ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2002 г. N 7046/00
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской
области от 07.04.2000 по делу N А55-2104/00-9 и постановление
Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2000 по
тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Частный предприниматель Колосовский Ю.С. обратился в
Арбитражный суд Самарской области с иском (уточненным в судебном
заседании) к Куйбышевской железной дороге о взыскании 380083
рублей излишне уплаченной провозной платы и процентов за
пользование чужими денежными средствами.
Решением от 07.04.2000 в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 20.07.2000 решение оставил без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что перевозка носила
международный характер, груз следовал из Казахстана в Россию и
железная дорога обоснованно начислила провозную плату по ставкам
Тарифной политики российских железных дорог, что соответствует
международному договору о тарифах на перевозки в международном
сообщении - Тарифному соглашению железнодорожных администраций
государств - участков СНГ от 17.02.93, имеющему приоритет перед
нормами национального законодательства (прейскурантом N 10-01
"Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки").
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело
направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог
Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов,
багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами
исполнительной власти, на которые законодательством Российской
Федерации возложены данные функции.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном
железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки
грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной,
ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом
"О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных
монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их
предельного уровня осуществляется органом регулирования
естественных монополий.
В спорный период действовали тарифы на грузовые
железнодорожные перевозки, в том числе и в международном
сообщении, установленные прейскурантом N 10-01.
Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на
тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и
определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию
Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ
входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, но не
их утверждение.
Таким образом, размер провозной платы, предусмотренный
Тарифной политикой российских железных дорог и введенный в
действие телеграммой МПС России от 05.09.98 N 722, нельзя
рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа. В
данном случае подлежит применению соответствующий тариф,
установленный прейскурантом N 10-01.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2000 по
делу N А55-2104/00-9 и постановление Федерального арбитражного
суда Поволжского округа от 20.07.2000 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Самарской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|