ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2002 г. N 155-Т
ОБ УПЛАТЕ БАНКОМ РОССИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 10 июля
2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" налоги и сборы уплачиваются Банком России и его
организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации.
При этом Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" были
внесены изменения в ранее действовавший Федеральный закон от 2
декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)", в соответствии с которыми исключены нормы,
касающиеся освобождения Банка России от постановки на учет в
налоговых органах и от уплаты налогов, сборов, пошлин и других
платежей в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации о налогах.
Таким образом, Банк России и его территориальные учреждения и
организации обязаны уплачивать налоги и сборы, установленные
законодательством о налогах и сборах, к которому согласно
определениям части первой Налогового кодекса Российской Федерации
относятся Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и
вступившие в силу главы части второй), а также федеральные законы
и иные нормативные правовые акты, действующие в части, не
противоречащей части первой Налогового кодекса Российской
Федерации.
Статьями 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации
определен порядок постановки налогоплательщиков на учет в
налоговых органах по месту нахождения организации, месту
нахождения ее обособленных подразделений, месту нахождения
принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств,
подлежащих налогообложению.
Порядок постановки Банка России на учет в налоговых органах в
качестве налогоплательщика по месту своего нахождения и месту
нахождения обособленных подразделений установлен совместным
письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
22.05.2002 N БГ-15-09/399 и Центрального банка Российской
Федерации от 29.05.2002 N 70-Т "Об особенностях оформления Банком
России документов, необходимых для постановки на учет в налоговых
органах".
Для обеспечения исчисления и уплаты налогов и сборов Банком
России в соответствии с требованиями законодательства о налогах и
сборах необходимо завершить постановку Банка России на налоговый
учет по месту нахождения его обособленных подразделений в
кратчайшие сроки.
Перечень налогов и сборов, установленных для уплаты в
Российской Федерации, определен статьями 19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
Освобождение от уплаты налогов и сборов может быть
предоставлено лишь в соответствии с законодательством о налогах и
сборах.
Так, Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не
являются плательщиками налога на имущество предприятий согласно
статье 1 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г.
N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", а также сбора за
использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и
образованных на их основе слов и словосочетаний согласно статье 1
Закона Российской Федерации от 2 апреля 1993 г. N 4737-1 "О сборе
за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и
образованных на их основе слов и словосочетаний".
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г.
N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте" Центральный
банк Российской Федерации не является плательщиком указанного
налога.
Поскольку законодательством о налогах и сборах не
предусмотрено освобождение Банка России от уплаты других налогов и
сборов, Банк России является плательщиком следующих налогов и
сборов:
1) налога на прибыль организаций;
2) налога на добавленную стоимость;
3) единого социального налога;
4) налога на пользователей автомобильных дорог (отменяется с 1
января 2003 г.);
5) налога с владельцев транспортных средств (отменяется с 1
января 2003 г.);
6) транспортного налога (вводится с 1 января 2003 г.);
7) налога на операции с ценными бумагами;
8) платы за пользование водными объектами;
9) платежей за пользование природными ресурсами (в случаях,
предусмотренных законодательством), в том числе платежей за
сбросы, выбросы загрязняющих веществ и захоронение отходов;
10) государственной пошлины;
11) таможенных пошлин;
12) земельного налога;
13) налога с продаж;
14) единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности;
15) сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с
юридических лиц;
16) местных налогов и сборов.
Статус налогоплательщика обязывает и при отсутствии налоговой
базы по налогу, наличии льгот по налогу, установленных
законодательством, представлять налоговые декларации в налоговые
органы.
Банк России также является налоговым агентом, обязанным
исчислять, удерживать у налогоплательщиков и уплачивать налог на
доходы физических лиц.
Территориальным учреждениям и организациям Банка России при
исчислении и уплате налогов и сборов, установленных в соответствии
с законодательством о налогах и сборах, с 1 января 2002 года
необходимо руководствоваться следующими положениями.
Налог на прибыль организаций
Банк России является налогоплательщиком налога на прибыль
организаций, установленного главой 25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Все основные элементы налогообложения (объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок
исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) установлены
названной выше главой Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные
подразделения, к которым относится и Банк России, исчисление и
уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм
налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по
месту своего нахождения без распределения указанных сумм по
обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих
зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской
Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится по
месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого
из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли,
приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как
средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной
численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса
остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного
подразделения соответственно в среднесписочной численности
работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости
амортизируемого имущества в целом по организации.
Таким образом, Банк России в централизованном порядке будет
определять и сообщать каждому территориальному учреждению и
организации Банка России сумму налога на прибыль организаций
(сумму авансовых платежей по налогу), подлежащую уплате по месту
нахождения его обособленных подразделений в соответствии с
принятой Банком России учетной политикой для целей
налогообложения.
Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи
284 Налогового кодекса Российской Федерации прибыль, полученная
Центральным банком Российской Федерации от осуществления
деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)", облагается налогом на прибыль организаций по
налоговой ставке 0 процентов.
Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от
осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций,
предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по
налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, то
есть по ставке 24 процента, либо по ставкам, предусмотренным
пунктами 3 и 4 указанной статьи, к соответствующей налоговой базе.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год, а
отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять
месяцев календарного года.
Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые
платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными
периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до
окончания календарного года.
Исчисление и уплата налога на прибыль организаций Банком
России должна осуществляться с 1 января 2002 года в соответствии с
положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации на
основании данных налогового учета.
Банк России в своей учетной политике для целей
налогообложения, исходя из положений главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации, определит способ исчисления и уплаты
авансовых платежей по налогу на прибыль, выберет показатель
(среднесписочная численность работников или расходы на оплату
труда), применяемый для определения сумм налога (сумм авансовых
платежей по налогу), подлежащих уплате по месту нахождения
обособленных подразделений Банка России, определит классификацию
доходов и расходов, перечень амортизируемого имущества (для целей
налогового учета), установит формы учетных регистров для ведения
налогового учета.
Указания о принятой Банком России учетной политике для целей
налогообложения, порядке ведения налогового учета, представления
данных для определения налоговой базы по налогу на прибыль
организаций и исчисления сумм налога (сумм авансовых платежей по
налогу), подлежащих уплате Банком России по месту своего
нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений,
будут направлены территориальным учреждениям и организациям Банка
России дополнительно.
Согласно статье 289 Налогового кодекса Российской Федерации
Банк России как организация, в состав которой входят обособленные
подразделения, обязан представлять в налоговые органы налоговые
декларации по налогу на прибыль организаций по месту своего
нахождения и по месту нахождения каждого обособленного
подразделения. При этом по месту нахождения организации налоговая
декларация представляется в целом по организации с распределением
по обособленным подразделениям.
Налоговые декларации представляются не позднее 28 дней со дня
окончания соответствующего отчетного периода. При исчислении сумм
авансовых платежей по фактически полученной прибыли налоговые
декларации представляют в сроки, установленные для уплаты
авансовых платежей.
Налоговые декларации по итогам налогового периода
представляются не позднее 28 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на
прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации утверждены Приказом МНС России от 26 июня 2002 г.
N БГ-3-02/98.
Приказом МНС России от 7 декабря 2001 г. N БГ-3-02/542
утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль
организаций.
Налог на добавленную стоимость
Банк России является налогоплательщиком налога на добавленную
стоимость в соответствии с нормами главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлены
основные элементы налогообложения для исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость.
Статьей 149 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих
налогообложению.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость согласно
статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации для Банка
России является календарный месяц, поскольку сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) в целом по Банку России в месяц
превышает один миллион рублей.
Статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации
установлены ставки налога на добавленную стоимость в зависимости
от видов операций.
В связи с исключением статьи 175 из Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.05.2002
N 57-ФЗ) с 1 июля 2002 г. налог на добавленную стоимость
исчисляется и уплачивается в централизованном порядке.
Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на
добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации утверждены Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г.
N БГ-3-03/447.
Приказом МНС России от 3 июля 2002 г. N БГ-3-03/338 утверждены
форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и
форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по
операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.
Для обеспечения выполнения Банком России своих обязанностей по
исчислению и уплате налога на добавленную стоимость необходимо
централизованное ведение книги покупок и книги продаж по Банку
России на основании книг покупок и книг продаж, оформляемых
территориальными учреждениями и другими подразделениями и
организациями Банка России, введение единой нумерации счетов -
фактур, обеспечение сбора данных от территориальных учреждений и
организаций Банка России для определения налоговой базы,
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, а также
установление порядка откредитования сумм налога на добавленную
стоимость, полученных при реализации товаров (работ, услуг).
С этой целью Банком России будет разработано соответствующее
программное обеспечение.
Территориальным учреждениям и организациям Банка России будут
направлены соответствующие указания о ведении налогового учета,
представлении данных Банку России для исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость в соответствии с требованиями главы 21
Налогового кодекса Российской Федерации.
Единый социальный налог
Единый социальный налог установлен главой 24 "Единый
социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско - правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по
авторским договорам.
При этом в соответствии с пунктом 3 той же статьи указанные
выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они
производятся) не признаются объектом налогообложения, если такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по
налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом)
периоде.
Таким образом, налогообложению подлежат все виды выплат и
вознаграждений, производимых по статьям 101.0000 "Оплата труда" и
102.0000 "Социально - бытовые выплаты" сметы расходов Банка России
согласно Классификации статей (подстатей) сметы расходов
(приложение к письму Финансового департамента Банка России от
29.03.2002 N 24-1/747), которые в соответствии с положениями главы
25 Кодекса признаются расходами, уменьшающими налоговую базу по
налогу на прибыль, и которые не отражены в статьях 238 "Выплаты,
не подлежащие налогообложению" и 239 "Налоговые льготы" Налогового
кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по единому социальному налогу определяется по
каждому работнику с начала года ежемесячно нарастающим итогом.
Ставки налога установлены статьей 241 Налогового кодекса
Российской Федерации. В соответствии с той же статьей (в редакции
Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ) Банк России
ежемесячно производит расчеты накопленной с начала года величины
налоговой базы в среднем на одного работника в целом по
организации для подтверждения права применения регрессивных ставок
единого социального налога.
Приказом МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49
утверждена форма расчета по авансовым платежам по единому
социальному налогу, представляемого в налоговые органы
ежеквартально в соответствии со статьей 243 Налогового кодекса
Российской Федерации, и порядок ее заполнения в 2002 году. В
качестве приложения к указанной форме утверждена и форма расчета
условия на право применения регрессивных ставок единого
социального налога.
Копии расчетов условия на право применения регрессивных ставок
единого социального налога, подписанных Председателем Банка России
и Главным бухгалтером Банка России и заверенных печатью,
направляются ежеквартально территориальным учреждениям и
организациям Банка России для представления в налоговые органы по
месту нахождения каждого подразделения Банка России вместе с
расчетом по авансовым платежам по указанному налогу.
В соответствии с пунктом 8 статьи 243 обособленные
подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и
начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц,
исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых
платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов
по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма
налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту
нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из
величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному
подразделению.
Разъяснения по отдельным вопросам исчисления и уплаты единого
социального налога в 2002 году направлены территориальным
учреждениям и организациям Банка России письмом от 11.07.2002
N 93-Т.
Сумма единого социального налога в соответствии с положениями
главы 25 "Налог на прибыль организаций" относится к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты
единого социального налога утверждены Приказом МНС России от 5
июля 2002 г. N БГ-3-05/344.
Приказом МНС России от 31 января 2002 г. N БГ-3-05/45
утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по
единому социальному налогу.
Налог на пользователей автомобильных дорог
(действует до 1 января 2003 г.)
Налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется и
уплачивается в соответствии с Законом Российской Федерации от 18
октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации".
Налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных
дорог признаются предприятия, организации, учреждения,
предприниматели, являющиеся юридическими лицами, по
законодательству Российской Федерации по месту своего нахождения,
а также местонахождению филиалов и других аналогичных
подразделений предприятий, организаций и учреждений, имеющих
отдельный баланс и расчетный счет.
Согласно статье 9 Федерального закона от 31 июля 1998 г.
N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" признававшиеся до 1 января 1999 г.
самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы
и представительства организаций исполняют обязанности этих
организаций по уплате налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской
Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу на
пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от
реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между
продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате
заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
При исчислении налоговой базы в нее не включаются налог с
продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы, а также экспортные
пошлины.
Банк России и его обособленные подразделения уплачивают налог
от выручки, полученной от реализации услуг.
Ставка налога установлена в размере 1 процента.
Не уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог по
деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате
единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности".
Инструкцией МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 установлен
порядок исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды,
а также утверждены формы налоговых деклараций.
Указанным порядком (пункт 33.1 Инструкции) предусмотрено, что
при определении налоговой базы по налогу на пользователей
автомобильных дорог банки должны учитывать сумму доходов,
предусмотренных в разделе 1 Положения об особенностях определения
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и
другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, за
исключением доходов, предусмотренных пунктами 13 (в части
государственных краткосрочных бескупонных облигаций), 17, 18 и 19
(в части доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам)
указанного Положения, а также сумм восстановленных резервов на
возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.
Вместе с тем, с 1 января 2002 года указанное Положение
утратило силу в связи с вступлением в силу главы 25 Налогового
кодекса Российской Федерации.
МНС России в своем разъяснении в адрес Банка России от
23.10.2002 N 03-2-05/2711/24-АК079 подтвердило свою позицию о
применении Банком России при определении налоговой базы по налогу
на пользователей автомобильных дорог положений пункта 33.1
Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59.
Кроме того, согласно письму МНС России в адрес Банка России от
30.08.2002 N 03-2-05/2183/24-АВ545 не подлежат налогообложению
налогом на пользователей автомобильных дорог обороты по реализации
и выбытию основных средств, доходы от сдачи макулатуры и
вторсырья.
Копии писем МНС России прилагаются <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
Следует учитывать, что доходы, получение которых не связано с
реализацией товаров (работ, услуг), исходя из положений Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не
должны включаться в налоговую базу по налогу на пользователей
автомобильных дорог. В частности, не должны учитываться при
налогообложении суммы возврата излишне выплаченных за прошлые годы
заработной платы, премий, оплаченных командировочных расходов,
излишне начисленной в прошлые годы амортизации, не выплаченные
сотрудникам суммы выплат по договорам возвратного страхования за
прошлые годы.
Таким образом, территориальным учреждениям и организациям
Банка России следует произвести уточненные расчеты сумм налога на
пользователей автомобильных дорог и в случае исчисления и уплаты
налога с суммы доходов, полученных по иным видам деятельности,
обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или о зачете
в счет предстоящих платежей по налогу излишне уплаченных сумм
налога.
Сроки уплаты.
Налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего
квартала размер среднемесячного платежа не более 2 тыс. рублей,
уплату налога производят один раз в квартал в соответствии с
поданными декларациями в пятидневный срок по истечении срока,
установленного для подачи деклараций за первый квартал, полугодие,
девять месяцев, и в десятидневный срок по истечении срока,
установленного для подачи декларации за год.
В остальных случаях уплату налога производят ежемесячно на
основании итогов реализации продукции (работ, услуг) и продажи
товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца.
В связи с изложенным Банк России уплачивает налог ежемесячно.
Налогоплательщик представляет ежеквартально по месту своего
нахождения налоговым органам декларацию суммы налога на
пользователей автомобильных дорог в срок, установленный для
представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности. В
соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 1995
г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением
бюджетных и общественных организаций (объединений) и их
структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской
деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по
реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять
квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по
окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании
года, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
Суммы налога на пользователей автомобильных дорог относятся в
соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к
расходам, связанным с производством и реализацией продукции,
выполненным работам и предоставленным услугам тех периодов, в
которые осуществлялась указанная реализация.
Налог с владельцев транспортных средств
(действует до 1 января 2003 г.)
Налог с владельцев транспортных средств исчисляется и
уплачивается в соответствии с Законом Российской Федерации от 18
октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации".
Согласно Закону Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" налогоплательщиками налога с владельцев
транспортных средств являются предприятия, объединения, учреждения
и организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства, имеющие транспортные средства
(автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные
машины и механизмы на пневмоходу.
Объектом налогообложения являются транспортные средства,
подлежащие регистрации, перерегистрации или техническому осмотру в
органах ГАИ (ГИБДД).
Налоговые ставки установлены в зависимости от вида
транспортного средства с каждой лошадиной силы в рублях и копейках
(пункт 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской
Федерации").
Вместе с тем, согласно пункту 5 указанного Закона увеличение
(уменьшение) ставки налога, указанное в Законе, или полное
освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от
уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской
Федерации.
Определениями Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г.
N 104-О и 107-О установлено, что положения пункта 5 статьи 6
Закона о возможности установления законами субъектов Российской
Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств,
превышающих установленные Законом "О дорожных фондах в Российской
Федерации", не подлежат применению как не соответствующие
Конституции Российской Федерации.
Таким образом, территориальные учреждения и организации Банка
России с даты принятия указанных решений Конституционного Суда
уплачивают налог с владельцев транспортных средств по ставкам,
установленным законодательством субъектов Российской Федерации, но
не превышающим ставки, установленные в пункте 1 статьи 6 Закона
Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных
фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Уплата налога производится ежегодно в сроки, установленные
законами субъектов Российской Федерации.
Банк России, как организация, имеющая в своем составе
обособленные подразделения, должен уплачивать налог с владельцев
транспортных средств по месту нахождения указанных подразделений
по ставкам, действующим на территории их нахождения. При этом
регистрация транспортных средств, принадлежащих Банку России и
переданных им обособленным подразделениям, производится по месту
нахождения указанных подразделений.
Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных
средств установлен Инструкцией МНС России от 4 апреля 2000 г.
N 59. Указанной Инструкцией утверждена и форма налоговой
декларации по налогу.
С 1 января 2003 г. налог на пользователей автомобильных дорог
и налог с владельцев транспортных средств отменяются. Налоговый
кодекс Российской Федерации дополнен главой 28 "Транспортный
налог", которая вступит в силу с 1 января 2003 г.
Транспортный налог (вводится с 1 января 2003 г.)
Транспортный налог устанавливается главой 28 "Транспортный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации и законами
субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на
которых в соответствии с законодательством Российской Федерации
зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом
налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и
воздушные транспортные средства, зарегистрированные в
установленном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Налоговая база определяется в зависимости от видов
транспортных средств либо как мощность двигателя в лошадиных
силах, либо как валовая вместимость в регистровых тоннах, либо как
единица транспортного средства.
Налоговые ставки определены пунктом 1 статьи 361 Кодекса в
зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы в рублях
и копейках. Законами субъектов Российской Федерации ставки налога
могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз.
Уплата налога производится по месту нахождения транспортных
средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов
Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что согласно
пункту 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации местом
нахождения транспортных средств является место их государственной
регистрации.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган в срок,
установленный законами субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным территориальным учреждениям и
организациям Банка России следует руководствоваться для исчисления
и уплаты указанного налога положениями законодательных актов
соответствующих субъектов Российской Федерации после их принятия.
Платежи за пользование природными ресурсами
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации
(Федеральный закон от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ) за пользование
лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной
платы.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании
участками лесного фонда, а арендная плата - при аренде участков
лесного фонда.
Ставки лесных податей устанавливаются по отдельным видам
пользования органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию с территориальными органами управления
лесным фондом. При этом минимальные ставки платы утверждаются
Правительством Российской Федерации. В настоящее время минимальные
ставки платы утверждены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы
за древесину, отпускаемую на корню". Платежи, исчисленные в
пределах минимальных ставок платы, зачисляются в федеральный
бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Лесные подати и
арендная плата сверх указанных выше размеров поступают лесхозам.
Налоговые органы осуществляют контроль за исчислением и уплатой
лесных податей в пределах минимальных ставок (Инструкция
Госналогслужбы России от 19 апреля 1994 г. N 25 "О порядке и
сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню").
Платность пользования объектами животного мира установлена
Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном
мире".
Платежи взимаются в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, при получении соответствующего разрешения
(лицензии) на пользование указанными объектами.
Размеры платы за пользование объектами животного мира
устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в порядке и в пределах, определяемых Правительством
Российской Федерации. Предельные размеры платы за пользование
отдельными объектами животного мира установлены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 1 "О
предельных размерах платы за пользование объектами животного мира,
отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания
без лицензии запрещено".
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г.
N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" взимается плата за негативное
воздействие на окружающую среду. Согласно указанному Закону формы
платы должны быть определены федеральными законами.
Вместе с тем, порядок определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия установлен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа
1992 г. N 632 (в редакции от 14 июня 2001 г. N 463).
Верховным Судом Российской Федерации 28 марта 2002 г. принято
решение N ГКПИ 2002-178 о признании незаконным (недействительным)
указанного Постановления Правительства Российской Федерации. На
упомянутое решение Правительством Российской Федерации была подана
кассационная жалоба.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила, что основания для отмены решения отсутствуют, в связи
с чем определением Верховного Суда Российской Федерации от
04.06.2002 N КАС02-232 решение оставлено без изменения, а
кассационная жалоба без удовлетворения.
Согласно статье 312 Гражданского процессуального кодекса РСФСР
определение суда кассационной инстанции обжалованию не подлежит и
вступает в законную силу с момента его вынесения.
Из изложенного следует, что у Банка России отсутствует
обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей природной
среды в бюджет.
Плата за пользование водными объектами
Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате
за пользование водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999
г., 7 августа, 30 декабря 2001 г.) объектом платы признается
пользование водными объектами с применением сооружений,
технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при
заборе воды из водных объектов (в том числе из подземных
источников), при использовании акватории водных объектов для
организованной рекреации и размещения плавательных средств, при
сбросе сточных вод.
Плательщиками являются организации, осуществляющие пользование
водными объектами.
Указанным выше Законом установлены ставки платы за пользование
водными объектами (по видам пользования).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября
2001 г. N 826 утверждены минимальные и максимальные ставки платы
за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и
экономическим районам.
Конкретные ставки платы устанавливаются законодательными
органами субъектов Российской Федерации.
Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.
Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется
исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы.
Сроки уплаты.
Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного
периода производится не позднее 20 календарных дней после
истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан
представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую
декларацию.
Отчетный период устанавливается:
- для плательщиков, использующих акваторию водного объекта, -
каждый календарный квартал;
- для остальных плательщиков - каждый календарный месяц.
Инструкцией Госналогслужбы России от 12 августа 1998 г. N 46
установлен порядок исчисления и внесения платы за пользование
водными объектами.
Приказом МНС России от 15 февраля 2002 г. N БГ-3-21/71
утверждена форма декларации по указанной плате.
Налог на операции с ценными бумагами
Банк России является плательщиком налога на операции с ценными
бумагами.
Объектом налогообложения в соответствии с Законом Российской
Федерации от 12 декабря 1991 г. N 2023-1 "О налоге на операции с
ценными бумагами" (в редакции Федерального закона от 30.05.2001
N 69-ФЗ) является номинальная сумма выпуска ценных бумаг,
заявленная эмитентом.
Ставка налога составляет 0,8 процента номинальной суммы
выпуска.
Согласно статье 2 указанного Закона не подлежит
налогообложению номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых
Банком России в целях реализации денежно - кредитной политики в
соответствии с действующим законодательством.
Государственная пошлина
Государственная пошлина уплачивается Банком России в
соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г.
N 2005-1 "О государственной пошлине" (в редакции Федерального
закона от 31.12.1995 N 226-ФЗ) за совершение юридически значимых
действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или
должностными лицами.
Объекты взимания государственной пошлины установлены статьей 3
указанного выше Закона.
Размеры государственной пошлины установлены статьей 4 того же
Закона.
Согласно статье 5 названного Закона от уплаты государственной
пошлины освобождаются:
- по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, -
налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и
экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков,
- по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, а также
по делам особого производства;
- по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, - налоговые,
финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному
контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о
взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в
бюджет и возврате их из соответствующего бюджета, за исключением
случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу
которой состоялось решение;
- в органах, совершающих нотариальные действия, - органы
государственной власти, органы местного самоуправления и иные
органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, - за
совершение нотариальных действий в защиту государственных и
общественных интересов;
- за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные
документы юридических лиц, - органы государственной власти, органы
местного самоуправления.
В связи с этим Банк России, как орган валютного контроля,
освобождается от уплаты государственной пошлины при рассмотрении
соответствующих дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах,
а также при совершении нотариальных действий в защиту
государственных интересов в связи с выполнением Банком России его
функций, определенных Федеральным законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", поскольку согласно
Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 19 апреля 2002 г. N 5697/01, а также определению
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г.
N 268-О полномочия Банка России по своей природе относятся к
функциям органа государственной власти.
Таможенные пошлины
Банк России уплачивает таможенные пошлины в соответствии с
Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О
таможенном тарифе" (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27
декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27
мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29 декабря, 30 декабря 2001
г.) при перемещении им товаров через таможенную границу.
При этом от уплаты таможенной пошлины освобождаются валюта
Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемых для
нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации и другие товары,
указанные в статье 35 Закона Российской Федерации "О таможенном
тарифе".
Налог с продаж
Налог с продаж установлен главой 27 "Налог с продаж"
Налогового кодекса Российской Федерации, вводится законами
субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет
ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по
данному налогу.
Объектом налогообложения признаются операции по реализации
физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта
Российской Федерации за наличный расчет, а также с использованием
расчетных или кредитных банковских карт.
Статьей 350 Кодекса определены операции, не подлежащие
налогообложению налогом с продаж.
Налоговая база определяется как стоимость реализованных
товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен с
учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных
товаров) без включения в нее налога.
Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской
Федерации в размере не выше 5 процентов.
Сумма налога включается в цену товара (работы, услуги),
предъявляемую к оплате покупателю.
Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по
реализации товаров (работ, услуг).
Организация, осуществляющая операции по реализации товаров
(работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся
вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на
территории того субъекта Российской Федерации, в котором
осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг),
исходя из стоимости реализованных через это обособленное
подразделение товаров (работ, услуг).
Статьей 3 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что
с введением в действие на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации налога с продаж не взимаются налоги,
предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20, а также
подпунктами "г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с",
"т", "у", "ф", "х", "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в
частности:
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- налог на строительство объектов производственного назначения
в курортной зоне;
- сбор за право торговли;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров;
- лицензионный сбор за право торговли винно - водочными
изделиями;
- сбор за парковку автотранспорта;
- сбор за уборку территорий населенных пунктов.
В письме МНС России от 29 апреля 2002 г. N ВГ-6-03/638@
изложен порядок исчисления и уплаты налога с продаж.
Сумма налога с продаж включается в цену товара (работы,
услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику,
отправителю).
Таким образом, при реализации путевок физическим лицам в
оздоровительные учреждения Банка России за наличный расчет
стоимость путевки должна быть увеличена на сумму налога с продаж.
Вместе с тем, при приобретении Банком России (юридическим
лицом) путевок в санаторно - курортные учреждения для сотрудников
банка и членов их семей частично за счет средств Фонда социального
страхования Российской Федерации (оплата в безналичном порядке),
объекта налогообложения налогом с продаж не возникает, и,
следовательно, в цену путевок налог с продаж не включается.
Поскольку в цену путевки, оплата которой произведена
юридическим лицом по безналичному расчету, налог с продаж не
включен, то восстановление расходов на приобретение путевки
независимо от того, в какой форме оно осуществляется (за счет
средств обязательного социального страхования или оплачивается
работником банка), также осуществляется без налога с продаж.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 ноября
2001 г. N 148-ФЗ глава 27 Налогового кодекса утрачивает силу с 1
января 2004 года.
Единый налог на вмененный доход для определенных
видов деятельности
Единый налог на вмененный доход для определенных видов
деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности" (с изменениями и дополнениями от 31 марта, 13 июля
1999 г., 31 декабря 2001 г., 24 июля 2002 г.) и обязателен к
уплате на территориях соответствующих субъектов Российской
Федерации.
Нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются:
- сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня,
установленного статьей 3 указанного выше Закона;
- размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета
сумм единого налога;
- налоговые льготы;
- порядок и сроки уплаты единого налога;
- иные особенности взимания единого налога в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Со дня введения единого налога на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не
взимаются налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", за исключением:
- государственной пошлины;
- таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- налога с владельцев транспортных средств;
- земельного налога;
- удержанных сумм налога на доходы физических лиц, а также
налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в
Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами
Российской Федерации о налогах установлена обязанность по
удержанию налога у источника выплат.
Плательщиками являются юридические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в сферах, перечень которых
установлен статьей 3 названного выше Закона, в частности:
- оказание бытовых услуг физическим лицам;
- оказание физическим лицам парикмахерских услуг, медицинских,
косметологических услуг;
- общественное питание (с численностью работающих до 50
человек);
- розничная торговля, осуществляемая через магазины с
численностью работающих до 30 человек;
- оказание автотранспортных услуг организациями с численностью
работников до 100 человек.
Объектом налогообложения при применении единого налога
является вмененный доход на очередной календарный месяц.
Налоговый период установлен в один квартал.
Формы отчетности устанавливаются нормативными (правовыми)
актами органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Учет расходов и доходов ведется раздельно по каждому виду
деятельности.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов
вмененного дохода.
Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения
базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на
результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих
(понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формулы
расчета единого налога на вмененный доход устанавливаются
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уплата единого налога производится ежемесячно путем
осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы
единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового
платежа устанавливаются нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Не позднее трех дней со дня уплаты единого налога
налогоплательщику выдается свидетельство об уплате единого налога.
На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство.
Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик
произвел уплату единого налога.
Принятый законодательными (представительными) органами
субъекта Российской Федерации нормативный правовой акт о введении
единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем
за один месяц до начала очередного налогового.
С 1 января 2003 г. вступает в действие глава 26.3 "Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской
Федерации. Указанной главой установлены основные элементы
налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных
видов деятельности.
Сбор на нужды образовательных учреждений,
взимаемый с юридических лиц
Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 20 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" суммы сбора на нужды
образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц,
зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской
Федерации и используются целевым назначением на дополнительное
финансирование образовательных учреждений.
Сбор устанавливается законодательными актами субъектов
Российской Федерации. Сбор уплачивается в размере одного процента
от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и
организаций. Обособленные подразделения Банка России исчисляют
указанный сбор самостоятельно исходя из годового фонда заработной
платы соответствующего подразделения.
Сбор не уплачивается в субъектах Российской Федерации, на
территории которых установлен налог с продаж.
Местные налоги и сборы
При уплате местных налогов и сборов следует руководствоваться
положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а
также письмом Минфина России, Госналогслужбы России и Комиссии
Совета Республик Верховного Совета Российской Федерации по
бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 г. N 4-5-20,
ИЛ-6-04/176, 5-1/693 "Официальные материалы по местным налогам и
сборам" (с изменениями) с учетом следующего.
Земельный налог
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11 октября
1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы являются:
земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Статьей 12 указанного Закона установлены льготы по земельному
налогу как для отдельных категорий плательщиков, так и в отношении
отдельных категорий земли.
К категориям земель, в отношении которых не взимается налог,
отнесены, в частности, земли, предоставленные для обеспечения
деятельности органов государственной власти и управления.
Поскольку полномочия Банка России по своей правовой природе
относятся к функциям органов государственной власти согласно
Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 19 апреля 2002 г. N 5697/01, налог на землю в
отношении участков земли, предоставленных для обеспечения
деятельности Банка России (его территориальных учреждений и
организаций), уплачиваться не должен.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено
освобождение от представления в налоговые органы расчетов по
земельному налогу и налоговой декларации при наличии права на
льготу по указанному налогу. Начисленные ранее санкции за
непредставление деклараций по земельному налогу в соответствии со
статьей 119 Кодекса подлежат взысканию в судебном порядке. При
этом, учитывая то, что исчисление штрафных санкций,
предусмотренных статьей 119 Кодекса, производится пропорционально
сумме неуплаченного налога, суммы штрафных санкций должны быть
признаны необоснованными и подлежащими сложению в связи с тем, что
сумма неуплаченного налога равна нулю. Указанной нормой следует
руководствоваться при обосновании позиции Банка России в суде.
Следует иметь в виду, что при передаче в аренду зданий и
сооружений участки земли, занятые указанными зданиями и
сооружениями, переходят в пользование арендаторам, в связи с чем
как землепользователи они становятся плательщиками земельного
налога, обязаны исчислять и уплачивать налог и представлять
налоговые декларации.
Сбор за право торговли
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" сбор за право торговли устанавливается нормативными
актами органов местного самоуправления и уплачивается путем
приобретения разового талона или временного патента (при
осуществлении торговой деятельности).
Целевые сборы на содержание милиции,
на благоустройство территорий, на нужды образования
и другие цели
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" ставка сборов в год не может
превышать размера 3 процентов от годового фонда заработной платы,
рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 2000 г. N 82-ФЗ
"О минимальном размере оплаты труда" исчисление налогов, сборов,
штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с
законодательством Российской Федерации в зависимости от
минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001
года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
В случае, если нормативными актами органов местного
самоуправления установлены более высокие ставки целевых сборов
либо облагаемая база для исчисления указанных сборов определяется
исходя не из минимальной месячной оплаты труда, а исходя из
фактических расходов организации на оплату труда, что приводит к
превышению указанного выше ограничения, обособленным
подразделениям Банка России следует уплатить сборы в соответствии
с положениями принятых нормативных актов и обратиться с иском в
суд о признании их недействительными и о возврате излишне
уплаченных сумм сборов (уведомив предварительно Банк России о
своих действиях).
Налог на рекламу
Согласно подпункту "з" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" налог уплачивают юридические и
физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не
превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе.
Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" ставка не превышает 10 процентов
суммы сделки.
Лицензионный сбор за право торговли
винно - водочными изделиями
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" юридические лица, реализующие
винно - водочные изделия населению, вносят сбор в размере 50
установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в
год.
Сбор за парковку автотранспорта
Согласно подпункту "о" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" юридические лица вносят сбор за
парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей
местах в размерах, устанавливаемых представительными органами
местного самоуправления.
Сбор за уборку территорий населенных пунктов
Согласно подпункту "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" размер сбора устанавливается
представительными органами местного самоуправления.
Кроме названных налогов и сборов Банк России уплачивает
лицензионные сборы при получении соответствующих лицензий
(разрешений) на осуществление лицензируемых видов деятельности,
определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 8
августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
Исчисление и уплата налогов и сборов Банком России и его
обособленными подразделениями должно производиться с начала 2002
года, а не с даты постановки на учет в налоговых органах в
качестве налогоплательщика.
Следует иметь в виду, что входящие в систему Банка России
организации, являющиеся юридическими лицами, согласно положениям
статьи 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов. В связи
с чем такие организации должны определять свою учетную политику
для целей налогообложения, вести налоговый учет, исчислять и
уплачивать налоги и сборы, установленные в соответствии с
законодательством о налогах и сборах, представлять налоговые
декларации и отчетность в налоговые органы.
При внесении изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах Банк России направит
дополнительную информацию территориальным учреждениям и
организациям Банка России.
Территориальным учреждениям и организациям необходимо
осуществлять мониторинг законодательства субъектов Российской
Федерации и нормативных правовых актов органов местного
самоуправления о налогах и сборах и при внесении изменений и
дополнений представлять указанные законодательные и нормативные и
правовые акты в Налоговое управление Финансового департамента
Банка России.
Заместитель Председателя
Г.И.ЛУНТОВСКИЙ
|