МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в рамках
реализации Программы развития воспитания в системе образования
России Министерством образования Российской Федерации совместно с
группой ученых разработан "Минимальный объем социальных услуг по
воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".
Проект был рассмотрен в органах управления образованием
субъектов Российской Федерации и доработан с учетом поступивших
замечаний и предложений.
Направляем "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в
образовательных учреждениях общего образования" для использования
в практической работе образовательных учреждений.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16
МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
SERVICES, GIVEN TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS
OF EDUCATION OF MORAL EDUCATION
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые
в учреждениях общего образования.
Стандарт устанавливает основные виды услуг, создаваемых в
образовательном учреждении в целях реализации воспитания.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
стандарты:
ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание.
Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
ГОСТ Р 50645-94. Туристско-экскурсионное обслуживание.
Классификация гостиниц;
ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание.
Туристские услуги. Общие требования;
ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие
требования.
2.2. Стандарты разработаны с учетом действующих международных
и государственных нормативных правовых актов в области воспитания
и образования:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Закона Российской Федерации "Об образовании";
Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
Закона Российской Федерации "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений";
Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";
Федеральной программы развития образования;
Программы развития воспитания в системе образования России на
2002 - 2004 годы;
Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года.
3. Определения
ГОСТ 26265-84 и ГОСТ Р "Социальное обслуживание населения.
Термины и определения".
4. Общие положения
4.1. Настоящий стандарт разработан с целью создания
нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав,
предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24
июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации".
4.2. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически
организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на
развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
4.3. В настоящем стандарте рассматриваются общеобразовательные
учреждения, реализующие программы начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования, учреждения
дополнительного образования детей (далее - учреждения) вне
зависимости от форм собственности.
4.4. Для обеспечения качественной работы учреждений общего
образования по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться
необходимое нормативное правовое, материально-техническое,
финансовое и организационное обеспечение, включая:
- организацию сети и сетевого взаимодействия учреждений,
осуществляющих дополнительные образовательные программы;
- создание нормативной правовой и финансовой основы
деятельности учреждения для оказания услуг по воспитанию;
- укомплектованность учреждения специалистами в области
воспитания;
- техническое оснащение (оборудование, аппаратура,
культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.).
4.4.1. В состав документации должны входить:
- устав учреждения, отражающий особенности воспитательной
деятельности учреждения;
- документы (федеральные, региональные, муниципальные) по
организации воспитательного процесса в учреждении;
- должностные инструкции, планы работы специалистов,
организующих воспитательный процесс;
- документация по контролю за реализацией воспитательного
процесса и его эффективности.
4.4.2. Условия размещения учреждения:
- учреждение должно размещаться в специально предназначенном
здании (зданиях) либо приспособленных для осуществления
учебно-воспитательного процесса помещениях, которые должны быть
обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и
оснащены телефонной связью;
- по своим размерам и состоянию помещения должны отвечать
требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям
противопожарной безопасности.
4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами в области
воспитания и их квалификация:
- учреждение должно быть укомплектовано специалистами в
соответствии со штатным расписанием учреждения данного типа и
вида;
- назначаемый на должность специалист должен соответствовать
квалификационным требованиям, утвержденным Министерством
образования Российской Федерации, и должностной инструкции;
- наряду с высокой квалификацией и профессионализмом кадровый
состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном
учреждении, должен принимать ценностные ориентации и нравственные
нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении,
обладать высокими моральными качествами.
4.4.4. Наличие необходимого для реализации воспитательного
процесса технического оснащения учреждения:
- техническое оснащение (оборудование, аппаратура,
культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.)
должно обеспечивать надлежащее качество и безопасность
предоставляемых услуг;
- техническое оснащение должно использоваться строго по
назначению в соответствии с документацией по его функционированию
и эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии.
4.4.5. Имеющееся в учреждении оборудование (приборы,
аппаратура, культурный инвентарь, спортивное и туристское
снаряжение) должно иметь документацию, необходимую для его
эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и
работоспособном состоянии.
4.4.6. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр
документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из
обращения устаревшей.
5. Основные виды услуг по гарантированному воспитанию
Под основными видами услуг по гарантированному воспитанию
понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить
возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его
готовность к жизненному самоопределению.
Основными видами гарантированных услуг являются:
5.1. Воспитательные ценности. Учреждение гарантирует
воспитательный процесс, ориентированный на ценности
демократического общества, общечеловеческие нравственные
приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим
социумом, природой, самим собой; формирование у школьников
готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа
жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно
и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
семья, Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных
стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у
школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа,
традициям и культуре, старшим поколениям, родителям,
толерантности, ответственности за будущее своей страны и
современной цивилизации в целом.
5.2. Содержание воспитания. Учреждением гарантируется
использование воспитательного потенциала основных и дополнительных
образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную,
соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям
деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам
человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей
профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение
к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и
понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в
различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах
творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции,
лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта
руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, навыков здорового образа жизни.
5.3. Воспитание в процессе обучения. Образовательное
учреждение гарантирует направленность усилий педагогов на
реализацию воспитательного потенциала образовательных программ,
целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов,
предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный
не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на
их духовно-нравственное становление, осознание и принятие
общечеловеческих ценностей.
5.4. Создание дополнительных пространств самореализации
личности во внеурочное время. Учреждение гарантирует
предоставление детям возможности выбора видов и форм творческой
деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное
время; самореализации личности, участия в деятельности различных
творческих и профильных объединений; в работе органов детского
самоуправления; в деятельности детских общественных объединений и
организаций гуманистической ориентации; в походах, экскурсиях,
экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе
образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в
учебное, так и каникулярное время.
5.5. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
Наличие в учреждении программы воспитания учащихся, составленной
его педагогическим коллективом на основе последних достижений
отечественной науки в области теории и методики воспитания и не
противоречащей действующему законодательству в области воспитания
и образования в Российской Федерации. Наличие
информационно-методических материалов в помощь организаторам
воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам
воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими
единое "воспитательное пространство" ближайшего окружения и
разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и федеральном
уровне. Постановка вопросов, связанных с организацией
воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях
методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы
или совещаниях классных руководителей и других формах объединений
педагогов. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в
образовательном учреждении в целях оценки эффективности и
постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для воспитания
учащихся.
5.6. Формирование воспитывающей среды:
- учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности
детского и педагогического коллективов в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития,
правилами этикета, формирование у детей знаний о своих правах и
механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу
терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности,
взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и
содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося. В
соответствии с воспитательными целями формируется информационное
пространство образовательного учреждения, обеспечивается эстетика
помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;
- осуществляется обеспечение системы противодействия
негативным явлениям в детской и подростковой среде;
- психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания
осуществляется психологической службой образовательного учреждения
и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в
процессе его воспитания;
- открытый характер воспитательной системы обеспечивается
тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе
воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности
процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях,
духовно-нравственного становления; повышением
психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием
учреждения с другими социальными институтами окружающего социума,
направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
6. Порядок предоставления услуг
6.1. Гарантом реализации социальных услуг по воспитанию в
образовательном учреждении является его учредитель.
6.2. Работа учреждений координируется соответствующими
органами управления образованием.
6.3. При предоставлении услуг в учреждениях должны
обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья участников
образовательного процесса, соблюдаться все установленные нормы и
правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься
меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных
случаев.
6.4. Родителям, обучающимся и воспитанникам должна
предоставляться полная информация об их обязанностях, правах и
условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и
гуманное отношение со стороны работников учреждений.
6.5. При реализации воспитательных услуг образовательными
учреждениями могут быть использованы как бюджетные, так и
внебюджетные средства, другие источники финансирования в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
|