КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2002 г. N 298-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА СИЗИКОВА ЭДУАРДА АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ 3 ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Заместителя
Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука,
Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д.
Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина Э.А. Сизикова требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Верховным Судом Российской Федерации была возвращена без
рассмотрения надзорная жалоба гражданина Э.А. Сизикова как не
оплаченная государственной пошлиной. В своей жалобе в
Конституционный Суд Российской Федерации Э.А. Сизиков оспаривает
конституционность подпункта 3 части первой пункта 1 статьи 4
Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", согласно
которому оплата государственной пошлиной надзорных жалоб по делам,
которые не были обжалованы в кассационном порядке, производится в
размере 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой
при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а
по спорам имущественного характера - от размера государственной
пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим
лицом, участвующим в деле.
Не подвергая сомнению право законодательного органа
устанавливать требование об уплате государственной пошлины при
подаче надзорных жалоб, заявитель указывает, что установленная
оспариваемой нормой обязанность граждан оплачивать каждую поданную
в вышестоящий суд надзорную жалобу государственной пошлиной
нарушает права, закрепленные статьями 3, 18, 19, 46 и 55
Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял Э.А. Сизикова о том, что в
соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может
быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель
настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации
решения по поставленному им вопросу.
2. В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд
Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных
прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если
оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле
заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную
защиту его прав и свобод (статья 46), вместе с тем
предусматривает, что порядок судопроизводства определяется
федеральным законом (статья 71, пункт "о"). Из этого следует, что
заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой
нарушенного права либо охраняемого законом интереса лишь в
установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение
права на судебную защиту.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации в определениях по жалобам граждан на нарушение права на
судебную защиту нормами, регулирующими порядок обращения в суд с
исковыми заявлениями и жалобами, устанавливаемые законодателем
требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд
- обязательны для граждан. Это относится и к правилам,
регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку
согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации
государственная пошлина относится к федеральным сборам, а в силу
статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы.
Кроме того, в целях обеспечения каждому права на судебную
защиту законодатель управомочил суды решать (с учетом фактических
обстоятельств конкретного дела) вопрос об освобождении лица от
уплаты государственной пошлины, а также об отсрочке или рассрочке
данного платежа (статьи 80 и 81 ГПК РСФСР), т.е. предусмотрел не
только общие правила уплаты государственной пошлины, но и
исключения из них.
Ссылка заявителя на статьи 3, 18, 19 и 55 Конституции
Российской Федерации не может быть принята Конституционным Судом
Российской Федерации во внимание как необоснованная.
Таким образом, нельзя признать, что подпунктом 3 части первой
пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной
пошлине" нарушаются конституционные права заявителя, а потому в
силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" его жалоба не может
быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Сизикова Эдуарда Анатольевича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|