ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2002 г. N ВКПИ 02-119
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре
капитане юстиции Третьякове С.В.,
с участием заявителя Лаврикова С.Л.,
представителей ответчика -
Министерства обороны РФ Герасимчика В.В.
и Скока В.Г.,
представителя
Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А.
и военного прокурора
заместителя начальника
первого отдела Управления
Главной военной прокуратуры Косова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Лаврикова С.А. о признании ч. II п. 6 раздела III
"Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их
семей" (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации
от 27 августа 2000 г. N 450) не соответствующей с момента ее
издания п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
и п. 1 приложения N 3 Правил оказания военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524,
установил:
Лавриков С.А. обратился в Верховный Суд России с жалобой с
указанными выше требованиями и подчеркивает, что Министр обороны
РФ Приказом N 450 от 27 августа 2000 г., объявляя названную выше
"Инструкцию", грубо нарушил права военнослужащих, установив, что
материальная помощь лицам, проходящим военную службу по контракту,
оказывается в размере двух окладов денежного содержания, тогда как
в п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и
п. 1 приложения N 3 приведенных выше Правил, утвержденных
Постановлением Правительства РФ N 524 от 14 июля 2000 г.,
предусмотрено оказание материальной помощи в размере не менее двух
окладов денежного содержания.
Из текста этих правовых норм, говорится в жалобе, видно, что
Федеральным законом и Постановлением Правительства РФ установлена
нижняя граница размера материальной помощи, в то время как
Приказом Министра обороны РФ установлена ее верхняя граница, что
лишает военнослужащих юридической возможности получения, в случае
необходимости, материальной помощи в большем размере, чем два
оклада денежного содержания. Этим самым нарушаются права
военнослужащих, гарантированные ст. 3 п. 2, п. 5 Федерального
закона "О статусе военнослужащих", ст. 55 Конституции РФ и другими
нормативными актами.
Представители ответчика - Министерства обороны РФ Герасимчик
В.В. и Скок В.Г., действовавшие на основании доверенности N 612 от
13.11.2002, возражали против удовлетворения жалобы Лаврикова С.А.,
поскольку, по их утверждениям, ч. II п. 6 раздела III "Инструкции
об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей"
соответствует действующему законодательству. Размер выплаты
материальной помощи в виде двух окладов денежного содержания
установлен Министром обороны РФ в пределах тех размеров, которые
предусмотрены действующим Федеральным законом "О статусе
военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ. Никаких
нарушений прав военнослужащих при этом допущено не было.
Заявитель Лавриков С.А. в суде настаивал на своих
требованиях. В то же время он отказался от предложения, чтобы суд
установил максимальное количество окладов материальной помощи и
предложил вынести частное определение в адрес Министра обороны РФ,
которым обратить его внимание на допущенные нарушения прав
военнослужащего при издании Приказа N 450 от 27.08.2000.
Представитель Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А.,
действовавшая на основании доверенности N 07/10967-104 от
14.11.2001, отметила, что Приказ Министра обороны N 450 от
27.08.2000, которым объявлена оспариваемая "Инструкция", прошел
юридическую экспертизу и зарегистрирован в Министерстве юстиции
03.10.2000 под N 2408. Установленный в "Инструкции" размер
материальной помощи военнослужащим в виде двух окладов денежного
содержания в год соответствует положениям ст. 13 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" и Постановлению Правительства РФ
N 524 от 14.07.2000, в связи с чем жалоба удовлетворению не
подлежит.
Заслушав мнение сторон, выслушав представителя Министерства
юстиции РФ, исследовав письменные доказательства, а также
заключение военного прокурора Косова О.С. об отклонении жалобы,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к
удовлетворению жалобы Лаврикова С.А. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Министр обороны РФ
27.08.2000 издал Приказ N 450, которым утвердил "Инструкцию об
отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", ч. II п. 6
раздела III которой установлено, что материальная помощь
военнослужащим выплачивается в размере 2 окладов денежного
содержания в год.
Данный Приказ издан во исполнение Постановления Правительства
РФ от 14 июля 2000 г. N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим
и членам их семей". Пунктом I Правил, утвержденных данным
Постановлением (приложение N 3), предусмотрено оказание
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно
по их рапорту материальной помощи в размере не менее 2 окладов
денежного содержания.
Эта правовая норма основана на ст. 13, ч. II, Федерального
закона "О статусе военнослужащих" от 27 марта 1998 г. N 76-ФЗ,
который установил, что материальная помощь этой категории
военнослужащих выплачивается в размере не менее двух окладов
денежного содержания в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Согласно п. 3 названного Постановления Правительства выплаты в
соответствии с указанным Постановлением производятся в пределах
денежных средств, предусмотренных на денежное довольствие
военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на
содержание Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поэтому, устанавливая в приказе материальную помощь
военнослужащим в размере 2 окладов денежного содержания в год,
Министр обороны РФ не допустил нарушения установленного указанными
выше нормативными актами ее предела, поскольку предусмотренный ими
низший размер помощи включает в себя и возможность выплаты ее в
размере двух окладов денежного содержания. Наряду с этим, как было
сказано выше, Министр обороны вправе выплачивать такую помощь
военнослужащим в пределах ассигнований, выделяемых федеральным
бюджетом на денежное довольствие военнослужащих. Она выплачивается
один раз в год всем военнослужащим данной категории по рапорту
военнослужащего.
Кроме того, как подчеркнул в суде представитель ответчика
Герасимчик В.В., в случае особой нуждаемости (для специального
лечения, восстановления здоровья в связи с полученными при
выполнении служебных обязанностей ранений, увечья, тяжелой
болезнью; на восстановление личного имущества при стихийных
бедствиях и т.д.) военнослужащему, помимо указанной выше
материальной помощи, на основании Приказа Министра обороны РФ,
1997, N 469 "Об упорядочении наградного фонда и фонда
единовременных денежных пособий", может быть еще оказана
материальная помощь в размере не более месячного оклада по
воинской должности военнослужащему.
С разрешения Министра обороны РФ или его первых заместителей
оказание такой помощи может быть и в сумме, превышающей указанные
размеры.
При таких данных суд приходит к выводу, что доводы заявителя о
несоответствии ч. II п. 6 раздела III "Инструкции об отдельных
выплатах военнослужащим и членам их семей" Федеральному закону "О
статусе военнослужащих" и Постановлению Правительства РФ N 524 от
14 июля 2000 г. и которое, якобы, повлекло за собой нарушение прав
военнослужащих, является необоснованным и не подлежит
удовлетворению.
В связи с отсутствием оснований подлежит отклонению и просьба
заявителя Лаврикова С.А. о вынесении частного определения в адрес
Министерства обороны РФ по обжалуемому вопросу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191,
196 - 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы Лаврикову С.А. о признании ч. II п. 6
раздела III "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и
членам их семей" (приложение к Приказу Министра обороны Российской
Федерации от 27 августа 2000 г. N 450) не соответствующим п. 1 ст.
13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1
приложения N 3 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту, материальной помощи, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524,
отказать.
Из-за отсутствия оснований заявителю Лаврикову С.А. отказать
также в вынесении частного определения в адрес Министерства
обороны РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной
форме.
Судья
Верховного Суда РФ
Ю.В.ПАРХОМЧУК
|