ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2002 г. N ГКПИ2002-1215
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Лукьянова Владимира Ивановича о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа
1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" в части,
предусматривающей, что учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы имеют право направлять лиц,
проходящих медико-социальную экспертизу, с целью уточнения их
клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения,
установил:
Лукьянов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании незаконным Постановления Правительства РФ
от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан
инвалидами" в части, предусматривающей, что учреждения
государственной службы медико-социальной экспертизы имеют право
направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, с целью
уточнения их клинико-функционального диагноза в лечебные
учреждения.
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт
не соответствует действующему законодательству, нормам
международного права и нарушает его гражданские права и охраняемые
законом интересы.
Заявитель Лукьянов В.И. о дне слушания дела извещен, в суд не
явился.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Шаронова
В.Н. возражала против удовлетворения заявления и пояснила в суде,
что положения оспариваемого нормативного правового акта
соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах
полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и
не нарушают гражданские права и свободы граждан.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица
Правительства РФ Шароновой В.Н., исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой
И.Б., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов
Правительства Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и Указа Президента Российской
Федерации от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспечению
государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской
Федерации издало Постановление "О порядке признания граждан
инвалидами" от 13 августа 1996 г. N 965 (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820).
Настоящим Постановлением утверждены Положение о признании лица
инвалидом; Примерное положение об учреждениях государственной
службы медико-социальной экспертизы.
Оспариваемая заявителем норма о праве учреждений
государственной службы медико-социальной экспертизы направлять
лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с
целью уточнения их клинико-функционального диагноза и
профессиональных возможностей в лечебно-профилактические
учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения,
реабилитационные и другие государственные и муниципальные
учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной
экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотрена пунктом 18
Примерного положения об учреждениях государственной службы
медико-социальной экспертизы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов
в Российской Федерации определяет Федеральный закон "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата
лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой
деятельностью.
Таким образом, исходя из требований Закона, само по себе
заболевание, если оно не сопровождается стойким расстройством
функций организма, не ведет к ограничениям жизнедеятельности и не
требует мер социальной защиты, не является условием, достаточным
для установления инвалидности.
Законом функция определения инвалидности возложена на
Государственную службу медико-социальной экспертизы, входящую в
систему (структуру) органов социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации. Порядок организации и деятельности
Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется
Правительством Российской Федерации.
Из объяснений представителя Правительства РФ Шароновой В.Н. в
суде следует, что учреждения медико-социальной экспертизы не
занимаются диагностированием того или иного заболевания. В этой
связи п. 17 Положения о признании лица инвалидом предусмотрено,
что в случаях, требующих применения сложных видов
экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов
обследования, тестирования, а также получения дополнительных
сведений, составляется программа дополнительного
освидетельствования, которая утверждается руководителем и
доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
Программа дополнительного освидетельствования может
предусматривать проведение дополнительного обследования в
лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении,
получение заключения главного бюро медико-социальной экспертизы,
запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и
характера профессиональной деятельности, социально-бытового
положения лица и другие меры.
Пунктом 18 Примерного положения об учреждениях государственной
службы медико-социальной экспертизы предусмотрено, что учреждения
для осуществления своих полномочий имеют право направлять лиц,
проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью
уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных
возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной
и муниципальной систем здравоохранения.
Однако оспариваемые заявителем положения нормативного
правового акта не предусматривают направление на обследование лиц,
проходящих медико-социальную экспертизу, в
лечебно-профилактические учреждения без их согласия.
Доводы заявителя о несоответствии положений оспариваемого
нормативного правового акта требованиям статей 23, 24, 25 Закона
РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании" являются неправомерными. В указанных нормах Федерального
закона речь идет о видах психиатрической помощи и порядке ее
оказания, тогда как медико-социальная экспертиза - это определение
в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в
мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки
ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством
функций организма (ст. 7 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации").
Поскольку направление на обследование лиц, проходящих
медико-социальную экспертизу, в лечебно-профилактические
учреждения предполагает, что такое направление осуществляется
добровольно с согласия лица, проходящего медико-социальную
экспертизу, то положения оспариваемого нормативного правового акта
не противоречат требованиям Конвенции о защите прав человека и
основных свобод.
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965
издано в целях реализации Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и не регулирует вопросы оказания
медицинской помощи военнослужащим, поэтому ссылки заявителя на п.
2 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются
несостоятельными.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта соответствуют действующему законодательству, изданы в
пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают гражданские
права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Лукьянова
В.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Лукьянова Владимира Ивановича о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа
1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" в части,
предусматривающей, что учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы имеет право направлять лиц,
проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью
уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных
возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной
и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие
государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие
деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов (п. 18 Примерного положения об учреждениях
государственной службы медико-социальной экспертизы) оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|