КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2002 г. N 352-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА БОРИСОВА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 3 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л.
Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы,
В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина А.Б. Борисова требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля
2001 года гражданину А.Б. Борисову, произведшему уплату 10 декабря
1999 года и 15 мая 2000 года вывозных таможенных пошлин на
экспортируемые в Федеративную Республику Германия товары, отказано
в удовлетворении иска о признании недействующим Постановления
Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 1364 "Об
утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые
с территории Российской Федерации за пределы государств -
участников соглашений о Таможенном союзе". Определением
Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28
августа 2001 года данное решение оставлено без изменения со
ссылкой на то, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень
товаров Правительством Российской Федерации установлены в
соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской А.Б. Борисов -
директор и единственный участник общества с ограниченной
ответственностью "Коммерческая компания "БАЛИС" оспаривает
конституционность пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе", согласно которому ставки вывозных таможенных
пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются,
устанавливаются Правительством Российской Федерации. По мнению
заявителя, эта норма, как наделяющая Правительство Российской
Федерации правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин
на товары, которые не содержатся в списке товаров, подлежащих
обложению таможенными пошлинами в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных
мерах по поддержке экспортеров", нарушает требования статей 18, 34
(часть 1), 35 (часть 2), 90 (часть 2) и 115 (часть 1) Конституции
Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял А.Б. Борисова о том, что в
соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может
быть принята к рассмотрению. Однако в своей очередной жалобе
заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской
Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Вопрос о порядке установления ввозных и вывозных таможенных
пошлин уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации. В своих решениях (Определения от 14 июня
2000 г. N 158-О и от 26 октября 2000 г. N 211-О) Конституционный
Суд Российской Федерации, исходя из правовых позиций,
сформулированных в Постановлениях Конституционного Суда Российской
Федерации от 20 мая 1997 года по делу о проверке конституционности
пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса
Российской Федерации и от 11 ноября 1997 года по делу о проверке
конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О
Государственной границе Российской Федерации", пришел к выводу,
что порядок определения ставок таможенных пошлин, согласно
которому их предельный размер, как существенный элемент налогового
обязательства, устанавливается законодательным органом
государственной власти, а сами ставки по отдельным группам товаров
конкретизируются Правительством Российской Федерации, не
противоречит конституционному понятию законного установления
сборов.
Пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенных
тарифах", наделяющий Правительство Российской Федерации
полномочиями устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин и
перечень товаров, в отношении которых они применяются, также был
предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации в
Определении от 15 декабря 2000 года по жалобе ОАО "Нефтяная
компания "ЮКОС" на нарушение этой нормой конституционных прав
граждан-акционеров. Конституционный Суд Российской Федерации
пришел к выводу, что полномочие Правительства Российской
Федерации, закрепленное в пункте 3 статьи 3 Закона Российской
Федерации "О таможенном тарифе", не может рассматриваться как
нарушающее конституционный принцип законного установления налога и
сбора, тем более что формулируемые законом требования к порядку
установления таможенных платежей могут быть дифференцированы
(пункт 2 статьи 5 и пункт 3 статьи 17 Налогового кодекса
Российской Федерации).
Указанные решения Конституционного Суда Российской Федерации
сохраняют свою силу. Возникающие же в процессе правоприменения
споры о правильности исчисления таможенных платежей должны
рассматриваться в установленном порядке судами общей юрисдикции и
арбитражными судами с учетом фактических обстоятельств дела в
каждом конкретном случае.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Борисова Александра Борисовича, поскольку по предмету обращения
Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены
решения, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|