Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 20.11.2002 N 3326-III ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 148067-3 "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 20 ноября 2002 г. N 3326-III ГД
   
                О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 148067-3
                     "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять   в   первом  чтении  проект   Федерального  закона
   N  148067-3 "О противодействии  коррупции",  внесенный  депутатами
   Государственной  Думы  А.Г.  Баскаевым,  А.А.  Аслахановым,   А.И.
   Александровым,    П.Т.   Бурдуковым,   Н.М.   Безбородовым,   В.Н.
   Басыгысовым,  В.И.  Волковским,  В.П.  Воротниковым, А.И. Гуровым,
   В.В.  Гальченко,  В.Д.  Гребенюком, В.Ф. Дорогиным, В.И. Илюхиным,
   В.Д.  Катальниковым,  Н.Д.   Ковалевым,   А.С.   Куликовым,   А.Д.
   Куликовым,  Г.К.  Леонтьевым,  О.В.  Морозовым, Н.А. Овчинниковым,
   Г.И. Райковым.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Конституционный Суд  Российской  Федерации,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в Комитет  Государственной  Думы  по  безопасности  в
   месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету Государственной Думы  по  безопасности  доработать
   указанный  законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
   на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
                                                           N 148067-3
   
                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                    А.Г. БАСКАЕВЫМ, А.А. АСЛАХАНОВЫМ,
                                 А.И. АЛЕКСАНДРОВЫМ, П.Т. БУРДУКОВЫМ,
                                 Н.М. БЕЗБОРОДОВЫМ, В.Н. БАСЫГЫСОВЫМ,
                                  В.И. ВОЛКОВСКИМ, В.П. ВОРОТНИКОВЫМ,
                                        А.И. ГУРОВЫМ, В.В. ГАЛЬЧЕНКО,
                                     В.Д. ГРЕБЕНЮКОМ, В.Ф. ДОРОГИНЫМ,
                                   В.И. ИЛЮХИНЫМ, В.Д. КАТАЛЬНИКОВЫМ,
                                      Н.Д. КОВАЛЕВЫМ, А.С. КУЛИКОВЫМ,
                                     А.Д. КУЛИКОВЫМ, Г.К. ЛЕОНТЬЕВЫМ,
                                   О.В. МОРОЗОВЫМ, Н.А. ОВЧИННИКОВЫМ,
                                                        Г.И. РАЙКОВЫМ
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
                      О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
   
       Настоящий Федеральный  закон направлен на защиту прав и свобод
   человека  и  гражданина,  общественных   интересов,   безопасности
   государства путем создания условий для предупреждения, выявления и
   пресечения коррупционных правонарушений и  проступков,  устранения
   их последствий и наказания виновных на основе:
       консолидации правовых средств, направленных против коррупции;
       обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы
   органов  государственной  власти,  законности  и  гласности  такой
   деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
       совершенствования кадровой   работы   и   процедуры   принятия
   решений,   обеспечивающих   защиту   прав   и  законных  интересов
   физических и юридических лиц;
       обеспечения неотвратимости   юридической   ответственности  за
   совершенное коррупционное правонарушение (проступок).
   
                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1.   Основные   понятия,   используемые   в   настоящем
   Федеральном законе
   
       Коррупционное правонарушение  -  установленное  решением  суда
   существенное  виновное  нарушение  лицом,  указанным  в  статье  2
   настоящего  Федерального  закона,  существующего  порядка  несения
   службы  и  исполнения  своих  служебных  обязанностей,   а   равно
   невыполнение  им  запретов  и правил,  установленных для этих лиц,
   если такое нарушение содержит  признаки  коррупции  и  за  него  в
   соответствии    с    законодательством    установлена   уголовная,
   административная, гражданско - правовая ответственность.
       Коррупционный проступок  - установленное проведенной служебной
   проверкой действие  (бездействие)  лица,  указанного  в  статье  2
   настоящего    Федерального   закона,   не   содержащее   признаков
   преступления или административно наказуемого  деяния,  если  такое
   действие  (бездействие)  содержит  признаки  коррупции и за него в
   соответствии  с   законодательством   установлена   дисциплинарная
   ответственность.
       Коррупционные отношения - поиск,  установление  и  поддержание
   противоправных  отношений  между  указанными в статье 2 настоящего
   Федерального  закона   субъектами   коррупционных   правонарушений
   (проступков)  и  иными лицами (физическими и юридическими) с целью
   достижения   каждой   из   сторон   своих    личных,    групповых,
   корпоративных, корыстных целей.
       Пассивный подкуп - прямое или косвенное испрашивание указанным
   в  статье 2 настоящего Федерального закона субъектом коррупционных
   правонарушений (проступков),  а равно получение им дополнительных,
   не предусмотренных  законом материальных  (нематериальных)  благ и
   преимуществ, услуг путем использования своих служебных полномочий,
   связанных  с ним авторитета или возможностей,  в интересах третьих
   лиц.
       Активный подкуп  -  действия  физических  лиц,  выступающих  в
   личном качестве либо от имени и по  поручению  юридического  лица,
   направленные   на   достижение   своих   личных,   групповых  либо
   корпоративных   интересов   путем   предложения,   обещания    или
   предоставления     не предусмотренных     законом     материальных
   (нематериальных) благ и преимуществ как непосредственно  субъектам
   коррупционных  правонарушений  (проступков),  указанным в статье 2
   настоящего Федерального закона,  так и иным лицам,  выступающим  в
   качестве посредников.
       Субъекты коррупционных  правонарушений  (проступков)  -  лица,
   указанные  в статье 2 настоящего Федерального закона, и иные лица,
   которые заинтересованы в  возникновении  коррупционных  отношений,
   вина  которых  установлена  и  доказана  на  основании проведенной
   служебной проверки либо решением суда,  а также заинтересованные в
   возникновении коррупционных отношений организации.
       Члены семьи - под членами семьи в настоящем Федеральном законе
   понимаются   супруги,   близкие   родственники   (родители,  дети,
   усыновители,  усыновленные,  родные братья  и  сестры,  дедушки  и
   бабушки,   внуки)   лица,   указанного   в   статье  2  настоящего
   Федерального  закона,  а  также  свойственники  (родители,   дети,
   усыновители,  усыновленные,  родные  братья  и  сестры,  дедушки и
   бабушки,  внуки супругов), совместно с ним проживающие и ведущие с
   ним общее хозяйство.
       Коррупционный акт - достижение  согласия  между  указанными  в
   статье  2  настоящего Федерального закона субъектами коррупционных
   правонарушений (проступков) по поводу установления  и  поддержания
   коррупционных   отношений,   а   также   принятый  на  его  основе
   нормативный (ненормативный) акт,  решение  органа  государственной
   власти   (органа  местного  самоуправления),  включая  судебное  и
   административное решение.
       Коррупция -  правонарушение, совершенное  путем  активного или
   пассивного подкупа,  равно вступление  в  коррупционные  отношения
   указанных  в  статье  2  настоящего  Федерального закона субъектов
   коррупционных правонарушений (проступков) и иных лиц (физических и
   юридических)  с  целью  достижения  каждой из сторон своих личных,
   групповых, корпоративных, корыстных целей.
   
       Статья 2. Субъекты коррупционных правонарушений (проступков)
   
       1. За  совершение  коррупционных  правонарушений  (проступков)
   несут ответственность:
       1) все лица,  занимающие государственные должности  Российской
   Федерации,  указанные в Сводном перечне государственных должностей
   Российской Федерации;
       2) лица,  состоящие на государственных должностях и занимающие
   высшую,  главную,  ведущую или старшую должности в соответствии  с
   установленным   Перечнем  государственных  должностей  федеральной
   государственной службы;
       3) лица,  занимающие  высшую,  главную,  ведущую  или  старшую
   должности  в  соответствии  с  перечнями  и  реестрами  должностей
   государственной службы субъектов Российской Федерации;
       4) лица,   занимающие   должности,   предусмотренные   уставом
   муниципального образования;
       5) служащие  Центрального  банка  Российской  Федерации,   его
   учреждений    и    представительств,   а   равно   государственных
   внебюджетных и пенсионных фондов;
       6) должностные   лица   органов   государственных  контроля  и
   надзора;
       7) должностные   лица   и   иные  служащие  межгосударственных
   органов,  если  в   соответствии   с   международными   договорами
   Российской    Федерации    на    них    распространяется    статус
   государственных служащих;
       8) должностные    лица   и   иные   сотрудники   международных
   организаций из числа граждан Российской Федерации;
       9) лица,  не  включенные в Перечень государственных должностей
   федеральной государственной службы,  имеющие специальные, воинские
   звания  и  классные  чины и выполняющие свои функции в Вооруженных
   Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях
   и органах;
       10) мировые судьи;
       11) лица,  исполняющие  обязанности  арбитражных  и  присяжных
   заседателей.
       2. К   иным  лицам,  приравненным  к  субъектам  коррупционных
   правонарушений (проступков), указанным в части 1 настоящей статьи,
   относятся:
       1) представители Российской  Федерации  в  органах  управления
   открытых акционерных обществ,  в отношении которых принято решение
   об  использовании  специального  права   на   участие   Российской
   Федерации в управлении указанными обществами ("золотой акции"),  и
   в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены
   в федеральной собственности;
       2) руководители коммерческих и некоммерческих  организаций  (в
   том   числе   политических  партий  и  общественных  объединений),
   выполняющие управленческие функции;
       3) арбитражные управляющие;
       4) аудиторы;
       5) профессиональные оценщики;
       6) нотариусы;
       7) адвокаты;
       8) эксперты,   допущенные   к   проведению    экспертизы    по
   гражданским, уголовным и иным делам;
       9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве
   кандидатов   в  законодательные  и  исполнительные  органы  власти
   Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы
   местного самоуправления;
       10) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за
   деятельностью  сотрудников кредитных учреждений,  профессиональных
   участников рынка ценных бумаг,  а также иных  лиц,  осуществляющих
   деятельность на рынке финансовых услуг.
   
       Статья 3.    Правовое    регулирование   отношений   в   сфере
   противодействия коррупции
   
       1. Правовое регулирование отношений  в  сфере  противодействия
   коррупции  осуществляется в соответствии с Конституцией Российской
   Федерации,  настоящим Федеральным  законом,  другими  федеральными
   законами,   законами   субъектов   Российской   Федерации,   иными
   нормативными    правовыми    актами,    предусматривающими    меры
   предупреждения коррупции,  пресечения коррупционных правонарушений
   (проступков) и ответственность за них.
       2. Уголовная,   административная   и   гражданско  -  правовая
   ответственность за  коррупционные  правонарушения  устанавливается
   соответствующими кодексами.
   
       Статья 4.  Сфера  применения  настоящего Федерального закона и
   международное сотрудничество в области противодействия коррупции
   
       1. Настоящий Федеральный закон применяется на всей  территории
   Российской  Федерации,  а  за  ее  пределами  -  в  соответствии с
   международными договорами Российской Федерации.
       2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения
   безопасности  личности,  общества  и   государства,   осуществляет
   уголовное   преследование   на   своей   территории  лиц  (включая
   иностранных  граждан  и  лиц  без   гражданства),   причастных   к
   совершению преступлений,  связанных с коррупцией,  в том числе и в
   случаях,  когда они совершались вне пределов территории Российской
   Федерации,   а  также  в  иных  случаях,  если  это  предусмотрено
   международными договорами.
       3. Российская   Федерация   в  соответствии  с  международными
   договорами Российской Федерации,  а также на  условиях  взаимности
   сотрудничает  в  сфере  противодействия  коррупции  с иностранными
   государствами,  их  правоохранительными   органами,   специальными
   службами, судами и международными организациями.
       4. Законодательством о статусе отдельных категорий должностных
   лиц,  о  прохождении  службы разными категориями государственных и
   муниципальных  служащих,  а  также  об  иных  возможных  субъектах
   коррупционных правонарушений (проступков)  могут устанавливаться и
   другие,  помимо  изложенных  в   настоящем   Федеральном   законе,
   ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции, а
   также юридическая ответственность за их нарушения.
       5. Органы    государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации имеют право в пределах своих полномочий принимать законы
   и иные нормативные правовые акты,  направленные на противодействие
   коррупции,  не противоречащие  Конституции  Российской  Федерации,
   настоящему   Федеральному   закону  и  иным  федеральным  законам,
   международным договорам Российской Федерации.
   
                   Глава 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
   
       Статья 5. Основные принципы противодействия коррупции
   
       Основными принципами противодействия коррупции являются:
       приоритет мер  предупреждения  коррупции  и нравственных начал
   борьбы с коррупцией;
       партнерство субъектов    формирования    и    реализации   мер
   противодействия коррупции;
       поддержание оптимальной     численности     лиц,    замещающих
   государственные должности,  и лиц,  состоящих на государственной и
   муниципальной службах;
       признание повышенной  общественной   опасности   коррупционных
   правонарушений     (проступков)    лиц,   замещающих    должности,
   предусмотренные Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
   конституционными  законами,  федеральными законами,  конституциями
   или уставами субъектов Российской Федерации;
       недопустимость установления  привилегий  и преимуществ,  кроме
   предусмотренных законами и  международными  договорами  Российской
   Федерации,  ограничивающих ответственность или усложняющих порядок
   привлечения  к  ответственности  лиц,  замещающих  государственные
   должности,   должности  государственной,  муниципальной  или  иной
   службы, совершивших коррупционные правонарушения (проступки);
       установление специальных  процедур  при  выработке  и принятии
   решений должностными лицами;
       дебюрократизация экономики   путем   установления  партнерских
   отношений между государственным и частным  секторами,  исключающих
   государственное вмешательство в частно - правовые отношения, в том
   числе    постепенный    переход    от    разрешительной    системы
   государственной регистрации в сфере экономики к уведомительной;
       неотвратимость юридической  ответственности   за   совершенные
   коррупционные правонарушения (проступки).
   
       Статья 6. Меры по противодействию коррупции
   
       Противодействие коррупции   осуществляется   путем  применения
   следующих основных мер:
       антикоррупционное образование и воспитание;
       антикоррупционная экспертиза правовых актов;
       мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
       принятие в   установленном   законом    порядке    специальных
   требований   к  лицам,  претендующим  на  занятие  государственных
   должностей, а также должностей государственной службы;
       установление законодательных  запретов  для  должностных  лиц,
   указанных в статье 2 настоящего  Федерального  закона,  прямо  или
   косвенно  вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих
   организаций либо участвовать в их управлении,  включая и запрет на
   определенный   период  на  занятие  должностей  в  коммерческих  и
   некоммерческих организациях,  чья деятельность прямо или  косвенно
   была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
       поощрение лиц,  указанных в статье 2  настоящего  Федерального
   закона,  за  длительное и безупречное исполнение своих полномочий,
   честность и  неподкупность,  в  том  числе  при  решении  вопросов
   представления   к   государственным  наградам,  почетным  званиям,
   воинским и специальным  званиям,  классным  чинам  и  иным  знакам
   отличия;
       развитие института общественного и парламентского контроля  за
   соблюдением антикоррупционного законодательства,  в том числе и на
   основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся
   в   распоряжении   соответствующих  общественных  и  парламентских
   комиссий (советов);
       создание механизма  взаимодействия  между  правоохранительными
   органами  и  соответствующими   общественными   и   парламентскими
   комиссиями  (советами)  по  вопросам  противодействия  коррупции с
   учетом невмешательства этих комиссий  (советов)  в  исключительную
   компетенцию правоохранительных органов;
       формирование законодательной процедуры  независимой  оценки  и
   расследования  фактов и материалов о коррупционных правонарушениях
   (проступках) в  случае  конфликта  интересов  между  компетентными
   органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;
       регламентация порядка работы государственных  и  муниципальных
   органов,   органов   местного   самоуправления   и  организаций  с
   физическими и юридическими лицами.
   
       Статья 7. Правонарушения, создающие условия для коррупции
   
       1. Запрещаются следующие  деяния  лиц,  указанных  в  части  1
   статьи 2 настоящего Федерального закона:
       1) использование своего статуса,  а также  основанных  на  нем
   авторитета  и возможностей для вмешательства в деятельность других
   государственных и негосударственных органов,  если это не входит в
   круг    полномочий    указанных    лиц    и    не    предусмотрено
   законодательством;
       2) не  предусмотренное  законодательством использование своего
   статуса при решении вопросов, затрагивающих интересы указанных лиц
   либо интересы членов их семьи;
       3) оказание   не   предусмотренного   законодательством    или
   необоснованного  предпочтения физическим или юридическим лицам при
   подготовке и принятии решений;
       4) участие  в  качестве  поверенных или представителей третьих
   лиц по делам органа,  в котором лица, указанные в части 1 статьи 2
   настоящего Федерального закона,  состоят на службе,  либо по делам
   органов,  подчиненных указанным  лицам,  либо  по  делам  органов,
   деятельность которых указанные лица контролируют;
       5) использование в личных или групповых интересах служебной  и
   иной   информации,   полученной   при  выполнении  государственных
   полномочий,   если   данная   информация    в    соответствии    с
   законодательством не подлежит разглашению, распространению;
       6) нарушение  установленного  законами  и  иными  нормативными
   правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб,
   обращений физических и юридических лиц,  а также  порядка  решения
   иных вопросов,  находящихся в компетенции лиц, указанных в части 1
   статьи 2;
       7) необоснованный  отказ  физическим  и  юридическим  лицам  в
   информации,  предоставление  которой  предусмотрено   федеральными
   законами  и иными нормативными правовыми актами,  а также передача
   недостоверной  или  неполной  информации   либо   затягивание   ее
   представления;
       8) требование от  физических  и  юридических  лиц  информации,
   предоставление  которой  этими  лицами не предусмотрено законами и
   иными нормативными правовыми актами;
       9) не      предусмотренная      законодательством     передача
   государственных  или  муниципальных  финансовых   и   материальных
   ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов,  политических
   партий и избирательных блоков;
       10) нецелевое  использование  (выделение)  бюджетных  средств,
   внебюджетных  государственных  фондов,  а   также   незаконная   и
   необоснованная    передача    государственных    и   муниципальных
   материальных и финансовых ресурсов;
       11) незаконное   или   необоснованное   создание   препятствий
   физическим и юридическим лицам в реализации  их  прав  и  законных
   интересов;
       12) не   предусмотренное    законодательством    принятие    в
   избирательные фонды отдельными кандидатами, политическими партиями
   и  избирательными  блоками   государственных   или   муниципальных
   финансовых и материальных ресурсов.
   
       Статья 8.     Субъекты,    осуществляющие    мероприятия    по
   противодействию коррупции
   
       1. Российская  Федерация  в  сфере  противодействия  коррупции
   осуществляет:
       проведение на  всей  территории  Российской  Федерации  единой
   государственной политики по противодействию коррупции;
       разработку и   принятие   нормативно   -    правовых    актов,
   направленных на противодействие коррупции;
       определение порядка назначения  на  государственные  должности
   Российской   Федерации  и  осуществления  контроля  за  надлежащим
   исполнением своих обязанностей лицами, замещающими эти должности;
       организацию государственного   антикоррупционного  мониторинга
   законодательства,   коррупционных   правонарушений   и   факторов,
   способствующих   их  совершению,  а  также  мер,  направленных  на
   противодействие коррупции;
       формирование, утверждение  и  реализация  федеральных  целевых
   программ, направленных на противодействие коррупции;
       разработку примерных  типовых правил,  нормативов и требований
   выполнения  своих  функций  лицами,  занимающими   государственные
   должности, и государственными служащими.
       2. Президент  Российской  Федерации  в   ежегодных   посланиях
   Федеральному  Собранию  Российской  Федерации  определяет основные
   направления государственной политики по противодействию коррупции.
       В целях  разработки  и  формирования  мер  по  противодействию
   коррупции    при   Президенте   Российской   Федерации   создается
   Национальный  Совет  по противодействию коррупции,  формируемый из
   руководителей органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов
   федеральной  службы  безопасности  и внешней разведки,  таможенных
   органов, федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов,
   Счетной  палаты  Российской  Федерации,  а также из представителей
   Совета Федерации  и  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
   Российской Федерации и общественных организаций.
       В компетенцию   Национального   Совета   по    противодействию
   коррупции входят вопросы:
       анализа и   подготовки    заключений    о    совершенствовании
   действующего  законодательства,  содержащего положения,  создающие
   условия для коррупции;
       взаимодействия с  федеральными  органами исполнительной власти
   по  обеспечению  надлежащего  государственного  антикоррупционного
   мониторинга   законодательства,   коррупционных  правонарушений  и
   факторов, способствующих их совершению, а также принимаемых мер по
   противодействию коррупции;
       подготовки не реже одного раза в полугодие обобщенных  справок
   и  докладов Президенту Российской Федерации о принимаемых мерах по
   совершенствованию  и  исполнению  законодательства,  направленного
   против коррупции;
       иные вопросы,  возложенные на него  в  соответствии  с  указом
   Президента Российской Федерации.
       Положение о Национальном Совете по  противодействию  коррупции
   утверждается Президентом Российской Федерации.
       3. Федеральное  Собрание  Российской  Федерации   осуществляет
   антикоррупционную   политику   Российской   Федерации  посредством
   принятия  законов  и  иных   правовых   актов,   направленных   на
   противодействие коррупции, проведения антикоррупционной экспертизы
   принимаемых правовых актов,  а также изучения,  анализа, обобщения
   материалов  о  коррупции  и  мерах  противодействия  коррупционным
   правонарушениям (проступкам).
       В Совете   Федерации   и   Государственной  Думе  Федерального
   Собрания Российской Федерации в соответствии с регламентами  могут
   создаваться комиссии по противодействию коррупции.
       4. Правительство    Российской     Федерации     разрабатывает
   федеральные  целевые  программы  по  противодействию  коррупции  и
   обеспечивает их выполнение,  заключает  международные  договоры  в
   сфере   антикоррупционной   политики   и  обеспечивает  выполнение
   принятых по ним обязательств.
       5. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает реализацию
   мер   по    противодействию    коррупции    путем    осуществления
   государственного   финансового  контроля  за  исполнением  бюджета
   Российской Федерации, координации деятельности контрольных органов
   на территории Российской Федерации.
       6. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
   федеральном    округе    анализирует    эффективность    мер    по
   противодействию коррупции,  координирует деятельность  федеральных
   органов  исполнительной  власти  по  их  реализации  и  организует
   взаимодействие  с  органами   государственной   власти   субъектов
   Российской    Федерации,    органами    местного   самоуправления,
   общественными  объединениями,  а  также  контролирует   исполнение
   настоящего  Закона  и  реализацию  федеральных целевых программ по
   противодействию коррупции в пределах федерального округа.
       7. Органы    государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями и
   на  основе  федерального  законодательства обеспечивают выполнение
   федеральных  целевых  программ   по   противодействию   коррупции,
   принимают  законы  и  иные  нормативные  правовые акты по вопросам
   предупреждения коррупции (в  том  числе  специальные  региональные
   программы),   осуществляют   меры   по   пресечению  коррупционных
   правонарушений,   за   которые    законодательством    установлена
   административная ответственность, и коррупционных проступков.
       8. Органы местного самоуправления  в  соответствии  со  своими
   полномочиями  на  основе  федерального  законодательства и законов
   субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые  акты
   по  предупреждению коррупции,  обеспечивают реализацию программ по
   противодействию  коррупции,  осуществляют   меры   по   пресечению
   дисциплинарных      коррупционных     проступков,     обеспечивают
   непосредственное участие граждан и их объединений,  коммерческих и
   некоммерческих  организаций  в  формировании  и  реализации мер по
   предупреждению коррупции.
       9. Партии,    общественно    -    политические    объединения,
   коммерческие и иные организации,  не  являющиеся  государственными
   органами,  органами  местного самоуправления и их учреждениями,  в
   соответствии с  федеральным  законодательством,  законодательством
   субъекта   Российской   Федерации,   учредительными   документами,
   договорами,  в том  числе  трудовыми  соглашениями  (контрактами),
   заключенными  со  своими работниками,  обеспечивают предупреждение
   коррупции и пресечение коррупционных правонарушений (проступков).
       Организации, указанные  в  части  первой  пункта  9  настоящей
   статьи,  вправе направлять запросы иным  субъектам, осуществляющим
   меры  по  противодействию  коррупции,  на  получение  информации о
   фактах коррупционных правонарушений (проступков) и  распространять
   полученную информацию любыми законными способами.
       10. Граждане и организации  (независимо  от  организационно  -
   правовых форм) имеют право защищать свои права, а также права иных
   лиц  в   порядке,   установленном   законодательством   Российской
   Федерации.
       Общественные саморегулируемые организации, иные некоммерческие
   организации, а также граждане вправе:
       обращаться в органы прокуратуры с просьбами  принести  протест
   на принятый в результате коррупционного правонарушения (проступка)
   нормативный (ненормативный) акт;
       обращаться в  суд  в  защиту своих прав,  в том числе в защиту
   прав неопределенного круга лиц;
       знать о   мерах,   принимаемых  уполномоченными  органами,  по
   противодействию коррупционным правонарушениям (проступкам);
       получать доступ к документам, материалам и иной информации (за
   исключением  секретных  материалов  и   информации   ограниченного
   доступа) и знакомиться с ними в случаях,  когда они легли в основу
   принятия коррупционных актов и решений.
       11. В  целях  разработки и формирования мер по противодействию
   коррупции,   а    также    рассмотрения    фактов    коррупционных
   правонарушений    (проступков)   при   Полномочном   представителе
   Президента  Российской  Федерации  в  федеральном  округе,  органе
   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации,  органе
   местного самоуправления могут  создаваться  советы  (комиссии)  по
   противодействию    коррупции,   формируемые   из   соответствующих
   руководителей  органов  прокуратуры,   органов   внутренних   дел,
   федеральной   службы   безопасности,   других   органов,  а  также
   представителей общественности и депутатов соответствующего уровня.
       Положение о  совете  (комиссии)  по  противодействию коррупции
   утверждается   руководителем   соответствующего    исполнительного
   органа.
       12. Противодействие  коррупции  в  пределах  своих  полномочий
   осуществляют  органы  прокуратуры,  органы внутренних дел,  органы
   федеральной службы безопасности  и  внешней  разведки,  таможенные
   органы,  федеральные органы налоговой полиции,  а также в пределах
   своих полномочий налоговые  органы  и  Счетная  палата  Российской
   Федерации.     В     указанных     органах    могут    учреждаться
   специализированные подразделения по противодействию коррупции.
       Координацию деятельности    правоохранительных    органов   по
   противодействию  коррупции   осуществляют   Генеральный   прокурор
   Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
       13. Должностные  лица  всех  органов  государственной  власти,
   органов  местного самоуправления,  государственных и муниципальных
   организаций в пределах своих  полномочий  обеспечивают  исполнение
   требований    настоящего    Федерального   закона   и   применение
   предусмотренных им мер ответственности  с  привлечением  кадровой,
   контрольной, юридической и других служб.
   
       Статья 9.  Особый  порядок  назначения  лиц,  претендующих  на
   замещение должностей государственной службы.
   
       1. При назначении лиц, претендующих на занятие государственных
   должностей  Российской  Федерации (судьи федеральных судов,  члены
   Правительства, федеральные министры и их заместители, Руководитель
   Администрации  Президента  Российской Федерации и его заместители,
   Секретарь  Совета  Безопасности   Российской   Федерации   и   его
   заместители), учитывается мнение специально созданной Комиссии при
   Президенте Российской Федерации по  предварительному  рассмотрению
   кандидатур   на   занятие  государственных  должностей  Российской
   Федерации.
       Комиссия при     Президенте     Российской     Федерации    по
   предварительному    рассмотрению     кандидатур     на     занятие
   государственных  должностей  Российской  Федерации  формируется на
   основании указа Президента  Российской  Федерации  из  числа  лиц,
   назначенных непосредственно Президентом Российской Федерации.
       Персональный и количественный состав членов Комиссии,  порядок
   ее работы утверждаются Президентом Российской Федерации.
       При осуществлении  своей  деятельности  и  даче  согласия   на
   назначение  лица на государственную должность Российской Федерации
   Комиссия обязана принимать во внимание материалы,  поступившие  из
   правоохранительных и контрольных органов.
       2. Назначение представителей  Российской  Федерации  в  органы
   управления  открытых  акционерных  обществ,  в  отношении  которых
   принято решение об использовании  специального  права  на  участие
   Российской  Федерации в управлении указанными обществами ("золотой
   акции"),  и в органы управления акционерных обществ, акции которых
   закреплены   в   федеральной   собственности,   осуществляется  на
   основании решения специально созданной Комиссии при  Правительстве
   Российской Федерации.
       Точный количественный состав Комиссии, порядок ее формирования
   и    деятельности    утверждается   постановлением   Правительства
   Российской Федерации.
       3. Комиссии  по  предварительному  рассмотрению  кандидатур на
   занятие   должностей,   предусмотренных   Конституцией   (уставом)
   субъекта   Российской   Федерации   или   уставом   муниципального
   образования,  создаются при органе государственной власти субъекта
   Российской Федерации или органе местного самоуправления.
   
       Статья 10.   Специальные   требования   к   лицам,  занимающим
   определенные должности,  указанные в настоящем Федеральном законе,
   или претендующим на занятие указанных должностей
   
       1. В   соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом  и
   федеральным  законодательством  о  прохождении  государственной  и
   муниципальной службы для лиц,  претендующих на занятие должностей,
   указанных в части 1 статьи  2  настоящего  Закона,  а  также  лиц,
   занимающих  эти должности,  устанавливаются ограничения и запреты,
   связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом
   они  должны  в  письменном  виде  предупреждаться  о необходимости
   соблюдения  данных  ограничений  и   запретов,   а   также   мерах
   ответственности в случае их невыполнения.
       Непринятие ограничений является самостоятельным основанием для
   отказа  в  привлечении лица к выполнению соответствующих служебных
   функций либо  увольнения  или  иного  освобождения  от  занимаемой
   должности в соответствии с действующим законодательством.
       2. Субъектам,  указанным  в  части  1  статьи   2   настоящего
   Федерального   закона,  запрещается  принятие  в  связи  со  своим
   официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями
   не предусмотренных законодательством материальных,  нематериальных
   благ и преимуществ от  государственных  и  муниципальных  органов,
   организаций,   а  также  от  иных  некоммерческих  и  коммерческих
   организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие
   функции, а также от физических лиц, в том числе:
       1) принятие от физических и юридических лиц  подарков,  услуг,
   денежного   вознаграждения,  ссуды,  оплаты  развлечений,  отдыха,
   транспортных расходов и  иных  вознаграждений  в  связи  со  своим
   официальным    статусом,    связанными   с   ним   авторитетом   и
   возможностями,  в том числе в течение трех лет  после  прекращения
   исполнения   соответствующих   полномочий,  ухода  на  пенсию,  за
   исключением подарков,  имеющих символическое значение и полученных
   при проведении протокольных мероприятий;
       2) получение   гонораров   за   официальные    публикации    и
   выступления    в   качестве  должностного  лица  с  использованием
   информации,  которая  могла  быть  получена  только   в   процессе
   исполнения служебных полномочий;
       3) принятие приглашений в поездки по  стране  и  в  зарубежные
   туристические,  лечебно  -  оздоровительные и иные поездки за счет
   российских  и  иностранных  физических  и  юридических   лиц,   за
   исключением поездок:
       по приглашению близких родственников за их счет;
       осуществляемых в   соответствии  с  международными  договорами
   Российской Федерации или  на  взаимной  основе  по  договоренности
   между  органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и
   государственными органами иностранных государств за  счет  средств
   соответствующих  государственных  органов  и  (или)  международных
   организаций;
       осуществляемых с  согласия вышестоящего должностного лица либо
   коллегиального органа управления для  участия  в  международных  и
   зарубежных   научных,  спортивных,  творческих,  профессиональных,
   гуманитарных  мероприятиях   за   счет   средств   соответствующих
   общественных  объединений  и фондов,  в том числе поездок в рамках
   уставной деятельности общественных объединений по приглашениям  их
   иностранных партнеров;
       4) использование  преимуществ  в  получении  кредитов,   ссуд,
   приобретении ценных бумаг,  недвижимого и иного имущества, а также
   иных,  вытекающих  из  официального  статуса,  связанных   с   ним
   авторитета и возможностей.
       3. Денежные средства,  поступившие на  банковский  счет  лица,
   указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона,  без
   ведома указанного лица,  а также средства, полученные им в связи с
   выполнением  соответствующих  функций в нарушение пункта 4 части 1
   настоящей статьи, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения
   перечислению   на   специальный   счет   органам  государственного
   казначейства   с   представлением   письменного   объяснения    об
   обстоятельствах поступления таких средств.
       4. Лица,  указанные  в  части  1  настоящей  статьи, не  могут
   заниматься     другой     оплачиваемой     деятельностью,    кроме
   преподавательской,  научной,  и иной творческой  деятельности,  но
   такая   деятельность  не  должна  наносить  ущерб  государственной
   службе,  выполняемым служебным обязанностям и  использоваться  как
   средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.
       5. Лицам,  указанным в части 1 настоящей статьи  и  являющимся
   должностными      лицами,     запрещается     лично     заниматься
   предпринимательской и  иной  приносящей  доход  деятельностью  вне
   возложенных   на   них  законом  функций   как  путем  голосования
   самостоятельно или через представителя  посредством  принадлежащих
   им  акций  (паев,  долей участия),  так и путем принятия решений в
   составе органов управления организациями всех форм  собственности.
   Указанные  должностные  лица  в  течение месяца после вступления в
   должность или  иного  начала  выполнения  государственных  функций
   обязаны  передать  в установленном законом порядке в доверительное
   управление на  время  выполнения  этих  функций  принадлежащие  им
   ценные  бумаги,  вклады  в  предприятия,  иное  имущество, если их
   использование влечет получение  доходов,  и  немедленно  письменно
   уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.
       6. Члены семьи лица,  указанного в части 1 статьи 2 настоящего
   Федерального   закона,   не   вправе   принимать   приглашения   в
   туристические,  лечебно - оздоровительные и иные поездки  за  счет
   иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических
   лиц Российской Федерации,  с которыми указанное  лицо  связано  по
   службе или в связи с исполнением иных официальных обязанностей.
   
       Статья 11.   Специальный   порядок  представления  сведений  о
   доходах, имуществе и обязательствах
   
       1. Лица,  указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального
   закона, ежегодно,  в  установленные  законодательством  Российской
   Федерации о налогах и сборах сроки  для  предоставления  налоговых
   деклараций    представляют   в  налоговый  орган  по  месту  учета
   налогоплательщика декларацию о  доходах  гражданина  и  имуществе,
   принадлежащем ему на праве собственности.
       2. Лица,  указанные в части 1 настоящей  статьи  ежегодно,  не
   позднее  15  апреля года,  следующего за отчетным,  представляют в
   соответствующую кадровую службу справку  из  налогового  органа  о
   получении   им   декларации  о  доходах  гражданина  и  имуществе,
   принадлежащем ему на праве собственности,  и справку о  соблюдении
   ограничений,  связанных с замещением государственной должности,  в
   которой указываются следующие сведения,  касающиеся  их  лично,  а
   также членов их семей:
       1) о  доходах   за   последний   налоговый   период,   включая
   безвозмездно  полученные из всех источников:  имущество,  работы и
   услуги имущественного характера, иные поступления на сумму пятьсот
   минимальных размеров оплаты труда и выше;
       2) об имуществе,  которое входит в объект  налогообложения,  в
   том   числе   находящееся   за   пределами  территории  Российской
   Федерации,  с указанием стоимости и  места  нахождения  указанного
   имущества;
       3) о вкладах в банковских и иных кредитных организациях, в том
   числе  за  пределами территории Российской Федерации,  с указанием
   банковской  и  иной  кредитной  организации,  номеров  счетов,  по
   которым  указанные лица имеют право распоряжения,  а также об иных
   финансовых средствах,  которыми данные лица  вправе  распоряжаться
   лично или совместно с другими лицами;
       4) о ценных бумагах,  законными владельцами  которых  они  или
   члены  их семей являются,  в том числе о сберегательных книжках на
   предъявителя  и   предъявительских   сберегательных   (депозитных)
   сертификатах;
       5) об участии в качестве акционера или учредителя  (участника)
   коммерческих и некоммерческих организаций,  зарегистрированных или
   имеющих место нахождения как на территории  Российской  Федерации,
   так иностранного государства или оффшорных зонах, с указанием доли
   участия в капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных
   организаций;
       6) о доверительном управлении имуществом;
       7) о  названиях  и  реквизитах других организаций,  с которыми
   имеются договорные отношения или  обязательства  (в  том  числе  и
   устные)  по  пользованию материальными и финансовыми средствами на
   общую сумму пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше  либо
   по временному хранению указанных средств;
       8) о получении в пользование по доверенности  имущества  общей
   стоимостью пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;
       9) об иных обязательствах и сделках имущественного  характера,
   в том числе за пределами территории Российской Федерации,  если их
   общая сумма составляет пятьсот минимальных размеров оплаты труда и
   выше.
       3. Непредставление    либо    представление    неполных    или
   недостоверных   сведений,  перечисленных  в  настоящей  статье,  в
   случае,  если  в  содеянном  не  содержится   признаков   уголовно
   наказуемого  деяния,  является основанием для проведения служебной
   проверки    в   порядке,  определенном   статьей   12   настоящего
   Федерального закона, либо отказа в наделении лица соответствующими
   полномочиями.
       4. Поступающие  в налоговые органы и кадровые службы сведения,
   предусмотренные  настоящей   статьей,   составляют   налоговую   и
   служебную тайну.  Разглашение таких сведений,  если в содеянном не
   содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение
   виновного лица.  Данные сведения представляются только по запросам
   органов,  указанных в части 12 статьи  8  настоящего  Федерального
   закона.
   
       Статья 12.   Недопустимость   совместного  прохождения  службы
   членами семьи
   
       1. Лица,  указанные в пунктах 1  -  5,  9  части  1  статьи  2
   настоящего  Федерального  закона,  не могут занимать должности или
   наделяться  полномочиями,  находящимися  в  прямой  подчиненности,
   подконтрольности   либо  подотчетности  должностям  и  полномочиям
   членов их семей,  за исключением прямо установленных  федеральными
   законами Российской Федерации случаев.
       2. Лица,  нарушающие требования настоящей  статьи,  в  случае,
   если  они  добровольно в течение двух недель с момента обнаружения
   указанного  нарушения  его  не  устранят,  подлежат  переводу   на
   должности,  исключающие такие подчиненность, подконтрольность либо
   подотчетность,  а при невозможности такого перевода их  полномочия
   прекращаются в предусмотренном законом порядке.
       3. Лицам,  указанным в пунктах 1 -  5,  9  части  1  статьи  2
   настоящего  Федерального  закона,  запрещается принимать участие в
   подборе и назначении на должности лиц, которые являются членами их
   семей, или каким-то иным образом влиять на этот процесс.
   
       Статья 13. Порядок проведения служебной проверки
   
       1. По факту обнаружения признаков коррупционных правонарушений
   непреступного характера или коррупционного проступка   в отношении
   субъектов,  указанных  в  статье 2 настоящего Федерального закона,
   кадровыми и юридическими службами вышестоящего органа по отношению
   к тому,  в которых данные субъекты состоят на службе или реализуют
   государственные  полномочия,  проводится  служебная   проверка   в
   предусмотренном нормативными правовыми актами порядке.
       2. В  случае,  если  по  результатам   проведенной   служебной
   проверки  факт  совершения  коррупционного  правонарушения получит
   подтверждение и будет установлено,  что такое  нарушение  содержит
   признаки  уголовно  либо  административно наказуемого деяния,  все
   материалы направляются соответствующему прокурору для принятия мер
   в соответствии с действующим законодательством.
       3. Иные  материалы,  свидетельствующие  о   факте   совершения
   коррупционного  проступка,  не  требующие дополнительной проверки,
   являются основанием для  привлечения  виновного  к  дисциплинарной
   ответственности.  При  этом виновные лица ставятся в известность о
   необходимости возвратить незаконно полученные денежные средства  и
   имущество,  возместить стоимость незаконно оказанных им услуг. При
   отказе указанных лиц добровольно  исполнить  настоящие  требования
   материалы   проверки   направляются   прокурору  для  последующего
   обращения в суд о принудительном изъятии незаконно  полученного  и
   принудительном возмещении стоимости неправомерно оказанных услуг.
   
        Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
                (ПРОСТУПКИ) И УСТРАНЕНИЕ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
   
       Статья 14.  Ответственность  за  коррупционные  правонарушения
   непреступного характера, коррупционные проступки
   
       1. Совершение  лицом,  указанным в части 1 статьи 2 настоящего
   Федерального закона,  правонарушения,  установленного  статьей  7,
   либо   коррупционного   проступка,   выразившегося   в   нарушении
   какого-либо из запретов и ограничений,  установленных в частях  2,
   3,  4  и  5  статьи 10 настоящего Федерального закона,  если такое
   правонарушение не  содержит  признаков  уголовно  наказуемого  или
   административно  наказуемого  деяния,  влечет  наложение одного из
   дисциплинарных   взысканий,   предусмотренных    законодательством
   Российской  Федерации.  Решение  о  дисциплинарном взыскании может
   быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
       Незаконно полученные  подарки  и  денежные  средства,  а также
   стоимость незаконно полученных услуг  взыскиваются  с  виновных  в
   доход     Российской     Федерации    в    порядке    гражданского
   судопроизводства.
   
       Статья 15.  Ответственность руководителей за непринятие мер по
   противодействию коррупции
   
       Руководители государственных   и   муниципальных  организаций,
   учреждений,  в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации,  других
   войсках,  воинских формированиях, органах Российской Федерации, не
   принимающие в пределах своих полномочий в отношении подчиненных им
   лиц,    виновных   в   совершении   коррупционных   правонарушений
   (проступков), меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом,
   либо   принимающие   указанные   меры   с   нарушением  настоящего
   Федерального закона,  при  отсутствии  в  их  действиях  признаков
   уголовно наказуемого деяния наказываются в дисциплинарном порядке.
   
       Статья 16.   Ликвидация   юридического   лица,  причастного  к
   совершению коррупционного правонарушения
   
       1. При наличии достаточных оснований полагать, что юридическое
   лицо   причастно   к   совершению  коррупционного  правонарушения,
   указанное юридическое лицо на  основании  заявления  прокурора  по
   решению  суда  может быть ликвидировано,  а его руководители несут
   ответственность  в  соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации.
       2. Органы прокуратуры вправе предъявить  в  суд  требование  о
   ликвидации юридического лица в случаях,  предусмотренных пунктом 1
   настоящей  статьи,  в  соответствии  со  статьей  61  Гражданского
   кодекса Российской Федерации.
   
       Статья 17.   Отмена   и   признание  недействительными  актов,
   аннулирование правовых последствий решений и действий, связанных с
   коррупцией
   
       1. Нормативные  и  ненормативные  правовые  акты,  принятые  в
   результате коррупционных правонарушений  (проступков),  отменяются
   органом  либо  должностным лицом,  уполномоченными на принятие или
   отмену    соответствующих    актов,    либо    признаются    судом
   недействительными в порядке гражданского судопроизводства.
       2. Иные   действия   и   решения,   принятые   в    результате
   коррупционных   правонарушений   (проступков),   нарушающие  права
   физических и юридических лиц   и не влекущие административной  или
   уголовно  - правовой ответственности,  обжалуются в суд прокурором
   либо   заинтересованными    лицами    в    порядке    гражданского
   судопроизводства.  По  результатам  рассмотрения  гражданских  дел
   судом могут быть аннулированы все решения и действия,  связанные с
   коррупцией, а также их правовые последствия.
   
       Статья 18.     Право     юридических    лиц,    индивидуальных
   предпринимателей  и  граждан  на  возмещение  вреда   и   убытков,
   вызванных совершением коррупционных правонарушений
   
       1. Вред,   причиненный   юридическим   лицам,   индивидуальным
   предпринимателям и гражданам вследствие совершения  коррупционного
   правонарушения  (проступка),  ответственность за которое наступает
   на основании действующего законодательства,  подлежит возмещению в
   полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.
       2. В  таком  же  порядке  определяются  размеры  и  право   на
   возмещение убытков,  причиненных юридическим лицам, индивидуальным
   предпринимателям и гражданам вследствие совершения  коррупционного
   правонарушения (проступка).
   
       Статья 19.   Государственная   защита  прав  юридических  лиц,
   индивидуальных   предпринимателей   и   граждан   от   воздействия
   коррупционных правонарушений (проступков)
   
       1. Защита     прав     юридических     лиц,     индивидуальных
   предпринимателей  и  граждан   от   коррупционных   правонарушений
   уполномоченных  лиц   осуществляется  в  административном  и (или)
   судебном порядке в  соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации.
       2. Заявления  об  обжаловании  действий   (бездействий)   лиц,
   указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и органов, от
   лица   которых   принимались   оспариваемые   решения,    подлежат
   рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской
   Федерации.
       3. Нормативные   (ненормативные)  правовые  акты,  принятые  в
   результате коррупционных правонарушений  (проступков),  признаются
   недействительными полностью или частично в порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации.
   
                   Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 20.  Надзор  за  исполнением  настоящего   Федерального
   закона
   
       Надзор за    исполнением    настоящего   Федерального   закона
   осуществляют   Генеральный   прокурор   Российской   Федерации   и
   подчиненные ему прокуроры.
   
       Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
       1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с  момента  его
   официального опубликования.
       2. С  момента  введения  в  действие  настоящего  Федерального
   закона   нормативные  правовые  акты,  действующие  на  территории
   Российской Федерации,  до приведения их в соответствие с настоящим
   Федеральным   законом   применяются  в  части,  не  противоречащей
   настоящему Федеральному закону.
       3. Предложить  Президенту  Российской  Федерации привести свои
   нормативные правовые акты в соответствие с  настоящим  Федеральным
   законом.
       4. Поручить Правительству Российской Федерации  привести  свои
   нормативные правовые акты с настоящим Федеральным законом.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 148067-3
                     "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
   
       Подготовленный проект  Федерального  закона "О противодействии
   коррупции" продиктован необходимостью  создания  правовой  основы,
   которая  бы  позволила,  используя  возможности различных отраслей
   права, более продуктивно вести борьбу с коррупцией.
       В отличие  от  предыдущих законопроектов,  направленных против
   коррупции,  представленный законопроект содержит  более  четкие  и
   обоснованные определения.  Раскрытие содержания таких понятий, как
   "коррупция",  "коррупционные  отношения",   "коррупционный   акт",
   "коррупционный проступок", "пассивный подкуп", "активный подкуп" и
   другие, получило свое правовое значение.
       Основные понятия,  используемые  в  законопроекте,  включают в
   себя общепризнанные международные характеристики,  поддержанные на
   международном уровне в рамках глобальных международных актов.  При
   подготовке проекта Закона использовались Конвенции  Совета  Европы
   "Об  уголовной  ответственности  за  коррупцию"  и "О гражданско -
   правовой ответственности  за  коррупцию",  Конвенция  "Организации
   экономического  сотрудничества и развития",  Конвенция "О борьбе с
   подкупом иностранных должностных лиц при  заключении  коммерческих
   сделок",    Конвенция    ООН   "О   борьбе   с   транснациональной
   преступностью", ряд иных международных рекомендаций.
       Центральное место    в   законопроекте   принадлежит   понятию
   "коррупция" (ст.  1   гл.  1), поскольку без учета данного понятия
   нельзя  вести речь о предмете регулирования.  Особенностью данного
   понятия является то,  что "коррупция" не отождествляется только  с
   действиями  по  даче  и получению взяток,  чем страдали предыдущие
   определения.  В  данном   законопроекте   под   коррупцией   также
   понимается   вступление   в   коррупционные  отношения  специально
   указанных  субъектов  коррупционных  правонарушений  и  иных   лиц
   (физических  и  юридических)  с  целью достижения каждой из сторон
   своих личных,  групповых,  корпоративных  целей.  Такая  трактовка
   позволит   расширить   рамки  превентивной  борьбы  с  коррупцией,
   распространяя   их   на   более   ранние   стадии,    и    усилить
   профилактическое значение Закона.
       При формулировании  понятия   "коррупционные   правонарушения"
   разработчики попытались уйти от узкоотраслевого определения. Такая
   позиция  исключает  возможную  коллизию  иных  отраслей  права.  В
   частности,  Закон  не  относит  к  числу  коррупционных конкретные
   составы преступлений,  ответственность  за  которые  наступает  по
   уголовному  законодательству.  Такая  задача  должна стоять именно
   перед  уголовным  законодательством.  По  этой  причине  в  Законе
   говорится  о  консолидации  правовых средств,  направленных против
   коррупции.
       Этот тезис относится и к административному законодательству. В
   связи со вступлением в силу с 1 июля  2002  года  нового  "Кодекса
   Российской Федерации об административных правонарушениях", который
   является  кодифицированным  актом,  содержащим   полный   перечень
   административных    правонарушений,   нецелесообразно   в   рамках
   подготовленного Закона устанавливать иные правонарушения, влекущие
   административную ответственность.
       Поскольку проблема  противодействия  коррупции   приобрела   в
   настоящее время общенациональный характер, в законопроекте отмечен
   круг вопросов,  которые вправе решать только Российская Федерация.
   Данные  установки  не  расходятся  с конституционными положениями,
   определяющими исключительные пределы ведения  различных  субъектов
   права.
       Среди не терпящих отлагательства вопросов выделены  следующие:
   проведение  на  всей территории единой государственной политики по
   противодействию    коррупции,     организация     государственного
   антикоррупционного   мониторинга  законодательства,  коррупционных
   правонарушений и факторов,  способствующих их совершению, а  также
   мер,  направленных  на  противодействие коррупции (ст.  8 гл.  2).
   После   принятия   настоящего   Закона   соответствующие    органы
   государственной  власти  будут  обязаны реализовать содержащиеся в
   нем  положения,   что,   в   свою   очередь,  позволит   расширить
   антикоррупционную законодательную базу.
       При описании субъектов коррупционных  правонарушений   (ст.  2
   гл.  1) брались за основу криминологические исследования об уровне
   коррупционной пораженности  различных  категорий  лиц,  занимающих
   соответствующие должности. Кроме того, учитывались положения новых
   принятых Федеральных законов  "Об  аудиторской  деятельности",  "О
   государственной   регистрации   юридических  лиц",  "Об  оценочной
   деятельности",  "О защите прав юридических  лиц  и  индивидуальных
   предпринимателей    при   проведении   государственного   контроля
   (надзора)".
       В законопроекте  также  отмечены  иные  лица,  приравненные  к
   лицам,  выполняющим  государственные  или  муниципальные  функции.
   Важность такого нововведения позволит более эффективно отслеживать
   деятельность  представителей  государства  в  органах   управления
   различных   коммерческих   организаций.  В  случае  нарушения  ими
   установленного порядка осуществления своих функций и получения при
   этом  каких-либо  незаконных  благ и преимуществ   Закон позволяет
   относить подобные нарушения к числу коррупционных.
       Меры по противодействию коррупции, сформулированные в статье 6
   законопроекта,  основаны на современных международных  стандартах,
   действующих  в  данной  сфере.  Значимость  этой  проблеме придает
   развитие института общественного  и  парламентского  контроля  над
   соблюдением антикоррупционного законодательства,  в том числе и на
   основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся
   в   распоряжении   соответствующих  общественных  и  парламентских
   комиссий (советов).
       В Законе   устанавливаются  специальные  требования  к  лицам,
   занимающим   определенные   должности,   указанные   в   настоящем
   Федеральном   законе,   или   претендующим  на  занятие  указанных
   должностей.
       В связи    с    необходимостью    создания   более   открытого
   информационного механизма при назначении  конкретных  претендентов
   на   определенные   должности   предлагается  установить  для  них
   единообразные процедуры и  обязательные  требования,  которым  они
   должны  соответствовать.  Особенно  это касается тех претендентов,
   которые  переходят  на  работу   в   государственные   органы   из
   коммерческих  структур.  Для  устранения возможного влияния на них
   интересов  коммерческих  структур,  к  которым  они  ранее   имели
   отношение,   Закон   предусматривает   установление  для  них ряда
   специальных ограничений.
       Для должностных   лиц, перечисленных  в  статье  2  настоящего
   Федерального закона, устанавливаются  запреты прямо  или  косвенно
   вмешиваться   в   деятельность   коммерческих   и   некоммерческих
   организаций либо участвовать в их управлении,  включая и запрет на
   определенный   период  на  занятие  должностей  в  коммерческих  и
   некоммерческих организациях,  чья деятельность прямо или  косвенно
   была ранее связана с исполнением ими своих полномочий.
       В Законе говорится  о  деятельности  специального  органа  при
   Президенте   Российской   Федерации   -   Национальном  Совете  по
   противодействию коррупции  (ст.  8). Такие  органы  существуют  во
   многих  цивилизованных  европейских  странах и призваны обеспечить
   осуществление единой государственной политики  по  противодействию
   коррупции.
       Глава 3 законопроекта посвящена  вопросам  ответственности  за
   коррупционные правонарушения. Устанавливаются виды ответственности
   за   коррупционные   правонарушения    непреступного    характера;
   ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию
   коррупции;  ликвидация юридического лица, причастного к совершению
   коррупционного правонарушения (соответственно ст. ст. 14, 15, 16).
   Закон предусматривает также отмену (аннулирование) актов, принятых
   в   результате  коррупционных  правонарушений,  и  ответственность
   юридических лиц, причастных к коррупционной деятельности (ст. 17),
   устанавливается   государственная  защита  прав  юридических  лиц,
   индивидуальных   предпринимателей   и   граждан   от   воздействия
   коррупционных правонарушений (ст. 19).
       Реализация настоящего   Федерального   закона   не    повлечет
   дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz