КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 2002 г. N 279-О
ПО ЗАПРОСУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ШЕСТОГО СТАТЬИ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬИ 7 И 9 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л.
Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г.
Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Омской
области,
установил:
1. В запросе Законодательного Собрания Омской области
оспаривается конституционность абзаца шестого статьи 1
Федерального закона от 4 августа 2001 года "О внесении изменений и
дополнения в статьи 7 и 9 Закона Российской Федерации "О милиции",
согласно которому до внесения Президенту Российской Федерации
представления по кандидатуре для назначения на должность министра
внутренних дел, начальника управления (главного управления)
внутренних дел субъекта Российской Федерации выясняется мнение
высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) по
предлагаемой кандидатуре.
Заявитель утверждает, что существовавший до принятия
Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 7
и 9 Закона Российской Федерации "О милиции" порядок назначения на
указанные должности (а именно Министром внутренних дел Российской
Федерации по согласованию с определяемыми самими субъектами
Российской Федерации органами государственной власти) в полной
мере соответствовал федеративной природе Российского государства и
Конституции Российской Федерации; оспариваемая же норма,
изменяющая этот порядок, не предусматривает обязательного
получения согласия субъекта Российской Федерации на назначение
предлагаемой кандидатуры на указанные должности, лишает субъект
Российской Федерации права самому определять орган государственной
власти, с которым должна согласовываться представляемая
кандидатура, и тем самым нарушает конституционные предписания о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (статья
72, пункты "б" и "л" части 1, Конституции Российской Федерации).
2. Вопрос об участии субъектов Российской Федерации в
назначении на должность и освобождении от должности руководителей
территориальных органов исполнительной власти уже был предметом
рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации
(Постановления от 10 декабря 1997 года по делу о проверке
конституционности ряда положений Устава (Основного закона)
Тамбовской области, от 7 июня 2000 года по делу о проверке
конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай
и Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации",
Определение от 28 ноября 2000 года по делу о проверке
конституционности части четвертой статьи 6 и части первой статьи 7
Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой
полиции").
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,
сформулированной в указанных решениях, следует, что:
регулируемый федеральным законом порядок осуществления
полномочий Российской Федерации по назначению на должность и
освобождению от должности руководителей территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти не предполагает передачу
этих полномочий органам государственной власти субъектов
Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
случаях, предусмотренных федеральным законом, вправе участвовать в
решении вопросов о назначении и освобождении от должности
руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, к которым относятся и органы внутренних
дел, - постольку, поскольку их деятельность связана в том числе с
относящимся к совместному ведению Российской Федерации и ее
субъектов обеспечением законности и правопорядка;
принятие решения о назначении и освобождении указанных
должностных лиц остается, однако, за самим федеральным органом
исполнительной власти; иное могло бы препятствовать формированию
единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Кроме того, в Определении от 21 декабря 2000 года по
ходатайству Министра внутренних дел Российской Федерации о
разъяснении Постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации от 10 декабря 1997 года и от 7 июня 2000 года
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Министерство
внутренних дел Российской Федерации, как и любой иной федеральный
орган исполнительной власти, при неполучении в результате
проведения согласительных процедур согласия соответствующих
органов государственной власти субъекта Российской Федерации на
назначение конкретного лица на должность руководителя
территориального органа, осуществляющего в этом субъекте
Российской Федерации федеральные полномочия, вправе самостоятельно
решить вопрос о его назначении.
3. В соответствии со статьей 76 (часть 2) Конституции
Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона "О принципах
и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации" по
вопросам, отнесенным статьей 72 (часть 1) Конституции Российской
Федерации к предметам совместного ведения, в том числе по вопросу
о кадрах правоохранительных органов, издаются федеральные законы,
определяющие основы (общие принципы) правового регулирования,
включая принципы разграничения полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы,
направленные на реализацию полномочий федеральных органов
государственной власти, в соответствии с которыми принимаются
законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Принимая Закон Российской Федерации "О милиции", федеральный
законодатель счел необходимым именно таким, а не иным образом
урегулировать порядок назначения руководителей территориальных
органов внутренних дел и определил те органы субъектов Российской
Федерации, мнение которых по предлагаемой кандидатуре выясняется
до представления Президенту Российской Федерации. Это не
противоречит требованиям статьи 72 Конституции Российской
Федерации и не ограничивает полномочия субъектов Российской
Федерации по предметам совместного ведения. Между тем, как следует
из запроса Законодательного Собрания Омской области, заявитель
фактически высказывает требование о возвращении к прежнему порядку
регулирования данного вопроса, что относится к компетенции
федерального законодателя и Конституционному Суду Российской
Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и
статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" неподведомственно.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 3 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного
Собрания Омской области, поскольку по предмету обращения
Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены
решения, сохраняющие свою силу, и поскольку разрешение
поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|