ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2002 года
Дело N 32-Г02-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 29 ноября 2002 г. дело по
жалобе Ахтырко Григория Викторовича на незаконные, по его мнению,
действия и бездействие окружной избирательной комиссии по
Фрунзенскому одномандатному избирательному округу N 11 и ее
председателя.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской
Федерации Соловьева В.Н., объяснения председателя окружной
избирательной комиссии по одномандатному округу N 11 Беловой С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
8 сентября 2002 года в Саратовской области проводились выборы
депутатов Саратовской областной Думы.
Решением окружной избирательной комиссии по Фрунзенскому
одномандатному избирательному округу N 11 от 19 сентября 2002 года
по данному округу назначены повторные выборы 1 декабря 2002 года,
поскольку в этом избирательном округе выборы 8 сентября 2002 года
признаны несостоявшимися.
В газете "Саратовская панорама" от 25 сентября 2002 года
опубликовано сообщение о назначении повторных выборов.
Ахтырко Г.В. обратился в Саратовский областной суд с жалобой
на незаконные действия и бездействие окружной избирательной
комиссии по Фрунзенскому одномандатному избирательному округу N 11
и незаконные действия председателя указанной комиссии Беловой С.В.
В обоснование жалобы указал, что 31 октября 2002 года, т.е. в
последний день регистрации кандидатов в депутаты Саратовской
областной Думы в 17 часов он представил председателю указанной
окружной избирательной комиссии Беловой С.В. уведомление о
выдвижении своей кандидатуры (в порядке самовыдвижения) кандидатом
в депутаты. Однако Белова С.В. сначала отказалась его принять,
предложив заполнить бланк уведомления по предложенному образцу.
После препирательств уведомление было принято в напечатанном им
виде. Председатель комиссии выдала ему разрешение на открытие
специального избирательного счета кандидата во Фрунзенском
отделении Сберегательного банка N 8622/06. В 17 часов 15 минут он
покинул здание избирательной комиссии и в 17 часов 20 минут прибыл
к отделению Сбербанка. Открыть лицевой счет он не смог, поскольку
на входной двери банка висело объявление о том, что каждый
последний рабочий день месяца отделение банка работает до 14
часов.
Полагает, что окружная избирательная комиссия лишила его права
осуществить необходимые по избирательному законодательству
действия для реализации пассивного избирательного права, определив
в качестве субъекта выборного процесса отделение Сбербанка с
заведомо неприемлемым режимом работы.
Впоследствии Ахтырко Г.В. свои требования изменил, просил
признать незаконным именно действие избирательной комиссии,
выразившееся в том, что ему было предложено открыть специальный
избирательный счет в отделении банка с ненадлежащим режимом
работы.
Решением Саратовского областного суда от 13 ноября 2002 г. в
удовлетворении указанных требований Ахтырко Г.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда и
дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В обоснование жалобы ссылается на ошибочность выводов суда по
установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для ее
удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.09.97 N
124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции
Федеральных законов от 30 марта 1999 г. N 55-ФЗ и от 10 июля 2001
г. N 89-ФЗ (далее Федеральный закон) настоящий Федеральный закон
определяет основные гарантии реализации гражданами Российской
Федерации конституционного права избирать и быть избранными в
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные
государственные органы и государственные органы субъектов
Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации
и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного
самоуправления. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие
и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 21 этого Закона избирательные комиссии,
комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов
и референдумов в Российской Федерации.
Статья 28 данного Закона определяет порядок выдвижения и
регистрации кандидатов, а также период выдвижения, который
составляет не менее 30 дней при выборах в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации. Эта же норма устанавливает,
что все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Саратовской
области "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" от 17
апреля 2002 года для регистрации кандидата кандидат не ранее чем
за 50 дней до дня голосования и не позднее чем за 30 дней до дня
голосования до 18 часов по местному времени представляет в
соответствующую избирательную комиссию: подписные листы либо
копию платежного поручения о перечислении средств избирательного
счета с отметкой банка о принятии к исполнению и другие сведения.
Судом установлено, что действительно заявитель обратился в
окружную избирательную комиссию по поводу выдвижения своей
кандидатуры в качестве кандидата в депутаты областной Думы 31
октября 2002 г. (последний день регистрации) в 17 часов.
Более в комиссию в этот день он не обращался.
Судом учтено, что вопросы о том, какие отделения
Сберегательного банка будут заниматься вопросами открытия
избирательных счетов, решались Саратовской областной избирательной
комиссией, а не окружной, куда обращался заявитель.
В этой связи судом также правильно обращено внимание на то,
что режим работы банка не входил в сферу полномочий избирательной
комиссии.
Как установлено в судебном заседании, по этому графику банк
работает длительный период.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод
суда о том, что, выдвигая свою кандидатуру в последний день и час
регистрации кандидатов, Ахтырко Г.В. должен был понимать, что
обязанность своевременного выполнения всех необходимых действий,
которые закон возложил на кандидата, лежит непосредственно на этом
лице.
Поскольку заявителем не доказано совершение избирательной
комиссией либо ее председателем каких-либо противоправных действий
в его отношении при обращении в комиссию по вопросу регистрации в
качестве кандидата в депутаты, то отказ в удовлетворении его
жалобы является законным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда и
какого-либо правового значения по делу не имеют, в связи с чем она
удовлетворению не подлежит.
Постановленное по данному делу решение является законным.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Саратовского областного суда от 13 ноября 2002 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Ахтырко Г.В. - без
удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
Г.В.МАКАРОВ
В.Н.СОЛОВЬЕВ
|