ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2002 г. N 3305-III ГД
О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.М. КАСЬЯНОВУ "О ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ
КОМПЛЕКСУ В ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ
И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Председателю
Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову "О вмешательстве
Государственного комитета Российской Федерации по строительству и
жилищно - коммунальному комплексу в функции Министерства культуры
Российской Федерации по охране и реставрации памятников истории и
культуры".
2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский
запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.М.
Касьянову.
3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский
запрос в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.М. КАСЬЯНОВУ
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
О ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ В ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ И РЕСТАВРАЦИИ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Уважаемый Михаил Михайлович!
В настоящее время в Российской Федерации в сфере охраны и
использования памятников истории и культуры сложилась странная
ситуация.
Государственный комитет Российской Федерации по строительству
и жилищно - коммунальному комплексу (Госстрой России) своим
Приказом от 7 мая 2002 г. N 75 создал государственное учреждение
"Федеральный центр по охране памятников архитектуры и
градостроительного искусства" (далее - Центр) как учреждение
культуры, функции которого дублируют функции Министерства культуры
Российской Федерации по охране и реставрации памятников истории и
культуры.
В соответствии с Уставом Центр "осуществляет деятельность в
области обеспечения охраны, реставрации, консервации, ремонта и
использования памятников архитектуры и градостроительства,
являющихся объектами федеральной собственности", в его функции
входят "учет памятников архитектуры и градостроительного
искусства, формирование и ведение реестра данных памятников,
заключение охранных обязательств, составление актов и протоколов о
состоянии объекта, причинении ущерба памятнику, его охранной зоне
или заповедной территории", а памятники архитектуры и
градостроительства, являющиеся федеральной собственностью, должны
быть переданы Центру в оперативное управление.
Данная деятельность противоречит Положению о Государственном
комитете Российской Федерации по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу, которым предусмотрено только участие
Госстроя России "в подготовке нормативных правовых актов по охране
памятников истории, культуры, разработке мероприятий по их
сохранности и использованию, созданию музеев и мемориальных
объектов федерального значения", но никак не осуществление
контроля за сохранностью памятников архитектуры и
градостроительства, как это изложено в Уставе Центра.
Устав Центра предусматривает охрану памятников архитектуры и
градостроительного искусства, однако в соответствии с Федеральным
законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации" деления объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации на памятники
градостроительства и архитектуры, археологии, истории,
изобразительного искусства не существует. Требования об охране и о
сохранении едины для всех объектов культурного наследия, в связи с
чем выделение из общей массы объектов культурного наследия
памятников градостроительства и архитектуры, а также создание для
них специального органа охраны неправомочно. Указанным Федеральным
законом установлена также процедура формирования и ведения единого
государственного реестра объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации, участие в
которой учреждений культуры не предусмотрено.
Несмотря на изложенное, а также на то, что ни один из
памятников архитектуры и градостроительства, являющихся
федеральной собственностью, в оперативное управление Центру не
передан, Госстрой России направил в субъекты Российской Федерации
письма с предложением организовать на их территориях филиалы
Центра.
Данные действия Госстроя России могут создать серьезные
трудности в работе государственных органов охраны памятников
истории и культуры субъектов Российской Федерации. Об этом
говорилось на IV заседании Координационного совета по культуре и
кинематографии при Министерстве культуры Российской Федерации. В
ряде субъектов Российской Федерации организация филиалов Центра
может послужить основанием для ликвидации указанных
государственных органов, не позволяющих инвесторам при
строительстве в исторических городах игнорировать требования
законодательства Российской Федерации в области охраны и
использования объектов культурного наследия. Нет необходимости
разъяснять опасность как дублирования функций федеральных органов
исполнительной власти, так и наделения одного федерального органа
исполнительной власти взаимоисключающими в большинстве случаев
функциями регулирования деятельности в области градостроительства
и производства строительных материалов и функциями охраны и
реставрации памятников истории и культуры.
В настоящее время Госстрой России как заказчик работ по
реализации Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие
архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)" осуществляет
деятельность по ремонту и реконструкции памятников истории и
культуры в исторических городах с нарушением законодательства
Российской Федерации в области охраны и использования объектов
культурного наследия. Работы по ремонту и реконструкции памятников
истории и культуры, финансируемые в рамках указанной Программы,
ведутся без согласования с государственными органами охраны
памятников истории и культуры, к этим работам привлекаются
строительные организации, не имеющие соответствующих лицензий.
В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Михаил
Михайлович, рассмотреть сложившуюся ситуацию и проинформировать
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о
результатах рассмотрения.
|