ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2002 г. N 78-Г02-52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 25 ноября 2002 г. дело по
жалобе Буренина Дмитрия Алексеевича о признании недействующим и не
подлежащим применению пункта 1.1.4 приложения 3 "Перечень
должностей государственной службы Санкт-Петербурга категории "В" к
Закону Санкт-Петербурга "О государственной службе
Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности
Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" по
кассационной жалобе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на
решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 сентября 2002
г., которым жалоба Буренина Д.А. была удовлетворена.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской
Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей: от
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - Кузнецовой Т.А., от
губернатора Санкт-Петербурга - Бабкиной И.И., от заявителя
Буренина Д.А. - Пошапенко Т.М., Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2000 г. был принят Закон Санкт-Петербурга "О
государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих
государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных
служащих Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 1.1.4 приложения 3 к данному закону
"Перечень должностей государственной службы Санкт-Петербурга
категории "В" должность председателя Контрольно-счетной палаты
Санкт-Петербурга отнесена к должностям указанной категории.
Буренин Д.А., являющийся председателем Контрольно-счетной
палаты Санкт-Петербурга, обратился в Санкт-Петербургский городской
суд с жалобой, в которой просил признать недействующим и не
подлежащим применению пункт 1.1.4 приложения 3 "Перечень
должностей государственной службы Санкт-Петербурга категории "В" к
Закону Санкт-Петербурга "О государственной службе
Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности
Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга".
Свое требование он обосновал тем, что отнесение должности
председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга к
должностям государственной службы Санкт-Петербурга категории "В"
противоречит пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона "Об
основах государственной службы Российской Федерации", так как эта
должность установлена Уставом Санкт-Петербурга для
непосредственного исполнения полномочий государственного органа
власти - контрольных полномочий представительного органа власти.
Несоответствие данного нормативного акта Санкт-Петербурга в
оспоренной заявителем части указанному федеральному закону, по его
утверждению, нарушает его права. Так, ему была необоснованно
назначена аттестация, поскольку для лиц, замещающих
государственные должности категории "А", действующим
законодательством не предусмотрено проведение государственного
квалификационного экзамена или аттестации.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 сентября
2002 г. жалоба Буренина Д.А. удовлетворена.
Пункт 1.1.4 приложения 3 "Перечень должностей государственной
службы Санкт-Петербурга категории "В" к Закону Санкт-Петербурга "О
государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих
государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных
служащих Санкт-Петербурга" признан недействующим и не подлежащим
применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга просит отменить указанное решение суда и вынести
новое об отказе в удовлетворении жалобы Буренина Д.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит
решение Санкт-Петербургского городского суда подлежащим оставлению
без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Закона РФ "Об основах
государственной службы Российской Федерации" должности,
устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами (государственные должности Российской Федерации),
конституциями, уставами субъектов Российской Федерации
(государственные должности субъектов Российской Федерации) для
непосредственного исполнения полномочий государственных органов
(Президент Российской Федерации, председатель Правительства
Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания
Российской Федерации, руководители органов законодательной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты,
министры, судьи и другие), относятся к государственным должностям
категории "А".
К государственным должностям категории "В" относятся
должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и
обеспечения их полномочий.
Судом правильно учтено, что государственная должность
категории "А" в субъекте Российской Федерации должна отвечать двум
критериям:
- устанавливаться конституциями, уставами субъектов
Российской Федерации;
- устанавливается она для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов.
Как следует из ч. 3 ст. 28 Устава Санкт-Петербурга, должность
председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга
установлена Уставом Санкт-Петербурга. Данное обстоятельство не
отрицалось в судебном заседании ни представителем Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга, ни представителем губернатора
Санкт-Петербурга.
Анализ полномочий председателя Контрольно-счетной палаты
Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что данная должность
установлена для непосредственного исполнения полномочий
государственного органа власти (Законодательного Собрания).
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской
Федерации к полномочиям законодательных (представительных) органов
отнесено осуществление контроля за исполнением бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов
предусматривает в том числе право соответствующих законодательных
(представительных) органов на проведение внешнего аудита бюджета.
С этой целью законодательным органам предоставлено право на
создание собственных контрольных органов (Счетная палата
Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы
законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления).
Указанное полномочие Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга закреплено пунктом 2 части 5 статьи 31 Устава
Санкт-Петербурга, согласно которому Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга самостоятельно и через создаваемые им органы
осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета
Санкт-Петербурга, исполнением бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга,
расходованием средств валютных фондов Санкт-Петербурга (л. д.
51-об-52).
Согласно части 1 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга создается для
организации и осуществления контроля за исполнением бюджета
Санкт-Петербурга, расходованием средств внебюджетных фондов (л. д.
49-об, л. д. 71).
Задачи, функции и полномочия Контрольно-счетной палаты
определены специальным Законом Санкт-Петербурга "О
Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга".
Как следует из объяснений в судебном заседании председателя
Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Буренина А.Д., проверки
и обследования по первичным документам проверяемых объектов
проводит только Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга. Ни
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в целом, ни депутаты
Законодательного Собрания, ни образованные Законодательным
Собранием комитеты и постоянные комиссии непосредственно таких
проверок и обследований не проводят.
Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании
представителями Законодательного Собрания и губернатора
Санкт-Петербурга.
Тщательное выяснение правового статуса Контрольно-счетной
палаты Санкт-Петербурга позволило суду сделать правильный по
существу вывод о том, что на Контрольно-счетную палату
Санкт-Петербурга возложены полномочия государственного органа
власти - Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по
осуществлению контроля за исполнением бюджета Санкт-Петербурга.
Анализ полномочий председателя Контрольно-счетной палаты
Санкт-Петербурга, проведенный судом, в свою очередь, позволил ему
сделать вывод о том, что должность председателя Контрольно-счетной
палаты Санкт-Петербурга является должностью, установленной для
непосредственного исполнения полномочий государственного органа -
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - проведения внешнего
аудита бюджета.
С учетом изложенного суд находит несостоятельными доводы
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора
Санкт-Петербурга о том, что свои полномочия председатель
Контрольно-счетной палаты осуществляет не для непосредственного
исполнения полномочий представительного органа субъекта Российской
Федерации - Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а для
осуществления функции структурного подразделения Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга - Счетной палаты Санкт-Петербурга,
поскольку осуществление полномочий данного структурного
подразделения Законодательного Собрания является одновременно и
исполнением полномочий представительного органа власти -
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Соглашаясь с этим суждением, Судебная коллегия полагает его
правильным, соответствующим требованиям закона и установленным по
делу обстоятельствам.
Утверждение представителя губернатора Санкт-Петербурга о том,
что к государственным должностям категории "А" Федеральный закон
"Об основах государственной службы Российской Федерации" относит
только руководителей органов государственной власти и иных
государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, а также должностных лиц, осуществляющих свои
полномочия самостоятельно и непосредственно, которые независимы и
подчиняются только закону, свидетельствуют об ошибочном толковании
статьи 1 ФЗ "Об основах государственной службы Российской
Федерации".
В данном случае следует понимать, что под непосредственным
исполнением своих полномочий имеется в виду реализация тех прав,
что прямо предусмотрены законодательными актами, не нуждающимися в
последующем подтверждении или дополнительном одобрении.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что должность
председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга отвечает
необходимым критериям государственной должности категории "А",
установленным Федеральным законом "Об основах государственной
службы Российской Федерации" и, следовательно, в противоречие со
статьей 1 указанного закона была необоснованно отнесена Законом
Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга,
лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и
государственных служащих Санкт-Петербурга" к государственным
должностям Санкт-Петербурга категории "В", является правильным.
Обоснован судом и довод Буренина А.Д. о нарушении его прав
неправомерным отнесением должности председателя Контрольно-счетной
палаты Санкт-Петербурга к должностям государственной службы
Санкт-Петербурга категории "В" по следующим основаниям.
С учетом изложенного постановленное по данному делу решение
суда следует признать законным, в связи с чем - подлежащим
оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют доводы
представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в ходе
судебного разбирательства.
Всем им судом была дана надлежащая оценка.
Утверждение о том, что суд вышел за пределы своей
компетенции, отнеся должность заявителя к должностям категории
"А", является несостоятельным, так как не соответствует
действительности.
Это не следует ни из мотивировочной, ни из резолютивной части
решения. Фактически суд лишь указал на признаки, необходимые
критерии такого отнесения, но самостоятельно этого не сделал.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению
не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 сентября
2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
|