ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2002 г. N 3328-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 219264-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 219264-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний", внесенный депутатами
Государственной Думы В.Р. Пашуто, С.И. Неверовым, В.П. Алтуховым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике в течение одного месяца со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 219264-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Р. ПАШУТО, С.И. НЕВЕРОВЫМ,
В.П. АЛТУХОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ
СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) следующие изменения и
дополнения:
1. В статье 19:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Страхователь несет ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным
законом обязанностей по своевременной регистрации
(перерегистрации) у страховщика, своевременной и полной уплате
страховых взносов, своевременному представлению страховщику
установленной отчетности (сведений).
Нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального
закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального
закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика
более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч
рублей.
Осуществление юридическим лицом или физическим лицом,
нанимающим физических лиц на основании трудового договора,
деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика
влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от выплат,
начисленных в пользу физических лиц, но не менее 20 тысяч рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в
результате занижения установленной базы для начисления страховых
взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или
других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание
штрафа в размере 20 процентов от причитающейся к уплате суммы
страховых взносов, а при умышленном совершении указанных деяний -
штрафа в размере 40 процентов от причитающейся к уплате суммы
страховых взносов.
Нарушение установленного срока представления страховщику
установленной отчетности (сведений) влечет взыскание штрафа в
размере 1000 рублей, а за повторное совершение указанного деяния в
течение календарного года - штрафа в размере 5000 рублей.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется
страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному
Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к
ответственности за налоговые правонарушения.".
2. Дополнить Федеральный закон статьей 22.1 следующего
содержания:
"Статья 22.1. Обеспечение обязанности по уплате страховых
взносов. Взыскание недоимки и пени
1. Исполнение обязанности страхователя по уплате страховых
взносов обеспечивается пенями.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная
сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты
причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению
с установленными сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты
страховых взносов.
Суммы пеней начисляются сверх причитающихся к уплате
страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от
взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных пунктом 1
статьи 19 настоящего Федерального закона.
2. Пеня начисляется начиная со дня, следующего за
установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты
(взыскания) включительно.
Днем уплаты страховых взносов считается день предъявления
страхователем в банк поручения на уплату страховых взносов при
наличии достаточного денежного остатка на счете страхователя, а
при уплате наличными денежными средствами - день внесения в банк
или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи
Министерства Российской Федерации по связи и информатизации
денежной суммы в счет уплаты страховых взносов.
Страховые взносы не считаются уплаченными в случае отзыва
страхователем или возврата банком платежного поручения на
перечисление страховых взносов, а также в случае, если на момент
предъявления поручения на перечисление страховых взносов
страхователь имеет иные неисполненные требования, предъявленные к
счету, которые в соответствии с законодательством Российской
Федерации исполняются в первоочередном порядке, и страхователь не
имеет достаточных средств на счете для удовлетворения всех
требований.
3. Начисление пени не производится, если страхователь
подтвердит, что не мог погасить недоимку в силу приостановления
его операций в банке или наложения ареста на его имущество.
4. Пеня определяется в процентах от суммы недоимки.
Недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в
установленный срок.
Процентная ставка пени устанавливается в размере одной
трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, действовавшей за период образования недоимки.
При изменении ставок рефинансирования размер пени, исходя из
новой ставки рефинансирования, определяется со дня, следующего за
днем ее изменения.
5. Суммы пени уплачиваются страхователями одновременно с
уплатой страховых взносов, а при недостаточности средств у
страхователя - после уплаты страховых взносов в полном объеме.
6. Суммы недоимки и пени могут быть взысканы страховщиком со
страхователя принудительно за счет денежных средств и иного
имущества страхователя.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со
страхователей - физических лиц осуществляется в судебном порядке.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со
страхователей - юридических лиц осуществляется:
за счет денежных средств - в бесспорном порядке;
за счет имущества - судебными приставами - исполнителями на
основании решения страховщика.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со
страхователей осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном
порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации
для взыскания налогов и сборов.".
3. Дополнить Федеральный закон статьей 22.2 следующего
содержания:
"Статья 22.2. Обязанности банков, связанные с учетом
страхователей, исполнением поручений на перечисление средств
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, и ответственность за
их неисполнение
1. Банки (иные кредитные организации) открывают расчетные
(текущие) и иные счета, открываемые на основании договора
банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут
расходоваться денежные средства организаций, при предъявлении
организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве
страхователя по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Открытие банком счета организации без предъявления документа,
подтверждающего регистрацию в качестве страхователя по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, влечет взыскание с
банка штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. Банки (иные кредитные организации) обязаны сообщать об
открытии или закрытии организациями указанных в пункте 1 настоящей
статьи счетов страховщику по месту их регистрации в пятидневный
срок со дня открытия или закрытия счета.
Несообщение банком сведений об открытии или закрытии
организацией счета страховщику влечет взыскание с банка штрафа в
размере 20 тысяч рублей.
3. Срок исполнения банками поручения страхователя о
перечислении страховых взносов или страховщика о взыскании
страховых взносов со страхователя составляет один операционный
день со дня, следующего за днем получения такого поручения.
При нарушении банками срока исполнения поручения страхователя
о перечислении страховых взносов, а также при неисполнении банками
решения страховщика о взыскании со страхователя страховых взносов
при наличии достаточных средств на счете страхователя страховщик
взыскивает с банков пени в размере одной стопятидесятой ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не
более 0,2 процента за каждый день просрочки.
4. Взыскание пени и штрафов с банков осуществляется
страховщиком в порядке, аналогичном порядку взыскания пени и
штрафов со страхователей.".
4. В статье 24 пункт 1 дополнить абзацем следующего
содержания:
"Страхователи ежеквартально не позднее 15 числа месяца,
следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном
порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме,
установленной страховщиком.".
Статья 2. Поручить Правительству Российской Федерации привести
свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
В связи с тем, что страховые взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний не включены в состав единого
социального налога, Фонд социального страхования Российской
Федерации сохраняет все полномочия страховщика, закрепленные в
Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний", в том числе права контроля за соблюдением
страхователями обязанностей по регистрации у страховщика,
своевременной и полной уплате страховых взносов, представлению
установленной отчетности.
Настоящий Федеральный закон предусматривает упорядочение
взаимоотношений Фонда социального страхования Российской Федерации
со страхователями и банками при осуществлении фондом контроля за
уплатой страховых взносов. Следует учитывать, что полномочия фонда
в этой части аналогичны полномочиям налоговых органов,
осуществляющих контроль за уплатой налогов и сборов.
Проектом предусматривается усовершенствование системы мер по
обеспечению исполнения требований Федерального закона "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" в части регистрации
страхователей у страховщика и предотвращения возможности их
уклонения от указанной регистрации. В этих целях предусматривается
закрепление обязанности банков требовать у организаций при
открытии счета документ, подтверждающий регистрацию в качестве
страхователей в исполнительных органах фонда. Также
устанавливается обязанность банков сообщать страховщику об
открытии или закрытии организацией банковского счета, что
необходимо фонду для осуществления контроля за выполнением
страхователем своих обязанностей. Соответствующие обязанности
банков установлены Налоговым кодексом Российской Федерации в
отношении налоговых органов. За невыполнение банками указанных
обязанностей предусматривается применение к ним финансовых
санкций, установленных частью первой Налогового кодекса Российской
Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.
Проект также предусматривает, что начисление и уплата пени за
нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний производится в размерах, в порядке и
на условиях, установленных частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации для начисления и уплаты пени за нарушение
сроков уплаты налогов. Предусматривается также применение штрафных
санкций за нарушение страхователями сроков регистрации у
страховщика, за неуплату или неполную уплату страховых взносов в
тех же размерах, что установлены Налоговым кодексом за аналогичные
налоговые правонарушения. Также предусматривается установление
ответственности за ведение организацией деятельности без
регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
За нарушение установленного срока представления отчетности в
фонд предусматривается установление штрафа в размере 1000 рублей,
а за повторное в течение года совершение указанного нарушения -
штраф в размере 5000 рублей. Необходимость введения данной нормы
обусловлена тем, что обязанность представлять страховщику
установленную отчетность в действующей редакции Федерального
закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не
обеспечена соответствующей мерой ответственности.
В настоящее время обязанности банков в отношении Фонда
социального страхования Российской Федерации и вопросы применения
мер ответственности к страхователям и банкам установлены
Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2002 год". Поскольку действие этого
Федерального закона ограничено одним годом, имеется необходимость
закрепить указанные нормы на длительную перспективу, включив их в
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" не потребует финансирования за счет
средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ,
В КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ЛИБО КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИЗНАТЬ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
Принятия иных законодательных актов, внесения изменений и
дополнений либо признания утратившими силу законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" не требуется.
|