ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2002 г. N 3353-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 265143-3
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 265143-3 "О внесении дополнений в статью 74 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2002 год", внесенный Правительством
Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в
течение 10 дней со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Первый заместитель Председателя
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Л.К.СЛИСКА
Проект
N 265143-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД"
Статья 1. Дополнить статью 74 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 53, ч. I, ст. 5030; 2002, N 30, ст.
3016):
в части первой абзацем следующего содержания:
"организациями угольной промышленности, осуществляющими добычу
энергетических углей, на погашение реструктуризированной
кредиторской задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и
государственные социальные внебюджетные фонды в пределах средств,
предусмотренных по разделу "Промышленность, энергетика и
строительство" функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации.";
частью третьей следующего содержания:
"Правительство Российской Федерации вправе направить остатки
средств в сумме до 810 млн. рублей, образовавшиеся по состоянию на
1 января 2002 г. в связи с неполным использованием бюджетных
кредитов на осуществление инвестиционных проектов в угольной
отрасли на конкурсной основе, предусмотренных статьей 58
Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2001 год", на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в российских кредитных
организациях организациями угольной промышленности, указанными в
абзаце четвертом части первой настоящей статьи.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД"
С начала 1990-х годов были проведены реструктуризация и
приватизация угольной промышленности России. Однако эти
преобразования являются недостаточными для преодоления кризиса и
стабилизации работы отрасли. Сложное финансовое положение
российских угледобывающих компаний обусловлено общеэкономическими
факторами: значительной кредиторской задолженностью предприятий в
федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные
фонды, образовавшейся в 1990 - 2000 годы, большой дебиторской
задолженностью энергетиков за поставленный уголь. В настоящее
время угольная промышленность вынуждена сворачивать созданные
мощности из-за устойчивого падения спроса на энергетический уголь
на внутреннем рынке.
За 7 месяцев 2002 года добыча угля составила 135,8 млн. тонн,
или на 19,05 млн. тонн меньше соответствующего периода прошлого
года, а поставка угля - меньше на 21,1 млн. тонн. При этом
произошло падение производства коксующихся углей за 6 месяцев 2002
года, по сравнению с аналогичным периодом 2001 года добыча
коксующихся углей снизилась на 324 тыс. тонн, что составляет 1,1
процента, добыча энергетических углей упала на 11,5 млн. тонн, что
соответствует падению в 13,4 процента.
По предварительной оценке из-за снижения объема выпускаемой и
реализуемой продукции финансовые потери угледобывающих предприятий
составят в текущем году около 10,0 млрд. рублей.
При этом остается значительной задолженность потребителей за
поставленный уголь, которая увеличилась с начала 2002 года на 1,27
млрд. рублей и составляет на 1 августа 2002 года 7,41 млрд.
рублей. Из общей суммы задолженности долг электростанций РАО "ЕЭС
России" составил 3,0 млрд. рублей (40,6%).
Кредиторская задолженность действующих угледобывающих
предприятий за I полугодие 2002 г. увеличилась на 5,7 млрд. рублей
и составила на 1 июля 2002 г. 76,0 млрд. рублей, в том числе
перед бюджетами всех уровней 27,5 млрд. рублей (увеличение на 1,2
млрд. рублей) и государственными внебюджетными фондами 19,6 млрд.
рублей (увеличение на 1,2 млрд. рублей).
В сложившейся ситуации предприятиям угольной промышленности
затруднительно осуществлять простое воспроизводство, поскольку все
собственные и заемные оборотные средства они вынуждены направлять
на погашение задолженности в бюджеты и государственные социальные
внебюджетные фонды, в том числе на платежи по графикам
реструктуризации.
В условиях нехватки оборотных средств на поддержание текущих
мощностей предприятий угольной промышленности государственная
поддержка по-прежнему предоставляется на расширение производства и
ввод новых мощностей. Однако в настоящее время более актуальными
задачами для предприятий угольной промышленности являются не
инвестиционные программы, направленные на увеличение объемов
добычи, а привлечение дополнительных источников финансирования на
пополнение оборотных средств для выполнения своих обязательств по
погашению задолженности, в том числе в бюджеты всех уровней и
государственные социальные внебюджетные фонды, включая выплаты по
графикам реструктуризации.
В связи с этим более целесообразным является изменение
направлений государственной поддержки в части выделения
предприятиям угольной промышленности, осуществляющим добычу
энергетических углей, государственных субсидий для компенсации
части процентной ставки по кредитам, получаемым в кредитных
организациях в текущем году на цели финансовой стабилизации, а
именно на погашение реструктуризированной кредиторской
задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные
социальные внебюджетные фонды.
Предлагаемые изменения не потребуют дополнительных
ассигнований на финансирование расходов федерального бюджета.
В качестве источника финансирования указанных расходов
федерального бюджета в 2002 году предлагается использовать остатки
средств, образовавшиеся в связи с неполным использованием объемов
финансирования, предусмотренных заключенными в 2001 году
договорами о предоставлении бюджетных кредитов на осуществление
инвестиционных проектов в угольной отрасли на конкурсной основе,
во исполнение статьи 58 Федерального закона от 27 декабря 2000 г.
N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", и подлежащие
направлению в качестве дополнительного финансирования расходов на
2002 год по соответствующим разделам доходов федерального бюджета
в соответствии со статьей 133 Федерального закона от 30 декабря
2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Учитывая, что до конца финансового года осталось менее двух
месяцев, а разработка и утверждение порядка Правительством
Российской Федерации возможны только после вступления в силу
указанного проекта Федерального закона, предлагается установить,
что: "настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования".
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД"
Предлагаемый к рассмотрению проект Федерального закона
предусматривает возмещение части затрат из средств государственной
поддержки угольной отрасли на уплату процентов по кредитам,
получаемыми в 2002 году организациями угольной промышленности,
осуществляющими добычу энергетических углей, на погашение
реструктуризированной кредиторской задолженности по платежам в
бюджеты всех уровней и государственные социальные внебюджетные
фонды.
В качестве источника финансирования указанных расходов
федерального бюджета в 2002 году предлагается использовать остатки
средств, образовавшиеся в связи с неполным использованием объемов
финансирования, предусмотренных заключенными в 2001 году
договорами о предоставлении бюджетных кредитов на осуществление
инвестиционных проектов в угольной отрасли на конкурсной основе.
Указанные изменения не потребуют дополнительных ассигнований
на финансирование расходов федерального бюджета.
|