МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 ноября 2002 г. N 4066
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В целях улучшения качества формирования фонда библиотек
средних специальных учебных заведений, повышения эффективности их
использования, совершенствования библиотечного и
информационно-библиографического обслуживания читателей
приказываю:
1. Утвердить Примерное положение о формировании фонда
библиотеки среднего специального учебного заведения (Приложение).
2. Директорам средних специальных учебных заведений
руководствоваться прилагаемым Примерным положением о формировании
фонда библиотеки среднего специального учебного заведения в
практической работе.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 21 ноября 2002 г. N 4066
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение определяет содержание
работы библиотеки по комплектованию и организации ее фонда с целью
оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса
в среднем специальном учебном заведении (далее - ссуз) изданиями,
другими документами и информацией о них.
1.2. Фонд библиотеки создается как единый библиотечный фонд
ссуза.
1.3. Единый фонд формируется в соответствии с учебными планами
и программами, картотекой книгообеспеченности образовательного
процесса и информационными запросами читателей.
1.4. При формировании фонда библиотека ссуза координируют свою
деятельность с другими библиотеками региона.
2. Структура и состав фонда
2.1. Единый фонд библиотеки состоит из различных видов
отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной,
художественной литературы и др.), неопубликованных,
аудиовизуальных и электронных документов, микроформ.
2.2. Степень устареваемости основных учебных изданий
устанавливается по циклам дисциплин в соответствии с требованиями
к обеспеченности учебной литературой учебных заведений
профессионального образования, утвержденными заместителем Министра
образования Российской Федерации от 15.10.1999:
общегуманитарные, социально-экономические и специальные -
последние 5 лет;
общепрофессиональные, естественнонаучные и математические -
последние 10 лет.
2.3. Примерная структура фонда:
Основной фонд - часть единого фонда, включающая наиболее
полное собрание отечественных и зарубежных изданий и
неопубликованных документов на традиционных и электронных
носителях по профилю ссуза.
Подсобный фонд - часть единого фонда, пользующаяся наибольшим
спросом читателей. Создается при читальных залах и абонементах.
Подсобный фонд может быть специализированным, состоящим из
документов, отобранных из основного фонда по какому-либо из
признаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобному
фонду может быть организован открытый доступ.
Учебный фонд - специализированный подсобный фонд, включающий в
свой состав издания независимо от их вида и экземплярности,
предназначенные для обеспечения образовательного процесса. Учебный
фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами
ссуза и нормами книгообеспеченности.
3. Общие принципы и порядок комплектования
3.1. Порядок формирования учебного фонда определяется
картотекой книгообеспеченности образовательного процесса.
Картотека содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых в
ссузе; контингенте студентов и формах их обучения; изданиях,
рекомендуемых к использованию в образовательном процессе по каждой
дисциплине, независимо от вида документа; коэффициенте
книгообеспеченности и др. Картотека может быть организована в
карточном или электронном варианте.
3.2. Учебные издания и документы приобретаются по письменной
заявке преподавателей ссуза с указанием названия дисциплины и
количества студентов, изучающих ее. Библиотека имеет право
корректировать экземплярность заказываемого издания исходя из
обеспеченности предмета и установленных нормативов. Предпочтение
отдается учебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования
Российской Федерации, и других федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, имеющих подведомственные
образовательные учреждения.
3.3. Учебные издания и документы приобретаются из расчета
обеспечения каждого обучающегося минимумом обязательной учебной
литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными
программами. При этом объем фонда учебной литературы с грифом
Минобразования России и других федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, имеющих подведомственные
образовательные учреждения, должен составлять по количеству
названий не менее 60% от всего учебного библиотечного фонда.
---------------------T-------------------------------T------------
| Фонд основной | Циклы дисциплин |Коэффициент|
| учебной литературы | | |
+--------------------+-------------------------------+-----------+
| |Общие гуманитарные и социально-| 0,5 |
| |экономические дисциплины | |
+--------------------+-------------------------------+-----------+
| |Математические и общие естест- | 0,5 |
| |веннонаучные дисциплины | |
+--------------------+-------------------------------+-----------+
| |Общепрофессиональные дисциплины| 0,5 |
+--------------------+-------------------------------+-----------+
| |Специальные дисциплины | 0,3 |
+--------------------+-------------------------------+-----------+
|Фонд дополнительной |По всем циклам дисциплин | 0,1 - 0,2 |
|литературы | | |
L--------------------+-------------------------------+------------
3.4. Научные издания и другие виды документов приобретаются
исходя из принципа удовлетворения читательских запросов в
читальных залах.
3.5. Издания и документы приобретаются на основе
предварительного заказа, который составляется путем просмотра и
отбора по библиографическим источникам информации.
3.6. Источниками комплектования фонда являются библиотечные
коллекторы, книготорговые и книгоиздательские организации, фирмы,
частные лица, обменные фонды других библиотек, агентство
"Роспечать" и др.
3.7. Все издания и документы, приобретенные любыми
подразделениями ссуза за бюджетные или внебюджетные средства,
полученные в дар или по обмену, поступают в единый фонд
библиотеки.
4. Исключение документов из фонда
4.1. В целях повышения эффективности использования фонда
систематически проводится анализ его использования.
4.2. Библиотека совместно с председателями предметных комиссий
ежегодно просматривает фонд с целью выделения малоиспользуемых
документов для их списания из фонда.
4.3. Ветхие, дефектные, дублетные, устаревшие по содержанию и
утраченные издания и документы исключаются из фонда в порядке,
установленном "Инструкцией об учете библиотечного фонда"
Министерства культуры Российской Федерации от 02.12.1998 N 590 и
Приказом Министерства образования Российской Федерации от
24.08.2000 N 2488 "Об учете фонда библиотек образовательных
учреждений".
4.4. Проверка фонда библиотеки проводится систематически в
сроки, установленные письмом Министерства финансов Российской
Федерации "Об инвентаризации библиотечных фондов" от 04.11.1998 за
N 16-00-16-198.
|