СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ О ВЗАИМНОЙ
ЗАЩИТЕ СЕКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Ереван, 5 ноября 2002 года)
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики
Армения, в дальнейшем именуемые Сторонами,
исходя из желания обеспечить защиту секретной информации,
обмен которой осуществляется в ходе политического, военного,
экономического, научно-технического или иного сотрудничества между
Российской Федерацией и Республикой Армения, а также которая
образовалась в процессе такого сотрудничества Сторон,
учитывая взаимные интересы Сторон в обеспечении защиты
секретной информации, в соответствии с законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики
Армения,
учитывая взаимную заинтересованность в реализации Соглашения о
взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов,
заключенного правительствами государств - участников Содружества
Независимых Государств от 22 января 1993 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определение терминов
Термины, используемые в настоящем Соглашении, означают
следующее:
"секретная информация" - сведения, выраженные в любой форме,
защищаемые в соответствии с законодательством государств каждой из
Сторон, переданные в порядке, установленном каждой из Сторон и
настоящим Соглашением, а также образовавшиеся в процессе
сотрудничества Сторон, несанкционированное распространение которых
может нанести ущерб безопасности и интересам Российской Федерации
и Республики Армения;
"носители секретной информации" - материальные объекты, в том
числе физические поля, в которых защищаемая секретная информация
находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов,
технических решений и процессов;
"гриф секретности" - реквизиты, свидетельствующие о степени
секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на
самом носителе секретной информации и (или) указываемые в
сопроводительной документации на него;
"уполномоченный орган" - орган государственной власти или
организация, которые уполномочены Сторонами получать, хранить,
защищать, использовать передаваемую или образовавшуюся в процессе
сотрудничества Сторон секретную информацию;
"допуск к секретной информации" - процедура оформления права
физических лиц на доступ к секретной информации, а уполномоченных
органов - на проведение работ с использованием такой информации;
"доступ к секретной информации" - процесс ознакомления с
секретной информацией физического лица, имеющего на это допуск;
"договор" - договор, заключаемый между уполномоченными
органами Сторон, в рамках которого образуется или передается
секретная информация.
Статья 2
Определение секретной информации
1. Секретной информацией являются,
а) в Российской Федерации:
защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
безопасности Российской Федерации. В зависимости от ущерба,
который может быть нанесен безопасности, политическим или
экономическим интересам Российской Федерации вследствие
несанкционированного распространения секретной информации,
установлены степени секретности секретной информации и
соответствующие этим степеням секретности грифы секретности для
носителей секретной информации:
"особой важности" - сведения, относящиеся к области военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам Российской Федерации в одной или нескольких из
перечисленных областей;
"совершенно секретно" - сведения, относящиеся к области
военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики
Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных
областей;
"секретно" - сведения, относящиеся к области военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам организации Российской Федерации в одной или нескольких
из перечисленных областей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации
информация с грифами секретности "особой важности", "совершенно
секретно" и "секретно" составляет государственную тайну.
б) в Республике Армения:
защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
безопасности Республики Армения. В зависимости от ущерба, который
может быть нанесен безопасности, политическим или экономическим
интересам Республики Армения вследствие несанкционированного
распространения секретной информации, установлены степени
секретности секретной информации и соответствующие этим степеням
секретности грифы секретности для носителей секретной информации:
"особой важности" - сведения, относящиеся к области военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам Республики Армения в одной или нескольких из
перечисленных областей;
"совершенно секретно" - сведения, относящиеся к области
военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики
Республики Армения в одной или нескольких из перечисленных
областей;
"секретно" - сведения, относящиеся к области военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам предприятия, учреждения или организации Республики
Армения в одной или нескольких из перечисленных областей.
В соответствии с законодательством Республики Армения
информация с грифами секретности "особой важности", "совершенно
секретно" относится к государственной тайне, а информация с грифом
секретности "секретно" - к служебной тайне, которые хранятся и
защищаются государством.
2. К служебной информации ограниченного распространения в
Российской Федерации и Республике Армения относится несекретная
информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на
распространение которой диктуется служебной необходимостью.
Статья 3
Сопоставимость степеней секретности
В соответствии с законодательствами государств каждой из
Сторон степени секретности сопоставляются следующим образом:
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ В Российской Федерации ¦ В Республике Армения ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦"Особой важности ¦"Атук кареворутян" <*> ¦
¦ ¦("Особой важности" <**>) ¦
¦"Совершенно секретно" ¦"Гуйж гахтни" <*> ¦
¦ ¦("Совершенно секретно" <**>) ¦
¦"Секретно" ¦"Гахтни" <*> ¦
¦ ¦("Секретно" <**>) ¦
L--------------------------------+--------------------------------
--------------------------------
<*> - фонетическая транскрипция.
<**> - в переводе на русский язык.
Статья 4
Меры по защите секретной информации
1. В соответствии с законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Республики Армения каждая
из Сторон обязуется:
защищать секретную информацию, переданную другой Стороной или
образовавшуюся в процессе сотрудничества Сторон;
не изменять гриф секретности, присвоенный передавшей Стороной,
без ее письменного согласия;
в обращении с секретной информацией, переданной другой
Стороной или образовавшейся в процессе сотрудничества Сторон,
принимать такие же меры защиты, которые используются в отношении
собственной секретной информации соответствующей степени
секретности;
пользоваться секретной информацией, полученной от
уполномоченного органа другой Стороны, исключительно в
предусмотренных при ее передаче целях;
не предоставлять третьей Стороне доступ к секретной информации
без предварительного письменного согласия Стороны, ее передавшей.
2. Доступ к секретной информации разрешается только лицам,
которым знание данной информации необходимо для выполнения
служебных обязанностей в целях, предусмотренных при ее передаче.
Доступ к секретной информации предоставляется только лицам,
имеющим соответствующий допуск.
3. В случае необходимости дополнительные требования по защите
секретной информации, в которых подробно излагаются обязательства
по обращению с секретной информацией и меры по ее защите,
включаются в договоры об определенном виде деятельности.
Статья 5
Передача секретной информации
1. В случае намерения уполномоченного органа одной Стороны
передать секретную информацию уполномоченному органу другой
Стороны, он предварительно запрашивает у компетентного органа
своей Стороны, определенного статьей 8 настоящего Соглашения,
письменное подтверждение того, что уполномоченный орган другой
Стороны имеет соответствующий допуск.
Компетентный орган одной Стороны запрашивает у компетентного
органа другой Стороны письменное подтверждение наличия у
уполномоченного органа другой Стороны соответствующего допуска.
2. Решение о передаче секретной информации принимается
Сторонами в каждом отдельном случае в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами их
государств.
3. Передача секретной информации из одного государства в
другое осуществляется по дипломатическим каналам, фельдъегерской
службой или иными уполномоченными на то службами в соответствии с
действующими между Сторонами соглашениями. Соответствующий
компетентный или уполномоченный орган подтверждает получение
секретной информации.
4. Для передачи носителей секретной информации значительного
объема соответствующие компетентные органы Сторон в каждом
отдельном случае устанавливают способы транспортировки, маршрут и
форму сопровождения.
Компетентные органы Сторон обмениваются информацией о каждом
таком случае.
Статья 6
Обращение с секретной информацией
и носителями секретной информации
1. На переданной секретной информации дополнительно
проставляются уполномоченным органом, ответственным за ее
получение, грифы секретности, сопоставляемые в соответствии со
статьей 3 настоящего Соглашения.
Необходимость обозначения грифами секретности распространяется
на секретную информацию, образовавшуюся в процессе сотрудничества
Сторон, в результате перевода, тиражирования или размножения.
На секретной информации, образовавшейся на основе переданной
секретной информации, проставляется гриф секретности не ниже грифа
секретности переданной секретной информации.
2. Образовавшаяся или переданная секретная информация
учитывается и хранится в соответствии с требованиями, действующими
по отношению к собственной секретной информации государств Сторон.
3. Степень секретности переданной секретной информации может
изменяться или сниматься уполномоченным органом только по
письменному разрешению соответствующего компетентного органа
Стороны, ее передавшей.
Степень секретности секретной информации, образовавшейся в
процессе сотрудничества Сторон, определяется, изменяется или
снимается по взаимному согласованию уполномоченных органов Сторон.
Об изменении или снятии степени секретности с секретной
информации компетентный орган Стороны, ее передавшей, уведомляет
соответствующий компетентный орган другой Стороны.
4. Носители секретной информации возвращаются или уничтожаются
по письменному уведомлению компетентного органа Стороны, их
передавшей.
Тиражирование или размножение секретной информации и ее
носителей осуществляется с письменного разрешения компетентного
органа Стороны, ее передавшей. Уничтожение секретной информации
документируется, а сам процесс уничтожения должен гарантировать ее
невоспроизведение в дальнейшем.
Статья 7
Договоры
В заключаемые уполномоченными органами Сторон договоры
включается отдельный раздел, в котором определяются:
перечень образовавшейся и (или) передаваемой секретной
информации и степени ее секретности;
особенности зашиты образовавшейся и (или) передаваемой
секретной информации;
порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения
возможного ущерба от несанкционированного распространения
образовавшейся и (или) передаваемой секретной информации.
Статья 8
Компетентные органы
1. Компетентными органами, ответственными за координацию
деятельности по реализации настоящего Соглашения, являются:
в Российской Федерации - Федеральная служба безопасности
Российской Федерации;
в Республике Армения - Министерство национальной безопасности
Республики Армения.
2. В зависимости от характера сотрудничества Стороны могут
назначать иные государственные органы, ответственные за реализацию
настоящего Соглашения, о чем они уведомляют друг друга по
дипломатическим каналам.
Статья 9
Консультации
1. Компетентные органы Сторон обмениваются соответствующими
законодательными и иными нормативными правовыми актами своих
государств в области зашиты секретной информации в объеме,
необходимом для выполнения настоящего Соглашения.
2. В целях обеспечения сотрудничества при выполнении
настоящего Соглашения компетентные органы Сторон проводят
совместные консультации по просьбе одного из них.
Статья 10
Визиты
1. Визиты представителей уполномоченных органов одной Стороны,
предусматривающие их доступ к секретной информации государства
другой Стороны, осуществляются по согласованию с компетентным
органом принимающей Стороны. До визита компетентные органы Сторон
уведомляют друг друга о степени секретности секретной информации,
доступ к которой предусмотрен во время визита. Разрешение на такие
визиты дается только лицам, указанным в пункте 2 статьи 4
настоящего Соглашения.
2. Обращение о возможности таких визитов направляется
компетентным органом направляющей Стороны компетентному органу
принимающей Стороны, составляется согласно процедурам, принятым в
государстве принимающей Стороны, и содержит следующие сведения:
- фамилия и имя представителя, дата и место рождения,
гражданство и номер паспорта;
- профессия и должность представителя, название
уполномоченного органа, который он представляет;
- наличие допуска к секретной информации соответствующей
степени секретности;
- предполагаемая дата и планируемая продолжительность визита;
- название уполномоченных органов, посещение которых
планируется;
- цель визита;
- должности, фамилии и имена лиц, с которыми представители
предполагают встретиться.
3. Представители уполномоченных органов одной Стороны
знакомятся с правилами работы с секретной информацией
соответствующей степени секретности другой Стороны и соблюдают эти
правила в ходе визита.
Статья 11
Расходы на осуществление мер
по защите секретной информации
Расходы уполномоченных органов одной Стороны, возникающие в
связи с осуществлением мер по защите секретной информации, не
подлежат возмещению уполномоченными органами другой Стороны.
Статья 12
Нарушения требований по защите секретной информации
В случае нарушений требований по защите секретной информации,
которые привели к несанкционированному распространению секретной
информации, переданной уполномоченным органом другой Стороны, или
предполагают такое несанкционированное распространение,
уполномоченный или компетентный орган соответствующей Стороны
незамедлительно извещает об этом уполномоченный или компетентный
орган другой Стороны, проводит необходимое расследование и
информирует компетентный орган Стороны, передавшей секретную
информацию, о результатах расследования и о мерах, предпринятых в
соответствии с законодательством государства Стороны, на
территории которого произошли нарушения.
Статья 13
Отношение к другим договоренностям
Существующие между государствами Сторон договоренности,
регулирующие режим обеспечения сохранности секретной информации,
продолжают действовать, если их положения не противоречат
настоящему Соглашению.
Статья 14
Решение спорных вопросов
Споры относительно толкования или применения настоящего
Соглашения разрешаются путем переговоров между компетентными
органами Сторон. Во время таких переговоров Стороны продолжают
выполнять свои обязательства в соответствии с настоящим
Соглашением.
Статья 15
Вступление в силу, срок действия, изменение
и прекращение действия Соглашения
1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения
последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в
силу.
2. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и
действует до тех пор, пока одна Сторона письменно не уведомит
другую Сторону о своем намерении прекратить его действие. В таком
случае действие настоящего Соглашения прекращается по истечении
шести месяцев со дня получения такого уведомления.
3. По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься
изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами
и вступают в силу в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей
статьи.
4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения в
отношении переданной или образовавшейся в процессе сотрудничества
Сторон секретной информации продолжают применяться меры по ее
защите, предусмотренные статьей 4 настоящего Соглашения, пока не
будет снят гриф секретности.
Совершено в г. Ереване 5 ноября 2002 года в двух экземплярах,
каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
(Подписи)
|