ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2002 года
Дело N 31-Г02-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 1 ноября 2002 г. дело по
жалобе Барабанова Александра Николаевича о признании незаконным
решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата
Государственного Совета Чувашской Республики третьего созыва по
Ельниковскому избирательному округу N 30 от 13 августа 2002 г. N
18 об отмене пункта 2 решения окружной избирательной комиссии от
21 июля 2002 г. N 17 о признании зарегистрированного кандидата
Барабанова А.Н. избранным депутатом Государственного Совета
Чувашской Республики по Ельниковскому избирательному округу N 30
по кассационной жалобе Барабанова Александра Николаевича на
решение Верховного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2002
г., которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., объяснения Барабанова А.Н., представителя
Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Линник
Л.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
21 июля 2002 года состоялись выборы в законодательный
(представительный) орган государственной власти Чувашской
Республики Государственный Совет Чувашской Республики.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата
Государственного Совета Чувашской Республики третьего созыва по
Ельниковскому избирательному округу от 21 июля 2002 года N 17
выборы депутата Государственного Совета Чувашской Республики по
данному избирательному округу были признаны состоявшимися и
действительными и избранным депутатом был признан Барабанов
Александр Николаевич.
13 августа 2002 года решением N 18 окружная избирательная
комиссия по Ельниковскому избирательному округу N 30 отменила свое
решение от 21 июля 2002 года N 17 о признании зарегистрированного
кандидата Барабанова А.И. избранным депутатом Государственного
Совета Чувашской Республики (далее - ГС ЧР) третьего созыва. Такое
решение мотивировано тем, что Барабанов А.Н., будучи депутатом
представительного органа местного самоуправления, в течение семи
дней со дня официального опубликования итогов выборов депутатов в
Государственный Совет Чувашской Республики не пожелал сложить с
себя полномочия, несовместимые со статусом депутата
законодательного (представительного) органа государственной власти
Чувашской Республики.
Не согласившись с таким решением, Барабанов А.Н. обжаловал его
в Верховный суд Чувашской Республики.
По его мнению, окружная избирательная комиссия неправильно
толкует нормы пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2002
года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
поскольку в данной норме нет ограничения депутату законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации одновременно являться депутатом
представительного органа местного самоуправления. Как депутат
представительного органа местного самоуправления, работающий на
непостоянной основе, он не согласен с утверждением о том, что
замещает выборную муниципальную должность.
Нарушение своих прав и охраняемых законом интересов заявитель
также усматривает в том, что обжалуемое им решение избирательной
комиссии фактически прекращает его полномочия как депутата
законодательного (представительного органа) республики, тогда как
он зарегистрирован Центральной избирательной комиссией Чувашской
Республики как избранный депутат и Государственным Советом
Чувашской Республики признаны его полномочия как депутата.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 10 сентября
2002 г. в удовлетворении жалобы отказано.
В кассационной жалобе Барабанова А.Н. поставлен вопрос об
отмене решения суда в связи с неправильным толкованием и
применением норм материального права.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции
правомерно исходил из того, что депутат Государственного Совета
Чувашской Республики третьего созыва Барабанов А.Н., не пожелавший
сложить с себя полномочия депутата представительного органа
местного самоуправления Новочебоксарского городского Собрания
депутатов, не вправе совмещать такие полномочия со статусом
депутата Государственного Совета Чувашской Республики, а потому
обжалуемое решение окружной избирательной комиссии основано на
нормах действующего законодательства.
Такое право избирательной комиссии предоставлено пунктом 4
статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (далее Федерального закона), в соответствии с которым
комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата,
если он в срок, установленный федеральным конституционным законом,
федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не
позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования
результатов выборов, не представил в соответствующую окружную
избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об
освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата,
выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих
подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных
обязанностей.
Пункт 4 статьи 69 Закона Чувашской Республики "О выборах
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" от 1
апреля 2002 года содержит аналогичную норму.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования пункта 4
статьи 58 Федерального закона распространяются только на
зарегистрированных кандидатов и не распространяются на заявителя,
поскольку он уже является депутатом ГС ЧР, несостоятельны, так как
в данном случае речь идет о кандидатах как о лицах, выдвинутых в
установленном законом порядке, зарегистрированных соответствующей
избирательной комиссией и признанных избранными. Заявитель
Барабанов А.Н. в полной мере подпадает под указанное в законе
определение, и потому требования названной нормы для него также
обязательны.
Несостоятельны и доводы кассационной жалобы о том, что
заявитель не занимает должностей и не исполняет обязанностей,
несовместимых со статусом депутата ГС ЧР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" в редакции от 7 мая 2002 года N 47-ФЗ в течение срока
своих полномочий депутат не может замещать выборные муниципальные
должности, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная
правовая норма распространяется на депутатов законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, избранных после вступления в силу
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" от 7 мая 2002 г. N 47-ФЗ, что прямо предусмотрено
статьей 3 данного Закона.
Определение выборной муниципальной должности дано Федеральным
законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 2 статьи
1 которого депутаты представительного органа местного
самоуправления относятся к категории выборных муниципальных
должностей.
Кроме того, пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня
2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также
предусмотрено, что депутаты органов государственной власти
субъектов Российской Федерации не могут быть депутатами
представительных органов местного самоуправления; депутаты
представительных органов местного самоуправления не могут быть
депутатами представительных органов государственной власти. При
этом Закон не уточняет, на постоянной или непостоянной основе
участвует в работе соответствующего представительного органа
депутат. Поэтому довод заявителя о том, что он является депутатом
представительного органа местного самоуправления, работающим на
непостоянной основе, правового значения по делу не имеет.
Текст указанного Федерального закона опубликован в "Российской
газете" от 15 июня 2002 года N 106 и согласно ст. 80 названного
Закона вступил в силу через десять дней со дня его официального
опубликования, он не распространяется лишь на правоотношения,
возникшие в связи с проведением выборов депутатов, назначенных до
его вступления в силу. Таким образом, по смыслу названной нормы
закона на остальные правоотношения, в том числе на правоотношения,
связанные с определением статуса депутатов органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и статуса депутатов
представительных органов местного самоуправления, данный
Федеральный закон распространяется.
Следует учесть и то, что п. 5 ст. 14 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" установлено, что органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти. Осуществление
местного самоуправления органами государственной власти и
государственными должностными лицами не допускается. В данном же
случае заявитель, являясь депутатом законодательного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, одновременно
осуществлял бы местное самоуправление, что, как указано выше,
недопустимо.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы об
отсутствии правовых оснований для принятия обжалуемого заявителем
решения окружной избирательной комиссии опровергается
вышеназванными нормами действующего законодательства.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Чувашской Республики от 10 сентября
2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Барабанова
Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П.КНЫШЕВ
Судьи
Т.Е.КОРЧАШКИНА
Ю.Г.КЕБА
|