МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 ноября 2002 г. N 24-08/13-1
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ ПО СТРАХОВАНИЮ
ИНОМУ, ЧЕМ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11 ИЮНЯ 2002 Г. N 51Н
Министерство финансов Российской Федерации в связи с
обращениями страховых организаций о применении Правил формирования
страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни,
утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 11 июня 2002 г. N 51н (регистрационный номер Министерства
юстиции Российской Федерации N 3584 от 16 июля 2002 г.) (далее -
Правила), разъясняет.
1. Страховые организации в соответствии с указанным Приказом в
срок до 31 декабря 2002 г. обязаны привести Положения о
формировании страховых резервов по страхованию иному, чем
страхование жизни (далее - Положения), в соответствие с Правилами
и представить в Министерство финансов Российской Федерации в
месячный срок с момента утверждения руководителем страховой
организации.
При разработке Положения рекомендуется использовать письмо
Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2002 г.
N 24-08/13 "О Примерном Положении о формировании страховых
резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".
Если Положение содержит состав страховых резервов и перечень
методов, используемых для расчета страховых резервов,
соответствующие Правилам, то оно не требует согласования с
Министерством финансов Российской Федерации (представляется в
уведомительном порядке) и применяется страховой организацией с 1
января 2003 г. В этом случае в сопроводительном письме к Положению
указывается на соответствие Положения (состава страховых резервов
и перечня методов расчета страховых резервов) Правилам. Положение
принимается Министерством финансов Российской Федерации, и ответ в
страховую организацию не направляется. Страховая организация несет
ответственность за соответствие Положения указанным Правилам.
Если Положение содержит состав страховых резервов и (или)
перечень методов, используемых для расчета страховых резервов,
отличные от описанных в Правилах, в случаях, предусмотренных
Правилами (пункты 6, 27, 28, 31 Правил), то оно представляется в
Министерство финансов Российской Федерации не позднее чем за 90
дней до начала следующего отчетного года. В сопроводительном
письме к Положению указывается, какие изменения вносятся в состав
страховых резервов и (или) в отношении каких страховых резервов
используются иные методы расчета, а также экономическое
обоснование необходимости внесения указанных изменений с
приложением фактических данных о проведении страховых операций по
страхованию иному, чем страхование жизни, по учетным группам 1 -
11 не менее чем за 3 года, по учетным группам 12 - 19 не менее
чем за 5 лет. В этом случае указанное Положение подлежит
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и
применяется страховой организацией с 1 января отчетного года,
следующего за годом согласования. Таким образом, указанные
Положения, представленные на согласование после 1 октября 2002
года, не могут применяться страховыми организациями с 1 января
2003 г. Учитывая изложенное, страховым организациям, не успевшим
за 90 дней до начала 2003 года представить на согласование
указанные Положения, необходимо представить в Министерство
финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем 1
настоящего пункта Положения, не требующие согласования, т.е.
содержащие состав страховых резервов и перечень методов,
используемых для расчета страховых резервов, соответствующие
Правилам.
2. Страховая организация, руководствуясь пунктом 1 настоящего
письма, может включить в Положение формирование стабилизационного
резерва по какой-либо учетной группе, по которой не требуется
формирование стабилизационного резерва в обязательном порядке,
т.е. по одной из следующих учетных групп: 1 - 5, 8, 9, 11, 13, 16
- 19. В этом случае страховая организация в сопроводительном
письме к Положению, представленному в соответствии с пунктом 1
настоящего письма, должна указать, по каким учетным группам
планируется формировать стабилизационный резерв, не требующий
обязательного формирования, а также экономическое обоснование
необходимости формирования указанного резерва по каждой учетной
группе с приложением фактических данных о проведении страховых
операций по страхованию иному, чем страхование жизни, по каждой
учетной группе за все предшествующие финансовые годы. Указанное
Положение не требует согласования с Министерством финансов
Российской Федерации, т.е. представляется в уведомительном
порядке.
3. Поскольку в связи с Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении
Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем
страхование жизни" порядок рассмотрения Министерством финансов
Российской Федерации Положений о формировании страховых резервов
по страхованию жизни отличается от порядка рассмотрения Положений
о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем
страхование жизни, страховые организации не должны объединять эти
Положения в один документ.
4. К страховым организациям, не представившим Положения в
срок, установленный Правилами, применяются меры в соответствии с
Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об
организации страхового дела в Российской Федерации".
Одновременно обращаем внимание страховых организаций,
представляющих документы в Министерство финансов Российской
Федерации в порядке лицензирования в 2002 г., на целесообразность
включения в состав документов, представляемых для получения
лицензии, Положения, соответствующего Правилам.
М.А.МОТОРИН
|