ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2002 года
Дело N 55-Г02-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Александрова Д.П.,
Зелепукина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2002 года
гражданское дело по заявлению Д. о признании противоречащей
федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей
применению в части ст. 27 Закона Республики Хакасия N 10 от 18 мая
2002 года "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002
год" по кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия
на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 июня 2002
года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, объяснения
представителя Д. - Гусак О.А., Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Д. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащей
федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей
применению ст. 27 Закона Республики Хакасия "О республиканском
бюджете Республики Хакасия на 2002 год" в части, предусматривающей
применение на 2002 год минимального размера оплаты труда в сумме
300 рублей для расчета должностных окладов работников органов
местного самоуправления Республики Хакасия, в обоснование которого
сослалась на то, что данное положение Закона Республики Хакасия
противоречит Федеральному закону N 42-ФЗ от 29 апреля 2002 года "О
внесении дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере
оплаты труда", которым с 1 мая 2002 года минимальный размер оплаты
труда на территории Российской Федерации установлен 450 рублей.
Верховный Суд Республики Хакасия вынес указанное выше решение,
на которое Верховным Советом Республики Хакасия принесена
кассационная жалоба об отмене решения суда и вынесении нового
решения об отказе в удовлетворении заявления. В ней указывается на
то, что размер должностного оклада, размеры и порядок установления
надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального
служащего определяются нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации, а нормы федерального законодательства носят
отсылочный характер, поскольку вышеуказанные вопросы отнесены к
исключительному ведению субъектов Российской Федерации.
Оспариваемой статьей 27 Закона Республики Хакасия для расчета
должностных окладов работников органов государственной власти и
органов местного самоуправления на 2002 год размер минимальной
оплаты труда установлен 300 рублей.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла
жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение
суда - подлежащим оставлению без изменения.
Установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления, трудовое
законодательство и защита прав и свобод человека и гражданина п.
п. "н", "б" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76
Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам совместного ведения, а в случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Действительно, ст. 16 Федерального закона 8-ФЗ от 8 января 1998
года (в редакции Законов N 75-ФЗ от 13 апреля 1999 года и N 38-ФЗ
от 19 апреля 2002 года) "Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации" установлено, что размер должностного оклада,
размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к
должностному окладу муниципального служащего определяются
нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии
с законами субъекта РФ.
Ст. 21 Закона Республики Хакасия (субъекта РФ) N 74 от 22
февраля 2000 года "О муниципальной службе в Республике Хакасия"
определено, что денежное содержание муниципального служащего
состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за
квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет,
районного коэффициента и материальной помощи, а также премий по
результатам работы. За базовую ставку для исчисления размера
должностного оклада муниципального служащего принимается
минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.
29 апреля 2002 года Федеральным законом N 42-ФЗ в ст. 1
Федерального закона N 82-ФЗ от 19 июня 2000 года "О минимальном
размере оплаты труда" внесено изменение, которым минимальный
размер оплаты труда с 1 мая 2002 года установлен 450 рублей.
Данный размер в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ
устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным
законом.
При таком положении минимальный размер оплаты труда для
исчисления размера должностного оклада муниципального служащего
должен в соответствии с приведенной выше ст. 21 Закона РХ N 74 от
22 февраля 2000 года "О муниципальной службе в Республике
Хакасия", Федеральным законом N 42-ФЗ от 29 апреля 2002 года и ст.
133 Трудового кодекса РФ определяться 450 рублей.
Другие доводы жалобы были предметом исследования суда первой
инстанции, и выводы суда по ним содержатся в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 305 п. 1,
311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 июня 2002 года
оставить без изменения, кассационную жалобу Верховного Совета
Республики Хакасия оставить без удовлетворения.
|