однодневный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 205035-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.И. БУЛАЕВЫМ,
Б.Л. РЕЗНИКОМ,
А.В. СКОЧЕМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 149 И 164
ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2001 г.
N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164
части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5015)
следующее изменение:
абзац четвертый статьи 3 изложить в следующей редакции:
"Установить, что абзацы третий - шестой подпункта 3 пункта 2
статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивают силу
с 1 января 2005 года".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по
истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но
не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на
добавленную стоимость.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 149 И 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Данный законопроект предусматривает продление действия
льготной налоговой ставки в 10 процентов по налогу на добавленную
стоимость (НДС) до 1 января 2005 года для работ и услуг по
производству и распространению периодических печатных изданий и
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой,
за исключением периодических печатных изданий и книжной продукции
рекламного и эротического характера, а именно:
1. Услуг по экспедированию и доставке периодических печатных
изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой.
2. Редакционных и издательских работ (услуг), связанных с
производством периодических печатных изданий и книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой.
3. Услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в
периодических печатных изданиях.
4. Услуг по оформлению и исполнению договора подписки на
периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке
периодического печатного издания подписчику, если доставка
предусмотрена договором подписки.
Подготовленный законопроект направлен на предотвращение скачка
цен на книги и периодические печатные издания (в первую очередь,
на подписные издания), который прогнозируют эксперты в связи с
предстоящим повышением с 1 января 2003 года ставки НДС с 10 до 20
процентов для указанных выше работ и услуг (в соответствии с
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи
149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
N 179-ФЗ).
По оценкам экспертов, повышение ставки налога на добавленную
стоимость до 20 процентов для указанных в пунктах 1 - 4 работ и
услуг вызовет одномоментное повышение розничных цен на печатную
продукцию, как минимум, на 8 - 10 процентов. Кроме того, надо
учесть, что из-за отмены в 2002 году льготы по налогу на
добавленную стоимость на полиграфические услуги, а также из-за
введения 10-процентной ставки НДС на подготовку, создание,
распространение и реализацию печатной продукции розничные цены на
нее за первые 4 месяца 2002 года уже выросли по сравнению с 2001
годом в среднем на 50 процентов. Поэтому дальнейшее повышение цен
нанесет серьезный ущерб развитию культуры и образования в стране;
затронет интересы значительной части населения, прежде всего слабо
защищенной его части - учащихся, студентов, научных работников,
учителей, врачей, пенсионеров.
Помимо отрицательных социальных последствий, повышение
розничных цен на печатную продукцию неизбежно повлечет за собой
сокращение тиражей, объемов реализации и, как следствие,
сокращение налогооблагаемой базы и снижение сбора НДС. Кроме
этого, эксперты прогнозируют значительное увеличение сумм по
налогу на добавленную стоимость, предъявляемых издателями и
распространителями печатных СМИ к возмещению из федерального
бюджета.
В итоге результатом повышения налога на добавленную стоимость
для указанных в пунктах 1 - 4 работ и услуг с 10 до 20 процентов,
скорее всего, окажется уменьшение налоговых поступлений в бюджет и
дальнейшее ограничение возможностей культурного и образовательного
развития широких слоев населения.
Принятие подготовленного законопроекта не потребует признания
утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или
принятия других актов федерального законодательства.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ДАННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149
и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не
потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения,
дополнения или принятия других актов федерального
законодательства.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В СТАТЬИ 149 И 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Финансово - экономическое обоснование выполнено на основании
данных, представленных Министерством финансов Российской Федерации
(ответ от 02.07.2001 N 01-02-03/04-439 на депутатский запрос), и
экспертных оценок специалистов Российского Книжного Союза и
Гильдии издателей периодической печати.
В соответствии с Федеральным законом N 179 от 28.12.2001 "О
внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации" 1 января 2003 года
истекает срок действия льготной 10-процентной ставки по налогу на
добавленную стоимость (НДС) для ряда работ (услуг) по производству
продукции печатных средств массовой информации (СМИ), книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (кроме
печатных СМИ и книжной продукции рекламного и эротического
характера).
Так, с 01.01.2003 по 20-процентной ставке НДС будут облагаться
следующие операции:
1. Услуги по экспедированию и доставке периодических печатных
изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой (абзац третий подпункта 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ).
2. Редакционные и издательские работы (услуги), связанные с
производством периодических печатных изданий, книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой (абзац четвертый
подпункта 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ).
3. Услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в
периодических печатных изданиях (абзац пятый подпункта 3 пункта 2
статьи 164 НК РФ).
4. Услуги по оформлению и исполнению договора подписки на
периодические печатные издания, в том числе услуги по доставке
периодического печатного издания подписчику, если доставка
предусмотрена договором подписки (абзац шестой подпункта 3 пункта
2 статьи 164 НК РФ).
Согласно прогнозу Минфина России действующая в н.в.
10-процентная ставка НДС по всему перечню льготируемых операций,
перечисленных в подпункте 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ, приводит к
сокращению доходной базы федерального бюджета на 0,8 млрд. руб.
Рассматриваемый законопроект предусматривает продление
10-процентной ставки НДС только по части льготируемых в н.в.
операций, а именно перечисленных выше операций (пункты 1 - 4).
Согласно экспертным оценкам доля указанных в пунктах 1 - 4 работ
(услуг) в налогооблагаемой базе, образуемой при производстве и
реализации продукции печатных СМИ и книжной продукции, составляет
не более 30 процентов. Поэтому потери федерального бюджета в
случае принятия законопроекта могут составить не более 0,24 млрд.
рублей (0,8 x 0,3).
На самом деле объем выпадающих доходов федерального бюджета
будет значительно меньшим. Это связано с тем, что увеличение
ставки НДС с 10% до 20% по указанным в пунктах 1 - 4 работам
(услугам) неизбежно вызовет рост розничных цен на печатную
продукцию на 8 - 10 процентов и, как следствие, сокращение тиражей
и объемов реализации на 10 - 15 процентов. В результате произойдет
общее сокращение налогооблагаемой базы у издателей, полиграфистов,
в сетях реализации, что приведет к снижению сбора НДС. Кроме того,
можно прогнозировать снижение сбора налога на прибыль предприятий
(организаций) отрасли вследствие снижения общего уровня
рентабельности производства печатной продукции.
|