КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
10 декабря 2002 г.
N 17
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЗДРАВА РОССИИ ЗА ПЕРИОД С ЯНВАРЯ
2000 Г. ПО ДЕКАБРЬ 2001 Г. И О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ
ПО ЛИКВИДАЦИИ ОТМЕЧЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ
Заслушав представленные материалы о результатах проверки
финансово - хозяйственной деятельности Минздрава России за
2000-2001 годы, коллегия отмечает, что в настоящее время в
условиях недостаточного финансирования вопрос эффективного
использования средств становится приоритетным.
Учитывая дефицит финансирования здравоохранения, распределение
и использование полученных средств, а также контроль за их
расходованием в соответствии с целевым назначением заслуживают
особого внимания.
По состоянию на 1 января 2002 года в ведении Минздрава России
находилось 2939 учреждений, финансируемых из федерального бюджета,
включая подведомственную сеть, из них 84 научно -
исследовательских института, 47 научно - исследовательских
лабораторий, 57 высших и 25 средних специальных заведений,
Всероссийский учебно - научно - методический центр, 265 больниц и
клиник, 56 поликлиник, 18 туберкулезных санаториев, 36 детских
санаториев, 15 специализированных учреждений, 2332 центра
государственного санитарно - эпидемиологического надзора, 3
учреждения, финансируемых по разделу "Государственное управление и
местное самоуправление".
Бюджет Минздрава России за 2000-2001 годы увеличился с 15,4
млрд. руб. до 21,9 млрд. руб. или на 45%, что позволило обеспечить
стабильность финансирования подведомственных учреждений, укрепить
их материальную базу, увеличить объемы оказания медицинской
помощи.
В 2000-2001 годах финансово - хозяйственная деятельность
Минздрава России и подведомственных учреждений проверялась:
Департаментом государственного финансового контроля Минфина России
и контрольно - ревизионными управлениями Минфина России в
субъектах Российской Федерации; Счетной палатой Российской
Федерации; Главным контрольным управлением Администрации
Президента Российской Федерации. Минздравом России также
осуществлялся ведомственный контроль финансово - хозяйственной
деятельности подведомственных организаций.
За указанный период времени осуществлены 192 проверки
финансово - хозяйственной деятельности подведомственных
Министерству учреждений.
Общая сумма выявленного нецелевого использования средств
составила 182,2 млн. руб.
Основные нарушения финансовой дисциплины допущены при
осуществлении: централизованных закупок лекарственных препаратов и
медицинской техники - 73,1 млн. руб.; мероприятий федеральных
целевых программ "Старшее поколение", "Дети - инвалиды",
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004
годы", "Комплексные меры противодействия злоупотребления
наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы", "Сахарный
диабет" - 56,5 млн. руб.; финансово - хозяйственной деятельности
подведомственными учреждениями - 50,6 млн. руб.; финансирования
лечения граждан за рубежом - 1,0 млн. руб.; распределения средств,
выделенных на борьбу с эпидемиями - 0,9 млн. руб.
Наиболее типичными нарушениями по перечисленным направлениям
использования средств являются: расходование их на цели, не
соответствующие условиям получения; неправильное применение
расчетных коэффициентов при определении стоимости строительно -
монтажных работ, начислении заработной платы; недостатки в
оформлении первичных бухгалтерских документов.
Анализ результатов проверок и ревизий финансово -
хозяйственной деятельности Минздрава России за 2000-2001 годы
показал, что основными причинами допущенных нарушений и
недостатков являются:
- низкий уровень знаний работниками подведомственных
учреждений новых нормативных актов;
- недостаточная автоматизация бухгалтерского учета, финансово
- хозяйственной деятельности и отчетности при постоянно
увеличивающихся и меняющихся потоках финансовой информации, в том
числе отсутствие возможности осуществления контроля Минздрава
России путем автоматизированного сопоставления и анализа отдельных
показателей деятельности организаций;
- недостаточное использование подведомственными учреждениями
возможности осуществления контроля путем проведения аудиторских
проверок;
- отсутствие необходимого штата ревизоров для проведения
ревизий финансово - хозяйственной деятельности и комплексных
проверок подведомственных организаций.
По результатам проверок Минздравом России проведена большая
работа по устранению выявленных нарушений и недостатков, изданы
приказы, направлены письма, а также освобождены от занимаемых
должностей руководители 6 подведомственных организаций. Материалы
ревизий 10 учреждений переданы в правоохранительные органы.
Так, для обеспечения расходования средств в соответствии с их
целевым назначением при осуществлении централизованных закупок
Министерством издан приказ от 20.05.2002 N 150 "Об организации
закупок медицинской продукции (работ, услуг) подведомственными
Минздраву России учреждениями".
В целях устранения и предотвращения в дальнейшем выявленных в
результате проверок недостатков Минздравом России издан приказ от
20.09.2002 N 294 "О мерах по устранению нарушений, выявленных КРУ
Минфина России" со сроками исполнения и ответственными лицами.
В подведомственных учреждениях по результатам ревизий и
проверок проведены совещания, подготовлены предложения по
устранению нарушений, причин и условий их возникновения.
Основным системным подходом к ликвидации допущенных нарушений
и недостатков является усиление систематического контроля за
расходованием бюджетных и внебюджетных средств с использованием
автоматизированных информационных систем, проведение мероприятий
по повышению уровня квалификации экономистов и бухгалтеров.
В этих целях в Министерстве внедряются автоматизированные
информационные системы: "Финансы", "Кадры", по материально -
техническим ресурсам.
В Институте подготовки кадров для системы государственных
закупок при Государственном университете - Высшей школе экономики
проведены профессиональная переподготовка и повышение квалификации
работников Минздрава России по организации торгов(конкурсов) на
закупку продукции для государственных нужд.
С целью повышения квалификации работников подведомственных
организаций на базе подведомственных Минздраву России
Всероссийского учебно - научно - методического центра по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию,
Государственного медицинского центра систематически проводятся
специализированные семинары по повышению квалификации, где
рассматриваются актуальные вопросы бухгалтерского учета и
отчетности, налогообложения, оплаты труда и кадровой политики,
организации финансового планирования, распоряжения имуществом в
бюджетных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с изложенным, и в целях обеспечения
предотвращения нарушений при осуществлении финансово -
хозяйственной деятельности, а также причин и условий их
возникновения
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
1.1. Обеспечить действенный контроль за расходованием средств
федерального бюджета в соответствии с целевым назначением.
1.2. В срок до 31.07.2003 осуществить внедрение в Минздраве
России современных информационных технологий ведения
бухгалтерского учета, финансово - хозяйственной деятельности,
отчетности и анализа экономической деятельности подведомственных
организаций.
1.3. В срок до 31.02.2003 подготовить проект постановления
Правительства Российской Федерации "О списании задолженности с
истекшим сроком исковой давности Минздрава России за
1993-1999 годы".
1.4. В срок до 30.05.2003 завершить работу по формированию
федеральной базы финансово - экономических показателей
деятельности подведомственных учреждений.
2. Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин),
Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой
политики (Н.Н.Володин):
2.1. В срок до 15.02.2003 подготовить план проведения занятий
со специалистами Министерства в области экономики здравоохранения
по ведению бухгалтерского учета, финансово - хозяйственной
деятельности и отчетности.
2.2. В срок до 20.08.2003 разработать, издать и разослать по
сети подведомственных организаций учебно - методическое пособие по
ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и сборник
основных нормативных актов по осуществлению бухгалтерского учета в
области здравоохранения.
3. Управлению организации фармацевтической деятельности,
обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями
(Н.И.Подгорбунских), Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами
(М.Е.Путин) усилить контроль за организацией и проведением закупок
медицинского оборудования, лекарственных средств, предметов
длительного пользования, работ и услуг.
4. Департаменту государственного санитарно -
эпидемиологического надзора (С.И.Иванов):
В срок до 30.01.2003 разработать совместно с Минфином России
инструкцию "О порядке расходования средств федерального бюджета на
мероприятия по борьбе с эпидемиями".
5. Управлению делами (С.В.Белых), Департаменту организации и
развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):
В срок до 01.04.2003 подготовить предложения по внесению
изменений и дополнений в постановление Правительства Российской
Федерации от 21.01.1995 N 69 "О финансировании в иностранной
валюте лечения граждан Российской Федерации за границей" и приказ
Минздрава России от 02.07.1998 N 208 "О порядке направления
граждан Российской Федерации на лечение за рубеж".
6. Руководителям организаций, находящихся в ведении
Министерства здравоохранения Российской Федерации:
6.1. Усилить контроль за использованием средств федерального
бюджета в соответствии с их целевым назначением.
6.2. В срок до 31.12.2002 принять необходимые меры к
устранению выявленных проверками нарушений и доложить о
результатах Минздраву России.
7. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за
собой.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ
|