ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2002 г. N 3263-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 93654-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 93654-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных
бумаг", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Арефьевым,
А.Н. Шохиным, В.С. Плескачевским, А.П. Ковалем.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по кредитным
организациям и финансовым рынкам в месячный срок со дня вступления
в силу настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по кредитным организациям и
финансовым рынкам доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 93654-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.В. АРЕФЬЕВЫМ, А.Н. ШОХИНЫМ,
В.С. ПЛЕСКАЧЕВСКИМ, А.П. КОВАЛЕМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
(В ЧАСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ АКЦИОНЕРОВ
ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ)
Статья 1. Внести следующие изменения и дополнения в
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг" ("Собрание законодательства Российской
Федерации", 08.03.1999, N 10, ст. 1163):
1. Пункт 1 статьи 5 Федерального закона дополнить предложением
следующего содержания: "При размещении ценных бумаг путем закрытой
подписки, между эмитентом и лицами, являющимися потенциальными
приобретателями, до государственной регистрации выпуска ценных
бумаг может быть заключен предварительный договор о заключении в
будущем сделок размещения ценных бумаг.".
2. Пункт 2 статьи 5 Федерального закона дополнить предложением
следующего содержания: "При этом владелец ценных бумаг, выпуск
которых зарегистрирован, вправе осуществлять все права,
предоставленные такими ценными бумагами, после их полной оплаты.".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
Целью предлагаемого законопроекта является повышение
инвестиционной привлекательности акционерных обществ и устранение
положений, ущемляющих законные права акционеров.
1) До государственной регистрации эмитентом ценных бумаг
публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме
неограниченному кругу лиц таких ценных бумаг запрещается, но, на
практике часто возникает необходимость заключения предварительных
договоров с будущими участниками закрытой подписки, то есть с
инвесторами.
Предварительный договор позволяет эмитенту и инвесторам
предварительно защитить свои интересы с минимальными для себя
убытками, т.к., если договоренности с инвесторами носят устный
характер, то эмитент, выполнивший все необходимые для
дополнительной эмиссии действия (собрание и пр.) может понести
убытки в случае дальнейшего отказа инвесторов от приобретения
акций. Предварительный договор позволит этого избежать.
С другой стороны, инвесторы с помощью предварительного
договора могут обеспечить свои права с тем, чтобы они были
включены в список лиц, которые будут участвовать в закрытой
подписке. В действующей редакции Закона отсутствует прямая
возможность предварительного предложения ценных бумаг, выпуск
которых планируется по закрытой подписке и не прошедших
государственную регистрацию, следовательно, такое предложение
может быть расценено как незаконные действия.
Таким образом, принятие законопроекта повысит возможности
акционерных обществ в привлечении инвестиционных средств и
предоставит инвесторам дополнительные гарантии во вложении средств
в деятельность обществ.
2) Необходимость законодательного закрепления прав акционеров,
предоставляемых размещенными акциями, определяется следующим.
На практике процесс размещения дополнительных акций занимает
несколько месяцев. При этом в период с момента зачисления на счет
нового владельца акций нового выпуска до регистрации отчета о
размещении и регистрации изменений размера уставного капитала
могут проводиться собрания акционеров общества, выплачиваться
дивиденды и др. На практике возникает вопрос о "полноценности"
акций дополнительного выпуска. С одной стороны, они являются
размещенными и оплаченными, т.е. в соответствии с Законом
предоставляют владельцу все права. С другой стороны, при подсчете
голосов и кворума не может использоваться новый размер уставного
капитала, т.к. он не зарегистрирован, следовательно, возникает
вопрос о включении таких владельцев акций в список для голосования
на собрании акционеров. В целях устранения данного противоречия и
для защиты интересов инвесторов предлагается прямо указать, что
права владельца ценной бумаги реализуются в этом случае в полном
объеме, за исключением ограничений, установленных настоящим
Законом.
Таким образом, принятие законопроекта позволит повысить
инвестиционную привлекательность акционерных обществ и устранит
противоречия при применении норм фондового законодательства и
корпоративного закона.
Принятие данного законопроекта явится еще одним шагом на пути
создания непротиворечивого корпоративного законодательства, что в
конечном итоге позволит повысить инвестиционную привлекательность
российских акционерных обществ.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ПРАВ
И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" не потребует введения
или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска
государственных займов, изменения финансовых обязательств
государства, а также иных расходов, покрываемых за счет
федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ПРАВ
И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ"
В данной сфере правового регулирования действуют Федеральный
закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке
ценных бумаг", нормативные акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" не потребует внесения
изменений в указанные законодательные акты.
|