"С ПОДЗАКОННЫМ АКТОМ В ВЕРХОВНЫЙ СУД"
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассмотрела в
открытом судебном заседании от 19 июня 2003 г. гражданское дело по
заявлению ЗАО "Австрофор" об оспаривании постановлений Федеральной
энергетической комиссии РФ "О внесении изменений и дополнений в
Прейскурант N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки"
(Тарифное руководство N 1, часть 1 издания 1989 г. и часть 2
издания 1994 г.)" от 17 декабря 2002 г. N 92-Т/2 и "Об изменении
уровня тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" от 20
декабря 2002 г. N 95-Т/1 по частной жалобе ЗАО "Австрофор" на
определение судьи Верховного Суда РФ от 2 апреля 2003 года,
которым заявление возвращено, в связи с его неподсудностью (п. 2
ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
В частной жалобе заявитель просил об отмене определения как
незаконного и передаче вопроса на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
Кассационная коллегия ВС РФ не нашла оснований к отмене
определения судьи ВС РФ.
В соответствии со ст. 27 ГПК РФ ВС РФ рассматривает дела по
первой инстанции, в т.ч. об оспаривании нормативных правовых актов
федеральных органов государственной власти, затрагивающих права,
свободы и законные интересы граждан и организаций.
Исходя из этой нормы во взаимосвязи с п. 1 ст. 251 ГПК РФ в ВС
РФ могут быть оспорены лишь те нормативные правовые акты, которые
приняты и опубликованы в установленном порядке.
Постановлением ФЭК России от 17 декабря 2002 г. N 92-Т/2
внесены изменения и дополнения в нормативный правовой акт,
изданный до введения государственной регистрации, в связи с чем
должны быть соблюдены требования, изложенные в абзаце 2 п. 9
Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации (утв. Приказом Минюста России от 14
июля 1999 г. N 217).
Заявитель оспаривал указанное постановление по тому основанию,
что оно принято и опубликовано с нарушением установленного
порядка. Это выразилось в том, что постановление, подлежащее
разработке в виде единого нового акта, не прошло государственную
регистрацию и не опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23
мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений,
содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или
сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в
установленном порядке, не влекут правовых последствий как не
вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний.
В силу этого положения нормативных правовых актов, изданных с
нарушением установленного порядка, не являются действующими и не
могут быть проверены в порядке нормоконтроля ВС РФ.
В случае если такие акты фактически применяются, чем нарушают
права и охраняемые законом интересы граждан и организаций, то
заинтересованные лица вправе требовать в судебном порядке
прекращения их действия.
Согласно ст. 24 ГПК РФ рассмотрение подобной категории
гражданских дел отнесено к подсудности районного суда.
При таких обстоятельствах судья правомерно возвратил заявление
ЗАО "Австрофор" на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, Кассационная коллегия ВС РФ
определила: определение судьи ВС РФ от 2 апреля 2003 г. оставить
без изменения, а частную жалобу ЗАО "Австрофор" - без
удовлетворения.
|