ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2002 года
Дело N 11-Г02-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 3 декабря 2002 г. дело по
заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан
о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября
2001 г. N 723 "О кадастровом делении территории Республики
Татарстан" по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики
Татарстан на Решение Верховного суда Республики Татарстан от 24
октября 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Потапенко С.В., объяснения представителя Кабинета Министров
Республики Татарстан Лепиной М.Г., поддержавшей доводы
кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан
обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания
пункта 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от
4 октября 2001 г. N 723 "О кадастровом делении территории
Республики Татарстан", сославшись на то, что законодательством
Российской Федерации государственное управление в области
осуществления деятельности по ведению государственного земельного
кадастра осуществляется Правительством Российской Федерации
непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти
по государственному управлению земельными ресурсами (пункт 2
статьи 9 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О
государственном земельном кадастре"). Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 537 и от
11 января 2001 г. N 22 установлено, что федеральным органом
исполнительной власти по государственному управлению земельными
ресурсами, осуществляющим функции по ведению государственного
земельного кадастра и государственного учета расположенных на
земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого
имущества является Федеральная служба земельного кадастра России и
его территориальные органы. Несмотря на это Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 2001 г. N 723
"О кадастровом делении территории Республики Татарстан" (пункт 2)
присвоение и учет кадастровых номеров объектов недвижимости
(зданий или сооружений, а также помещений в зданиях или
сооружениях) возложено на государственное унитарное предприятие
"Бюро технической инвентаризации" (БТИ) Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и его
дочерние предприятия в городах и районах Республики Татарстан.
Кроме того, по утверждению прокурора, в нарушение части 3
статьи 15 Конституции Российской Федерации оспариваемое
Постановление не было опубликовано в официальных средствах
массовой информации.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Кузьмина
Е.Е. и Шалаева Т.Е. с заявлением исполняющего обязанности
прокурора Республики Татарстан не согласились, пояснив, что
оспариваемое Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
принято в пределах предоставленных ему полномочий. Оспариваемое
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан опубликовано
в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан".
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 24 октября
2002 г. признано недействующим и не подлежащим применению со дня
издания Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4
октября 2001 г. N 723 "О кадастровом делении территории Республики
Татарстан".
В кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан
ставится вопрос об отмене решения суда и о прекращении
производства по делу, поскольку оспариваемое постановление
опубликовано в установленном порядке в официальных средствах
массовой информации Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно части третьей статьи 15 Конституции Российской
Федерации законы подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 5 с изменениями и
дополнениями "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении
дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов
противоречащими закону", если правовой акт издан органом или
должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не
был опубликован для всеобщего сведения либо не был
зарегистрирован, когда опубликование или государственная
регистрация являлись обязательными, то такой акт признается
недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его
издания (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 10 Указа
Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в
редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г.
N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963)".
Как видно из материалов дела, оспариваемое Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан не было опубликовано в
официальных средствах массовой информации Республики Татарстан,
оно было опубликовано лишь в журнале "Нормативные акты Республики
Татарстан" за ноябрь 2001 года.
Между тем данный журнал является официальным издателем
нормативно-правовых актов Министерства экологии и природных
ресурсов и Министерства труда и занятости Республики Татарстан, но
не Кабинета Министров Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики
Татарстан от 8 мая 2002 г. "О едином банке нормативных правовых
актов Республики Татарстан" официальное опубликование нормативных
правовых актов республиканских органов исполнительной власти
осуществляется в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным
Татарстан" в течение десяти дней после дня их регистрации.
В силу части 3 пункта 9 этого же Указа Кабинету Министров
Республики Татарстан дано указание в месячный срок привести свои
ранее изданные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
Согласно пункту 2 Постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от 5 сентября 2002 г. N 524 "О порядке опубликования и
вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров
Республики Татарстан" официальным опубликованием постановлений и
распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается
публикация их текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным
Татарстан", а также "Сборнике постановлений и распоряжений
Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов
республиканских органов исполнительной власти". Этим
постановлением было признано утратившим силу Постановление Совета
Министров Татарской АССР от 22 апреля 1959 года N 226 "О порядке
опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений
Совета Министров Татарской АССР", в котором в качестве официальных
изданий для опубликования нормативных правовых актов были
определены газеты "Социалистик Татарстан" и "Советская Татария".
В указанных официальных средствах массовой информации
Республики Татарстан Постановление Кабинета Министров Республики
Татарстан от 4 октября 2001 года N 723 "О кадастровом делении
территории Республики Татарстан" опубликовано не было.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября
2001 г. N 723 непосредственно затрагивает права граждан, поскольку
определяет порядок присвоения и учет кадастровых номеров объектов
недвижимости, принадлежащих им на праве собственности,
государственным унитарным предприятием "Бюро технической
инвентаризации". В связи с этим оспариваемое постановление после
его принятия подлежало официальному опубликованию.
Поскольку оспариваемое постановление на момент рассмотрения
дела судом не было официально опубликовано, суд обоснованно
признал его недействующим и не подлежащим применению в полном
объеме со дня издания.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют
собранным по делу доказательствам и оснований для признания их
неправильными не установлено. Учитывая требования закона и
установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил
возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе,
являются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 октября
2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета
Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
|