Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2002 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Постановлением исполняющего обязанности губернатора
Сахалинской области от 3 апреля 2001 г. N 142 внесены изменения в
п. 6.3 Положения о комитете администрации Сахалинской области по
управлению государственным имуществом (утвержденного
постановлением губернатора области от 23 декабря 1999 г. N 505), в
соответствии с которыми председатель указанного комитета
администрации Сахалинской области назначается на должность
губернатором области по предварительному согласию Сахалинской
областной Думы.
Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о
признании недействительным и не порождающим правовых последствий
названного постановления исполняющего обязанности губернатора
Сахалинской области.
Свое заявление он мотивировал тем, что в силу п. 2 Указа
Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1231 "Об
утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом
края, области, автономной области, автономного округа, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями
территориального агентства Государственного комитета Российской
Федерации по управлению государственным имуществом" положения о
названных комитетах, обладающих правами и полномочиями
территориального агентства Госкомимущества России, разрабатываются
на основе Типового положения и не могут противоречить последнему;
в п. 4.2 Типового положения установлено, что председатель комитета
назначается на должность председателем Госкомимущества России по
представлению главы администрации края, области в соответствии с
действующим законодательством. Какого-либо иного закона или
нормативного акта, регулирующего порядок назначения на должность
председателя комитета субъекта Российской Федерации, который
наделен полномочиями территориального органа федерального органа
по управлению государственным имуществом или наделяющего органы
исполнительной власти данным полномочием, не имеется.
Решением Сахалинского областного суда от 3 сентября 2001 г.
заявление прокурора удовлетворено: признано недействительным и не
порождающим правовых последствий с момента принятия постановления
исполняющего обязанности губернатора Сахалинской области от 3
апреля 2001 г. N 142 "О внесении изменений в Положение о комитете
администрации Сахалинской области по управлению государственным
имуществом, утвержденное постановлением губернатора области от 23
декабря 1999 г. N 505".
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 26
октября 2001 г. решение оставлено без изменения.
Президиум Верховного Суда РФ 20 ноября 2002 г. протест
заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился
вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на
новое рассмотрение в суд первой инстанции, удовлетворил, указав
следующее.
Удовлетворяя заявление прокурора, судебные инстанции ссылались
на то, что норма ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N
123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"
(действовавшего во время рассмотрения дела), предусматривающая
возможность наделения органов по управлению государственным
имуществом субъектов Российской Федерации полномочиями
территориальных органов федерального органа по управлению
государственным имуществом, и Типовое положение о комитете по
управлению имуществом края, области, автономной области,
автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем
правами и полномочиями территориального агентства Государственного
комитета Российской Федерации по управлению государственным
имуществом (утвержденное Указом Президента Российской Федерации от
14 октября 1992 г. N 1231), в части порядка назначения на
должность председателя комитета субъекта Российской Федерации,
наделенного полномочиями территориального органа федерального
органа по управлению государственным имуществом, в установленном
законом порядке не признаны утратившими силу или
недействительными, противоречащими действующей Конституции
Российской Федерации (в частности, ее ст. ст. 71 и 78), поэтому в
силу ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации обязательны для
исполнения на всей территории Российской Федерации до утверждения
Правительством Российской Федерации положения о комитете.
Между тем судом и Судебной коллегией оставлены без внимания и
оценки доводы администрации Сахалинской области о том, что после
принятия вышеназванного Указа были приняты Конституция Российской
Федерации 1993 года и Федеральные законы от 24 июня 1999 г. N
119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации" и от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
закрепляющие принципиально новые отношения между федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации государственную
власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые
ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); систему органов
государственной власти субъекты Российской Федерации устанавливают
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя
Российской Федерации и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленными федеральными законами (ч. 1 ст. 77).
Как следует из содержания ч. ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции
Российской Федерации, между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации могут заключаться соглашения по передаче друг другу
своих полномочий.
Порядок заключения соглашений между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации о передаче друг другу своих полномочий
установлен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ, в силу
которого заключение соглашений о передаче части своих полномочий
осуществляется на добровольной основе с указанием в них условий
передачи (ст. ст. 8, 18).
Судом не исследованы вопросы, касающиеся применения норм
данного Федерального закона к условиям наделения комитета
администрации Сахалинской области по управлению государственным
имуществом правами и полномочиями территориального агентства
Государственного комитета Российской Федерации по управлению
государственным имуществом, а именно: отвечает ли приказ
Госкомимущества России от 27 августа 1997 г. N 228 о таком
наделении положениям названного Закона и не вступил ли в
противоречие с данным Законом Указ Президента Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. N 1231, которым утверждено Типовое
положение, в части назначения руководителя комитета председателем
Госкомимущества России.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 32 Федерального закона "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации" Президенту
Российской Федерации, Правительству Российской Федерации,
федеральным органам исполнительной власти было предложено привести
свои правовые акты в соответствие с данным Законом в течение шести
месяцев со дня вступления его в силу; законы и иные нормативные
правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до
вступления в силу данного Федерального закона, применяются в
части, не противоречащей этому Закону.
Данное обстоятельство должны были иметь в виду суд и Судебная
коллегия при вынесении судебных постановлений.
Не учтено также, что Указ Президента Российской Федерации от
14 октября 1992 г. N 1231 был принят на основании Закона
Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации", признанного Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N
123-ФЗ утратившим силу.
Ссылка суда и Судебной коллегии на ст. 8 Федерального закона
от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ является несостоятельной, поскольку
этим Законом не установлен порядок назначения руководителя органа
по управлению государственным имуществом субъекта Российской
Федерации в случае наделения его полномочиями территориального
федерального органа, а лишь предоставлено право Правительству
Российской Федерации утверждать положение об этих органах.
До настоящего времени такое положение не утверждено.
В силу подп. "г" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября
1999 г. N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из Положения о комитете администрации Сахалинской области по
управлению государственным имуществом следует, что комитет
является органом исполнительной власти Сахалинской области,
образован представительным органом власти Сахалинской области с
целью осуществления функций по управлению и распоряжению в
установленном порядке объектами государственной собственности
Сахалинской области и федеральной собственности, расположенными на
территории области.
При таком положении назначение руководителя органа
исполнительной власти по управлению имуществом субъекта Российской
Федерации федеральным органом вступает в противоречие с
положениями Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и
соответственно создает препятствия для формирования органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничивая
его право, предоставленное законом.
В связи с неправильным применением судом норм материального
права судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению
на новое судебное рассмотрение.
|