МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ПИСЬМО
от 13 ноября 2002 г. N 22-1-15/1483-АМ616
ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам,
рассмотрев запрос о разъяснении отдельных положений главы 26.2
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
сообщает.
По вопросу 1. Согласно Федеральному закону от 24.07.1998
N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и
сборах" часть вторая Кодекса дополняется новой главой 26.2
"Упрощенная система налогообложения", которая вводится в действие
с 01.01.2003.
В связи с вступлением в силу главы 26.2 Кодекса Федеральный
закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" с 01.01.2003 утрачивает силу.
В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели,
изъявившие желание с 1 января 2003 года применять упрощенную
систему налогообложения, должны руководствоваться порядком
перехода на данную систему налогообложения, предусмотренным главой
26.2 Кодекса.
По вопросу 2. Сведения, которые должны быть указаны в
заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения,
приведены в соответствующей рекомендуемой форме 26.2-1,
прилагаемой к приказу МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.
Учитывая положения пункта 2 статьи 346.12 Кодекса,
организации в заявлении о переходе на упрощенную систему
налогообложения с 01.01.2003 должны отражать доход от реализации,
определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса (без учета
налога на добавленную стоимость и налога с продаж) за 9 месяцев
2002 года.
По вопросу 3. Перечень расходов, принимаемых при исчислении
налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому
налогоплательщиками в связи с применением упрощенной системы
налогообложения в 2003 году, установлен пунктом 1 статьи 346.16
Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса определено, что
расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21 пункта 1 данной
статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для
исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263 и
264 Кодекса.
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для
дальнейшей реализации (оптовая, мелкооптовая и розничная
торговля), согласно главе 25 "Налог на прибыль организаций"
Кодекса учитываются налогоплательщиками при реализации покупных
товаров и являются особенностью определения расходов при
реализации товаров (статья 268 Кодекса).
В вышеуказанных статьях главы 26.2 Кодекса не предусмотрено
уменьшение организациями и индивидуальными предпринимателями
налоговой базы на расходы по оплате покупной стоимости товаров,
приобретенных для дальнейшей реализации.
Исходя из этого, в случае когда объектом налогообложения
являются доходы, уменьшенные на величину расходов, организации и
индивидуальные предприниматели при применении с 1 января 2003 года
упрощенной системы налогообложения не вправе уменьшать при
исчислении налоговой базы сумму полученных доходов на расходы по
оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей
реализации.
По вопросу 4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи
346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему
налогообложения организации, имеющие филиалы и (или)
представительства.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской
Федерации представительством является обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое
представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического
лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все
его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим
их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных
им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в
учредительных документах создавшего их юридического лица.
Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением
организации признается любое территориально обособленное от нее
подразделение, по месту нахождения которого оборудованы
стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
Таким образом, право перехода на упрощенную систему
налогообложения не предоставляется только тем организациям,
которые имеют обособленные подразделения, наделенные всеми
функциями филиалов и представительств и указанные в качестве
таковых в учредительных документах создавших их организаций.
Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе
применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
По вопросу 5. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11
Кодекса применение упрощенной системы налогообложения
организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль
организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж,
налога на имущество организаций и единого социального налога
уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности организаций за налоговый период.
Исходя из этого организации, перешедшие на упрощенную систему
налогообложения и осуществляющие импортные операции, не являются
плательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время на
рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации находится внесенный Правительством Российской
Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации".
В данном законопроекте предусматривается, что организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, будут признаваться
налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
По вопросу 6. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12
Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему
налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в
котором организация подает заявление о переходе на упрощенную
систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в
соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 11 млн рублей
(без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются
выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного
производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации
имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется
исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные
товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в
денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, при переходе с 1 января 2003 года на
упрощенную систему налогообложения в заявлении о переходе на
данную систему налогообложения организация должна указать размер
дохода от реализации, определяемого в соответствии со статьей 249
Кодекса.
Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
С.Х.Аминев
|