ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 декабря 2002 г. N 64
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
В ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПОРЯДКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ
ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ
В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля
2002 года N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации" с 1 января 2003 года
вводится в действие глава 36 "Производство по пересмотру судебных
актов в порядке надзора" Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
В целях организации деятельности Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в условиях действия нового арбитражного
процессуального законодательства:
1. Утвердить Порядок организации работы по рассмотрению
заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке
надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (далее -
Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и
представлений) и Порядок информационного обеспечения рассмотрения
заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке
надзора (далее - Порядок информационного обеспечения).
2. Заместителям Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, председателям судебных составов,
руководителям структурных подразделений:
- организовать работу по рассмотрению в Высшем Арбитражном
Суде Российской Федерации заявлений и представлений о пересмотре
судебных актов в порядке надзора в соответствии с утвержденным
Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и
представлений.
3. Организационно - контрольному управлению (Бабкин А.И.) и
Управлению кадров и государственной службы (Киселев Г.Н.) по
согласованию с заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Бойковым О.В. к 15 декабря 2002 года
представить для утверждения план проведения соответствующих
семинаров для сотрудников аппарата Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации.
4. Внести на рассмотрение к 15 декабря 2002 года с учетом
Порядка организации работы по рассмотрению заявлений и
представлений, Порядка информационного обеспечения:
- Управлению делопроизводства (Низовский P.M.) - проект
приказа о внесении изменений и дополнений в Инструкцию по
делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации до
утверждения новой Инструкции по делопроизводству в Высшем
Арбитражном Суде Российской Федерации;
- Организационно - контрольному управлению (Бабкин А.И.) -
проект регламента арбитражных судов Российской Федерации, проект
приказа об уточнении состава судей, входящих в судебные составы, и
их специализации, проекты новых форм статистической отчетности и
методических рекомендаций к ним;
- Отделу информатизации (Иванов В.П.) - предложения по
обновлению программных комплексов "Судопроизводство" и
"Делопроизводство".
5. Секретариату Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации (Лебедь И.И.) обеспечить организацию
рассмотрения дел в порядке надзора Президиумом Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с
утвержденным Порядком организации работы по рассмотрению заявлений
и представлений.
6. Отделу информатизации (Иванов В.П.) организовать
обеспечение своевременного и полного размещения в региональной
базе данных "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс" и других
программ информации о постановлениях, принятых федеральными
арбитражными судами округов.
7. Управлению анализа и обобщения судебной практики (Наумов
О.А.) и Отделу информатизации (Иванов В.П.) организовать работу с
целью обеспечения своевременного размещения информации о всех
постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации в базе данных "Судебно - арбитражная практика".
8. Управлению совершенствования законодательства (Андреева
Т.К.) и Управлению анализа и обобщения судебной практики (Наумов
О.А.), Сектору международного частного права (Нешатаева Т.Н.)
организовать работу в соответствующих подразделениях по
обеспечению судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
информацией по вопросам законодательства и судебной практики в
связи с подготовкой и рассмотрением конкретных заявлений и
представлений.
9. Признать утратившими силу распоряжение Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.95 N 14 и
утвержденный этим распоряжением Порядок рассмотрения заявлений о
принесении протестов и протестов в Высшем Арбитражном Суде
Российской Федерации, распоряжение Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.99 N 31 "О
внесении изменений и дополнений в Порядок рассмотрения заявлений о
принесении протестов и протестов в Высшем Арбитражном Суде
Российской Федерации".
10. Возложить обеспечение контроля за исполнением настоящего
распоряжения и утвержденных им Порядков на Организационно -
контрольное управление (Бабкин А.И.).
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Утверждено
распоряжением Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 11 декабря 2002 г. N 64
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
В ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общие вопросы
1. Настоящий Порядок определяет правила организации работы по
рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре в порядке
надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации судебных
актов арбитражных судов (далее - заявления (представления) в
соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
2. По вопросам ведения делопроизводства при работе с
заявлениями (представлениями), не урегулированным настоящим
Порядком, следует руководствоваться Инструкцией по
делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
3. Помощник судьи, главный консультант, консультант работают
под непосредственным руководством судьи и выполняют его поручения,
связанные с рассмотрением заявления (представления) в пределах
установленных полномочий.
Вопросы организации распределения
заявлений (представлений)
4. Заявления (представления) подлежат регистрации канцелярией
в день их поступления в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, которая заводит дело (досье) по данному заявлению
(представлению) и передает его в тот же день в судебный состав
согласно установленной специализации.
5. Председатель судебного состава незамедлительно, как
правило, в день поступления из канцелярии, распределяет заявления
(представления) для решения вопроса о принятии их к рассмотрению
между судьями в порядке очередности и объема работы
(загруженности) каждого судьи.
Порядок разрешения вопросов принятия
(возвращения) судьей заявления (представления)
6. Судья после поступления к нему заявления (представления)
проверяет соответствие его требованиям, указанным в статьях 292 и
294 Кодекса.
Вопрос о принятии заявления (представления) к производству
должен быть рассмотрен судьей в пятидневный срок со дня его
поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
7. Заявление (представление) подлежит возвращению по
основаниям, предусмотренным в статье 296 Кодекса.
8. В случае, когда заявление (представление) подано до
истечения двухмесячного срока, предусмотренного на подачу
кассационной жалобы, такое заявление (представление) определением
судьи возвращается заявителю (лицу, внесшему представление) с
разъяснением возможности обращения с соответствующей жалобой в суд
кассационной инстанции и при необходимости - с ходатайством о
восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы.
Организация рассмотрения
принятых к производству заявлений (представлений)
коллегиальным составом судей
9. При наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 298
Кодекса, вопрос о приостановлении исполнения судебного акта
решается в судебном заседании коллегиальным составом судей в
течение трех рабочих дней с момента вынесения определения о
возбуждении надзорного производства по заявлению (представлению).
10. Для рассмотрения заявлений (представлений), в том числе с
истребованием дел, председателем судебного состава формируются
коллегиальные составы из трех судей в соответствии с правилами,
предусмотренными статьей 18 Кодекса.
Коллегиальные составы судей формируются, как правило, на
постоянной основе, исходя из численности судебного состава.
Изменения в коллегиальном составе судей могут производиться
председателем судебного состава или председателем судебной
коллегии при наличии оснований, предусмотренных в статье 18
Кодекса.
Председательствующим в судебном заседании, как правило,
является председатель соответствующего судебного состава или
другой судья по его поручению.
Докладчиком по заявлению (представлению) является судья,
который вынес определение о принятии заявления (представления) к
производству.
11. Судья - докладчик изучает заявление (представление) и
прилагаемые к нему материалы и готовит проект определения по
вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра
судебного акта в порядке надзора, а также определяет дату
судебного заседания в соответствии с утвержденным графиком, с
учетом срока, установленного частью 1 статьи 299 Кодекса.
12. График судебных заседаний утверждается председателем
судебного состава.
13. Судья - докладчик в ходе судебного заседания докладывает
основные доводы заявления (представления), отвечает на вопросы
судей, а также докладывает проект определения по вопросу о наличии
(или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке
надзора.
Решение по вопросу о наличии оснований для пересмотра
судебного акта в порядке надзора принимается большинством голосов.
14. Коллегиальный состав судей по результатам рассмотрения
заявления (представления) выносит одно из следующих мотивированных
определений:
- о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта
в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, которое по содержанию должно служить основой для
проекта постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации по данному делу;
- об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в
порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации;
- о направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции.
15. В соответствии с частью 6 статьи 299 Кодекса коллегиальный
состав судей, рассматривающий заявление (представление) о
пересмотре судебного акта в порядке надзора, может направить дело
в арбитражный суд кассационной инстанции по своей инициативе при
наличии одновременно следующих условий:
- данный судебный акт не пересматривался в порядке
кассационного производства;
- отсутствуют основания для передачи дела в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации;
- имеются основания для проверки правильности применения
арбитражным судом, принявшим оспариваемый акт, норм материального
права или норм процессуального права.
16. Копии определений, принятых по результатам рассмотрения
заявлений (представлений), в том числе в соответствии с частью 5
статьи 299 Кодекса, направляются лицам, участвующим в деле,
специалистами соответствующего судебного состава.
17. Контроль за соблюдением срока рассмотрения в судебных
составах заявлений (представлений) осуществляет Организационно -
контрольное управление.
Рассмотрение дел Президиумом
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
18. В компетенцию Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации входит рассмотрение дел о пересмотре в
порядке надзора судебных актов арбитражных судов Российской
Федерации.
19. Определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого
судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации вместе с делом направляется в
Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации (далее - Секретариат).
Секретариат регистрирует определения и вносит предложения по
формированию повестки заседаний Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации по рассмотрению дел с учетом требований
части 2 статьи 303 Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
утверждает повестку заседания Президиума по пересмотру дел в
порядке надзора.
Секретариат в соответствии с требованиями Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации извещает лиц,
участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по
пересмотру судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.
20. Если по делу, переданному для рассмотрения в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поступил отзыв, то
он незамедлительно, как правило, в тот же день, канцелярией
направляется в Секретариат, который незамедлительно передает его
судье - докладчику.
21. Секретариат не позднее чем за пять дней до заседания
передает членам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации материалы повестки заседания Президиума по рассмотрению
дел (копии определений судебного состава и судебных актов по делу,
повестка заседания Президиума).
22. До начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Секретариат:
- проверяет наличие большинства членов Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации и информирует об этом
председательствующего;
- производит регистрацию явившихся лиц и докладывает об этом
председательствующему.
23. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
случаях, предусмотренных статьей 11 Кодекса, может принять решение
о рассмотрении дела в закрытом заседании.
24. Дело рассматривается Президиумом Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в порядке, установленном статьей 303 Кодекса.
Судьей - докладчиком при рассмотрении дела в заседании
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
является, как правило, судья, который докладывал дело при
рассмотрении заявления (представления) коллегиальным составом
судей.
Второй судья - докладчик по делу назначается Президиумом
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заблаговременно при
утверждении повестки заседания из числа судей с учетом
специализации.
При рассмотрении Президиумом Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации дела в порядке надзора и принятии решения
судьи - докладчики пользуются правами и несут обязанности члена
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 02.08.95 N 31.
25. При наличии оснований для отложения рассмотрения дела,
включенного в повестку заседания, Президиум Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации определяет конкретную дату его
рассмотрения.
26. В исключительных случаях в целях соблюдения сроков
рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации может производиться замена судьи - докладчика другим
судьей, как правило, из числа судей того состава, который вынес
определение о передаче дела в Президиум.
Вопрос о замене судьи - докладчика другим судьей этого же
состава решается председателем соответствующего судебного состава.
Замена судьи судьей другого судебного состава осуществляется
председателем судебной коллегии.
Замена второго судьи - докладчика производится Президиумом
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
27. В соответствии со статьей 303 Кодекса Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в
закрытом совещании.
28. После объявления председательствующим результатов
голосования Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации утверждает текст постановления Президиума, проект
которого готовится судьей - докладчиком. В случае необходимости
второй судья - докладчик может подготовить иной вариант проекта
постановления Президиума. Утверждение текста постановления может
быть отложено до следующего заседания Президиума.
Проект постановления Президиума визируется судьями -
докладчиками, председателем соответствующего судебного состава и
курирующим заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации.
Ответственность за подготовку текста постановления Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и представление его
на подпись председательствующему в пятидневный срок с момента
утверждения проекта постановления Президиумом Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации несут судьи - докладчики.
29. Секретариат осуществляет контроль за своевременным
представлением постановления на подпись председательствующему.
30. Секретариат направляет копии постановления лицам,
участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам в срок,
установленный статьей 307 Кодекса, а также в "Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации" для опубликования.
31. Дело, рассмотренное в порядке надзора Президиумом Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, возвращается в арбитражный
суд, из которого оно было истребовано. К делу приобщаются
подлинное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, определения, а также другие документы,
приобщенные к делу в ходе рассмотрения его в порядке надзора.
32. В Секретариате осуществляется хранение копий постановлений
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
соответствии с установленной номенклатурой дел.
Утверждено
распоряжением Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 11 декабря 2002 г. N 64
ПОРЯДОК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ПЕРЕСМОТРЕ СУДЕБНОГО АКТА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Общие вопросы
1. Настоящий Порядок устанавливает правила информационного
обеспечения рассмотрения судьями заявлений и представлений о
пересмотре в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской
Федерации судебных актов (далее - заявления (представления)
арбитражных судов в соответствии с требованиями Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
2. По вопросам ведения делопроизводства при работе по
информационному обеспечению, не урегулированным настоящим
Порядком, следует руководствоваться Инструкцией по
делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
3. Источниками информационного обеспечения работы судей
являются:
электронные правовые базы данных "Гарант", "Кодекс",
"Консультант Плюс" и другие;
справочные материалы по законодательству;
справочные материалы по судебной практике арбитражных судов.
4. Электронные правовые базы данных поддерживаются и
систематически обновляются Отделом информатизации.
Справочные материалы готовятся:
- по законодательству - Управлением совершенствования
законодательства;
- по вопросам судебной практики арбитражных судов -
Управлением анализа и обобщения судебной практики;
- по вопросам применения международных договоров и
законодательства, регулирующего участие иностранных лиц в спорных
правоотношениях, - Сектором международного частного права.
Вопросы, связанные с получением судьей информации
5. Судья - докладчик, изучающий заявление (представление),
может поручить помощнику судьи подобрать материалы по
законодательству и судебной практике, необходимые для рассмотрения
находящегося в его производстве дела. Такое поручение дается
судьей непосредственно помощнику, обеспечивающему его работу, с
указанием срока исполнения поручения, обеспечивающего соблюдение
установленных Кодексом сроков рассмотрения дел в порядке надзора.
6. В случае если судья - докладчик в ходе подготовки дела к
рассмотрению в коллегиальном составе судей считает, что имеющейся
информации недостаточно в связи со сложностью дела, наличием
противоречивой судебной практики, а также невозможностью получения
полной информации с использованием электронных правовых баз
данных, он обращается с соответствующим запросом в Управление
совершенствования законодательства, Управление анализа и обобщения
судебной практики; по вопросам применения международных договоров
и законодательства, регулирующего участие иностранных лиц в
спорных правоотношениях, во всех случаях - в Сектор международного
частного права.
7. Запрос оформляется в виде служебной записки на имя
соответствующего руководителя и передается в структурное
подразделение в порядке, определяемом Инструкцией по
делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В запросе судья должен конкретно сформулировать интересующие
его вопросы.
8. Руководитель структурного подразделения поручает работнику
рассмотрение поступившего запроса, исходя из установленных в
подразделении распределения обязанностей и специализации.
Информационные материалы должны быть подготовлены структурным
подразделением в сроки, согласованные с судьей, обратившимся с
запросом, но не превышающие двух недель.
9. В целях получения оперативной информации судья может
обратиться непосредственно к специалисту, указанному руководителем
структурного подразделения.
В процессе рассмотрения коллегиальным составом судей заявления
(представления) по пересмотру в порядке надзора судебных актов по
делу с участием иностранных лиц выслушивается мнение специалиста
Сектора международного частного права.
|