УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 06.05.2005 N 137
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2002 г. N 4071
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2002 г. N 4452
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С целью оказания методической помощи учреждениям высшего,
среднего и дополнительного профессионального образования в
использовании при организации образовательного процесса
современных информационных технологий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику применения дистанционных
образовательных технологий (дистанционного обучения) в
образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Л.С. Гребнева.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Утверждена
Приказом
Минобразования России
от 18.12.2002 N 4452
МЕТОДИКА
ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,
СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Дистанционное обучение обеспечивается применением
совокупности образовательных технологий, при которых
целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное
взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется
независимо от места их нахождения и распределения во времени на
основе педагогически организованных информационных технологий,
прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Основными дистанционными образовательными технологиями
являются кейсовая технология, интернет - технология,
телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных
видов технологий.
2. Целью дистанционного обучения является предоставление
обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их
пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных
профессиональных образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования (далее - образовательные программы)
соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования (далее -
образовательные учреждения).
3. Образовательный процесс с использованием дистанционного
обучения может осуществляться образовательным учреждением по
очной, очно - заочной (вечерней), заочной формам получения
образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации
проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным
отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от
26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов" - Собрание
законодательства Российской Федерации от 03.07.1995, N 27, ст.
2580.
Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс
как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных
структурных подразделений - филиалов и представительств <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее понятие "представительство" образовательного
учреждения относится исключительно к представительствам высших
учебных заведений.
4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои
функции в установленном порядке.
5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме
обучения, помощи в освоении образовательных программ
непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее
учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем
привлечения штатных научно - педагогических работников высшего
учебного заведения на основе учебно - материальной базы
представительства <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от
05.04.2001 N 264 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем образовательном учреждении) Российской Федерации" -
Собрание законодательства Российской Федерации от 16.04.2001,
N 16, ст. 1595.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа
управления образованием субъекта Российской Федерации и органа
местного самоуправления, на территории которых находится
представительство.
6. Образовательное учреждение может реализовать одну или
несколько образовательных программ с использованием в частичном
или полном объеме дистанционного обучения. По отдельным
направлениям (специальностям) <*> и профилям программ
дополнительного профессионального образования может вводиться
ограничение на их освоение с использованием в полном объеме
дистанционного обучения.
--------------------------------
<*> Из числа тех, по которым получение высшего
профессионального образования в форме экстерната не допускается.
Образовательные программы признаются реализуемыми с
использованием в полном объеме дистанционного обучения в том
случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся
осваивают посредством дистанционных образовательных технологий.
При этом для образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования посредством дистанционных
образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов
общих гуманитарных и социально - экономических, математических и
общих естественно - научных дисциплин.
Организация учебного процесса по очной форме получения
образования с использованием в полном объеме дистанционного
обучения допускается с учетом установленных требований к
организации учебного процесса по данной форме получения
образования.
7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение
по образовательным программам, реализация которых осуществляется с
использованием в полном объеме дистанционного обучения,
предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих
образовательные программы с использованием дистанционного
обучения, определяются законодательством Российской Федерации в
соответствии с той формой получения образования, на которую они
зачислены.
9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для
обеспечения процесса дистанционного обучения используются
следующие средства дистанционного обучения: специализированные
учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно -
методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные
пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные
лабораторные практикумы, контрольно - тестирующие комплекты,
учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные
для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
10. В качестве основного информационного ресурса в учебном
процессе используются методически (дидактически) проработанные
информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие
современный уровень требований на момент их использования, по
своему объему и содержанию соответствующие требованиям
государственных образовательных стандартов основных
образовательных программ определенного уровня или требованиям к
содержанию дополнительных профессиональных образовательных
программ.
База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на
различных типах носителей фонд основной учебной и учебно -
методической литературы; фонд периодических изданий,
укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям
подготовки кадров, справочно - библиографическими, а также
массовыми центральными и местными общественно - политическими
изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и
периодическими научными изданиями по профилю каждой
образовательной программы.
11. При дистанционном обучении образовательное учреждение
обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам
дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в
объеме часов учебного плана, необходимых для освоения
соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных
дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в
базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и
индивидуально образовательное учреждение использует средства
телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно - программных средств у
обучающегося индивидуально образовательное учреждение может
предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке,
предусмотренных действующим законодательством.
12. При дистанционном обучении образовательное учреждение
осуществляет научную и учебно - методическую помощь обучающимся
через консультации квалифицированных преподавателей с
использованием средств телекоммуникации.
13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
осуществляются образовательным учреждением или традиционными
методами, или с использованием электронных средств (электронное
тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности.
Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется
традиционными методами.
14. Профессорско - преподавательский и преподавательский
состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из
педагогических работников образовательного учреждения, его
филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах,
объединенных организационно и методически средствами
телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и
осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах в сетевом режиме с использованием
телекоммуникационных и иных средств, независимо от места
нахождения педагогических работников.
15. Образовательное учреждение может по одной или нескольким
реализуемым им образовательным программам организовать
образовательный процесс с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять
консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
16. Для подтверждения возможности реализации одной или
нескольких образовательных программ с использованием в полном
объеме дистанционного обучения образовательное учреждение <*>
может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении
проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными
требованиями настоящей методики:
--------------------------------
<*> Из образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования Минобразование России может
подтверждать готовность реализовать образовательные программы с
использованием в полном объеме дистанционного обучения тех
образовательных учреждений, которые находятся в ведении
федеральных органов исполнительной власти, а также иных
образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования по аккредитованным образовательным программам.
наличие электронных учебно - методических комплексов по каждой
учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных
комплектов учебно - методических материалов с использованием
мультимедийных средств);
наличие специальной корпоративной информационной системы
документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей
администрирование образовательного процесса;
наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в
новой информационно - образовательной среде;
наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний
обучающихся.
В этом случае объем требований, предъявляемых к
образовательным учреждениям, при проведении проверки и порядок ее
проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа
образовательного учреждения и особенностей используемой
дистанционной образовательной технологии.
При организации проверки целесообразно участие государственных
органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а
для образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования - также федеральных ведомственных органов управления
образованием, в ведении которых находятся образовательные
учреждения.
Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает
образовательное учреждение права реализовывать образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного
обучения.
17. Образовательное учреждение осуществляет в установленном
порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы
и отчисление обучающихся.
18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет
результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести
в электронном виде с применением положений Федерального закона от
10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
19. Количество и пропускная способность каналов
телекоммуникации, оснащенность учебного процесса
специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным,
так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в
образовательном учреждении, филиалах и индивидуально должны в
реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность
реализации дистанционного обучения.
20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем
аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению
(специальности) подготовки с применением занятий, имеющих
дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных,
компьютерных, сетевых и других средах.
При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими
местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом
сменности.
Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся
возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным
информационным ресурсам.
21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных
и практических занятий образовательное учреждение предоставляет
обучающимся возможность участия в этих занятиях реально либо с
применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная
работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной
технологии образовательному учреждению необходимо располагать
набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих
проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в
соответствии с государственными образовательными стандартами. Все
помещения и рабочие места должны соответствовать установленным
требованиям.
23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся
возможность прохождения учебных и производственных практик,
предусмотренных государственными образовательными стандартами.
Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной
технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные
практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся
проходят, как правило, традиционно.
24. Образовательному учреждению рекомендуется организовывать
профессиональную переподготовку или повышение квалификации:
профессорско - преподавательского состава - для преподавания в
новой информационно - образовательной среде, преподавателей и
учебно - вспомогательного персонала - для работы с дистанционной
образовательной технологией в филиалах и представительствах, с
объемом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством
обучения.
25. Для образовательного учреждения (филиала), реализующего
образовательные программы с использованием в полном объеме
дистанционного обучения, предельная численность контингента
обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии
образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной
образовательной технологии.
|