Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
17 декабря 2002 года
Номер государственной
регистрации
538 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530300 - РЕСТАВРАЦИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕСТАВРАЦИИ
1. Общая характеристика направления 530300 - Реставрация
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр реставрации.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530300 - Реставрация при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр реставрации: выявляет и атрибутирует объект
материальной культуры, определяет его художественную и
историческую ценность, а также категорию сохранения. Составляет
необходимую для реставрации (консервации, реконструкции) объекта
материальной культуры техническую документацию. Участвует в
проведении комплекса реставрационных работ. Осуществляет
мониторинг объекта материальной культуры.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр реставрации подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 530300 - Реставрация;
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной
программы по специальности 052900 - Реставрация.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего образования, или среднем
профессиональном образовании, или высшем профессиональном
образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавра реставрации проводятся
дополнительные вступительные испытания профессиональной
направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 530300 - Реставрация
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины
стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут
предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый
для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии, а
также, с учетом профиля подготовки специалиста, в циклах ОПД и
СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимум содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530300 - Реставрация
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основное содержание ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Индивидуально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности формирования ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытка осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры и ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в ¦ ¦
¦ ¦современном мировом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурализация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правонарушения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного, основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, задачи, функции, методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики, основные категории педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, восприятие, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории, русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы ¦ ¦
¦ ¦и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор, ¦ ¦
¦ ¦экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимальной прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦ Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1350 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1110 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Введение в профессию реставратора <*> ¦ ¦
¦ ¦ Понятие культурного наследия человечества. ¦ ¦
¦ ¦Общие критерии оценки произведения искусства. ¦ ¦
¦ ¦Основные исторические этапы возникновения ¦ ¦
¦ ¦реставрации. Принципы консервации, реставрации ¦ ¦
¦ ¦и сохранения (музеефикации) произведений ¦ ¦
¦ ¦художественного и исторического наследия. ¦ ¦
¦ ¦ Основы пропаганды культурного наследия, его ¦ ¦
¦ ¦восстановления и сохранения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Реставрационные материалы ¦ ¦
¦ ¦ Основные виды материалов, применявшихся в ¦ ¦
¦ ¦прошлом: история их использования, основные ¦ ¦
¦ ¦технические характеристики и специфические ¦ ¦
¦ ¦особенности, дефектность и способы их ¦ ¦
¦ ¦реставрации, номенклатура основных ¦ ¦
¦ ¦реставрационных материалов. Требования, ¦ ¦
¦ ¦предъявляемые к реставрационным материалам, ¦ ¦
¦ ¦технологии их применения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Экономика и организация реставрационного ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦
¦ ¦ Экономика реставрационных решений; ¦ ¦
¦ ¦реставрационное проектирование как фактор, ¦ ¦
¦ ¦определяющий экономику реставрации; методы ¦ ¦
¦ ¦технико-экономических обоснований и оценки ¦ ¦
¦ ¦проектных решений; организация реставрационного ¦ ¦
¦ ¦производства, бизнес, менеджмент, маркетинг ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Правовые основы реставрации, реконструкции, ¦ ¦
¦ ¦воссоздания и охраны памятников культуры ¦ ¦
¦ ¦ Законы РФ об охране памятников истории и ¦ ¦
¦ ¦культуры. Общественные хартии. Роль ¦ ¦
¦ ¦общественных организаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Основы музеефикации, архивное дело ¦ ¦
¦ ¦ Изучение основ музеефикации и музейного ¦ ¦
¦ ¦хранения. Обучение методике работы с архивной ¦ ¦
¦ ¦документацией ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦108 ¦
¦ ¦ Характеристика опасных и вредных факторов ¦ ¦
¦ ¦среды обитания; физиологическое воздействие на ¦ ¦
¦ ¦человека опасных и вредных факторов в ¦ ¦
¦ ¦производственных условиях; методы и средства ¦ ¦
¦ ¦повышения безопасности технологических ¦ ¦
¦ ¦процессов в условиях реставрационного ¦ ¦
¦ ¦обследования, производства; электробезопасность; ¦ ¦
¦ ¦противопожарная безопасность; характеристики ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций; экобиозащитная техника ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦История религий ¦ ¦
¦ ¦ Религия как общественное явление; религия и ¦ ¦
¦ ¦духовная культура; национальные религии: ¦ ¦
¦ ¦индуизм, конфуцианство, синто, иудаизм; мировые ¦ ¦
¦ ¦религии; буддизм; христианство: становление, ¦ ¦
¦ ¦развитие и современное состояние; православие; ¦ ¦
¦ ¦католицизм; протестантизм; ислам; нетрадиционные ¦ ¦
¦ ¦религии и современный мистицизм; религия в ¦ ¦
¦ ¦современном мире ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦История искусства ¦300 ¦
¦ ¦ История мирового искусства; первобытное ¦ ¦
¦ ¦искусство; искусство Древнего Востока: ¦ ¦
¦ ¦Месопотамия, Индия, Китай, Япония, Египет; ¦ ¦
¦ ¦искусство Древней Греции и Древнего Рима; ¦ ¦
¦ ¦раннеевропейское искусство; искусство ¦ ¦
¦ ¦доколумбовой Америки; европейское и ¦ ¦
¦ ¦ближневосточное средневековое искусство; ¦ ¦
¦ ¦средневековое искусство Индии, Китая и Японии; ¦ ¦
¦ ¦искусство эпохи Возрождения; искусство барокко; ¦ ¦
¦ ¦искусство классицизма; модерн и ар-нуво; ¦ ¦
¦ ¦современное искусство. ¦ ¦
¦ ¦ Искусство Киевской Руси; искусство русских ¦ ¦
¦ ¦княжеств периода феодальной раздробленности; ¦ ¦
¦ ¦искусство Московского княжества; русское ¦ ¦
¦ ¦искусство XVI - XVII вв. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦История христианского искусства ¦ ¦
¦ ¦ Библия и новейшие научные и археологические ¦ ¦
¦ ¦исследования; религиозно-философские и ¦ ¦
¦ ¦эстетические идеи христианства; ¦ ¦
¦ ¦раннехристианское искусство; христианский храм ¦ ¦
¦ ¦и его символика; византийское искусство; ¦ ¦
¦ ¦искусство Армении и Грузии; искусство Киевской ¦ ¦
¦ ¦Руси; романское искусство стран Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы; искусство Владимиро-Суздальского ¦ ¦
¦ ¦княжества; искусство Новгорода и Пскова; ¦ ¦
¦ ¦готическое искусство стран Западной Европы; ¦ ¦
¦ ¦образы особо чтимых на Руси святых; искусство ¦ ¦
¦ ¦Московского государства; иконостас; церковные ¦ ¦
¦ ¦праздники; монументальные росписи русских ¦ ¦
¦ ¦храмов XVI - XVII вв.; иконопись XVII - XVIII вв.¦ ¦
¦ ¦и религиозная живопись; богословские основы ¦ ¦
¦ ¦архитектурных форм; историко-философское ¦ ¦
¦ ¦обрамление курса; философия культа; семиотика ¦ ¦
¦ ¦культа; сакральный текст; риторика; чувственное ¦ ¦
¦ ¦и сверхчувственное; крест и его смысл; ¦ ¦
¦ ¦софиология и православное зодчество; ¦ ¦
¦ ¦Ветхозаветная и Новозаветная храмовая ¦ ¦
¦ ¦топография; литургия и храмостроение; ¦ ¦
¦ ¦догматические аспекты православного ¦ ¦
¦ ¦храмостроения; богородичные основы русского ¦ ¦
¦ ¦православия и христианского миросозерцания; ¦ ¦
¦ ¦эсхатология в храмостроении ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦ Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технология программирования; ¦ ¦
¦ ¦компьютерная графика. Информатика, ¦ ¦
¦ ¦программирование, компьютеризация ¦ ¦
¦ ¦реставрационного процесса ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный компонент ¦120 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦120 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦3744 ¦
¦ ¦ Дисциплины данного цикла устанавливаются вузом ¦ ¦
¦ ¦с учетом профессионально-профильной подготовки ¦ ¦
¦ ¦выпускников, например: ¦ ¦
¦ ¦ для подготовки в области реставрации ¦ ¦
¦ ¦памятников архитектуры и архитектурной среды: ¦ ¦
¦ ¦Реставрация и реконструкция памятников ¦ ¦
¦ ¦архитектуры и архитектурной среды, ¦ ¦
¦ ¦Архитектурно-историческая среда, ¦ ¦
¦ ¦Реставрационное научно-исследовательское ¦ ¦
¦ ¦проектирование, Архитектура, История ¦ ¦
¦ ¦архитектуры и градостроительства, Дизайн ¦ ¦
¦ ¦исторического интерьера, Строительные ¦ ¦
¦ ¦материалы, Древнее строительное искусство и ¦ ¦
¦ ¦ремесло, Архитектурно-строительная физика, ¦ ¦
¦ ¦Строительная механика, Инженерная геология, ¦ ¦
¦ ¦Геодезия, Рисунок, Живопись, Скульптура, Основы ¦ ¦
¦ ¦физики и физика в реставрации, Основы химии и ¦ ¦
¦ ¦химия в реставрации, Экология, Химическая ¦ ¦
¦ ¦технология древних строительных материалов, ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление материалов, Начертательная ¦ ¦
¦ ¦геометрия, включая дисциплины по выбору ¦ ¦
¦ ¦студентов; ¦ ¦
¦ ¦ для подготовки в области реставрации живописи: ¦ ¦
¦ ¦Живопись, Рисунок, Пластическая анатомия, ¦ ¦
¦ ¦Перспектива, Копирование, Техника и технология ¦ ¦
¦ ¦живописи, Консервация и реставрация живописи, ¦ ¦
¦ ¦Атрибуция и экспертиза, История материальной ¦ ¦
¦ ¦культуры, Иконография, Изобразительное ¦ ¦
¦ ¦искусство и мифология, Основы химии и химия в ¦ ¦
¦ ¦реставрации живописи, Биология и климатология, ¦ ¦
¦ ¦включая дисциплины по выбору студентов; ¦ ¦
¦ ¦ для подготовки в области реставрации ¦ ¦
¦ ¦скульптуры: Живопись, Рисунок, Пластическая ¦ ¦
¦ ¦анатомия, Перспектива, Моделирование, Техника и ¦ ¦
¦ ¦технология материалов, Консервация и ¦ ¦
¦ ¦реставрация скульптуры, Атрибуция и экспертиза ¦ ¦
¦ ¦произведений скульптуры, История скульптуры, ¦ ¦
¦ ¦Изобразительное искусство и мифология, Основы ¦ ¦
¦ ¦химии и химия в реставрации скульптуры, Биология ¦ ¦
¦ ¦и климатология, Сопротивление материалов, ¦ ¦
¦ ¦Начертательная геометрия, включая дисциплины ¦ ¦
¦ ¦по выбору студентов; ¦ ¦
¦ ¦<...> ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
--------------------------------
<*> Объем и соотношение разделов данной дисциплины определяются
вузом (факультетом) в зависимости от профессиональной
направленности подготовки выпускников.
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530300 - Реставрация
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, а также экзаменационные сессии - 136 недель,
практики - 24 недели,
итоговая государственная аттестация, включая
подготовку и защиту (исполнение) выпускной
квалификационной работы - 17 недель,
каникулы, включая 8 недель последипломного
отпуска - 31 неделя.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование при
обучении по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра
увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного
срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный
объем обязательных аудиторных занятий студента при очной форме
обучения не должен превышать в среднем за период теоретического
обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по физической культуре и занятия
по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530300 - Реставрация
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 530300 - Реставрация.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу для подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
его изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
вуза, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо",
"удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не
зачтено").
6.1.2. При разработке основной образовательной программы вуз
имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5%;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую
культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю",
"Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной
или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля
подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их
профессиональной деятельности;
предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при
очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения с учетом
пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-
экономических дисциплин, в соответствии с профилем направления;
реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля (кроме тех
случаев, когда оно является исходным уровнем образования) или
высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится
на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных
на предыдущем этапе профессионального образования. При этом
продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет.
Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра реставрации должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической, творческой
деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило,
должны иметь ученую степень, являться членами творческих союзов,
иметь статус лицензированных архитекторов и/или опыт деятельности
в соответствующей профессиональной сфере, необходимая доля
преподавателей, имеющих научную степень и звание, должна
составлять не менее 55%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса:
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра реставрации должна обеспечиваться доступом каждого
студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной
программы, наличием учебников, методических пособий и рекомендаций
по всем дисциплинам и по всем видам занятий - теоретическим
занятиям, практикумам, курсовому и дипломному проектированию,
практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и
мультимедийными материалами.
Содержание и объем информационной базы, обеспечивающей
подготовку бакалавра реставрации, предполагает наличие и
использование научной, учебно-методической, профессиональной
литературы, в том числе периодической печати, реферативных
журналов, архивных материалов, а также доступ к различным сетевым
источникам информации.
Учебный процесс подготовки бакалавра по направлению 530300 -
Реставрация предусматривает выполнение курсовых проектов и работ,
индивидуальных заданий, лабораторно-практических работ, задачи и
содержание которых разрабатываются кафедрами и определяются целями
подготовки специалиста по циклам дисциплин.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу бакалавра, должно располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,
практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской и творческой работы студентов,
предусмотренных учебным планом, и соответствующей санитарно-
техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Для закрепления теоретического материала и получения
практических навыков профессиональной деятельности подготовка
бакалавра предусматривает проведение следующих учебных практик:
учебно-ознакомительная, геодезическая, обмерная, рисунок и
живопись, технологическая, компьютерная.
Базами практик могут служить учебно-производственные
мастерские, созданные непосредственно при вузе, творческие
реставрационные мастерские, научно-реставрационные институты,
органы охраны памятников, государственные и частные
реставрационные фирмы и т.д., с которыми у вуза заключены договоры
о сотрудничестве. База практики должна располагать
квалифицированными сотрудниками, достаточной площадью, необходимым
оборудованием, материалами, инструментарием и инвентарем.
Руководителем практики назначается преподаватель дисциплины, по
которой проводится практика, специально закрепленный преподаватель
вуза либо закрепленный специалист (имеющий достаточное, как
правило, профильное образование) творческой реставрационной
мастерской, научно-реставрационного института, органа охраны
памятников, государственной или частной реставрационной фирмы, с
которой (которым) у вуза заключены договоры о сотрудничестве.
Практики проводятся длительностью и в сроки, установленные в
соответствии с учебным планом, разработанным вузом на базе
примерного учебного плана настоящего стандарта. По каждому виду
практики вузом разрабатывается программа ее проведения. Проведение
практик должно быть обеспечено соответственным учебным инвентарем,
научной аппаратурой, компьютерной или иной техникой, материалами,
а также методическими пособиями или рекомендациями, необходимыми
для их проведения. После проведения практики обучающиеся выполняют
итоговую квалификационную работу по форме, предусмотренной
программой соответственной практики. Руководитель практики
оценивает квалификационные работы и составляет итоговый отчет о
проведении практики, который представляется в учебную часть в
сроки, предусмотренные программой соответствующей практики.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по направлению 530300 - Реставрация
7.1. Требования к итоговой государственной аттестации
выпускника.
7.1.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению
профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе
бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой проверяется способность
сформулировать цели и задачи, обосновать и графически оформить
комплексный проект по реставрации или реконструкции объекта
материальной культуры, включающий разработку трех частей -
историко-архивной, исследовательской и производственной (и/или
градостроительной) - с решением искусствоведческих, социальных,
экономических, экологических, инженерных, конструктивных аспектов
проекта.
7.1.3. Требования к государственному экзамену.
Итоговая государственная аттестация предусматривает
аттестационный экзамен, состоящий из трех частей и позволяющий
проверить профессиональную подготовку по циклам дисциплин
государственного образовательного стандарта по направлению 530300
- Реставрация: циклу гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, циклу общепрофессиональных дисциплин и циклу
специальных дисциплин.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Общие требования к образованности бакалавра:
- обладает общей культурой, пониманием места архитектуры в
комплексе экономики, науки и культуры;
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально-экономических наук, способен научно анализировать
социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих двух наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать
их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности
современных научных методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное
содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить и вести профессиональную деятельность в
иноязычной среде;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его
результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки
(редактирования) информации, применяемыми к сфере его
профессиональной деятельности;
- владеет знаниями основ производственных отношений и
принципами управления с учетом технических, финансовых и
человеческих факторов;
- способен в условиях развития социальной практики к переоценке
накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать
новые знания, используя современные информационные образовательные
технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для
описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их
качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы искусства и изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком
с методами управления, умеет организовать работу исполнителей,
находить и принимать управленческие решения в условиях различных
мнений, знает основы педагогической деятельности;
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
искусства реставрации.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения по направлению 530300 - Реставрация.
|