ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2002 г. N ГКПИ2002-1176
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению В. о признании незаконным Порядка оценки строений,
помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве личной
собственности, утвержденного приказом Министра архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 апреля
1992 г. N 87 (далее Порядок оценки),
установил:
В. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием,
сославшись на то, что оспариваемый Порядок оценки официально не
опубликован и в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не
подлежит применению.
Кроме того, данный Порядок оценки противоречит ст. 53
Налогового кодекса РФ, поскольку фактически определяет налоговую
базу, которая должна устанавливаться Налоговым кодексом или
действующими федеральными законами, а не нормативным правовым
актом федерального ведомства.
Полагает, что Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц"
не соответствует Налоговому кодексу РФ и в связи с этим на него
нельзя ссылаться при разрешении вопроса о законности оспариваемого
Порядка оценки.
Считает, что оспариваемым правовым актом нарушаются его права
как налогоплательщика.
В судебном заседании В. заявленное требование поддержал.
Представители заинтересованного лица Сарафанов А.Н. и
Черемискина А.О. с данным требованием не согласились и просили об
оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что
оспариваемый правовой акт принят с соблюдением требований закона и
положениям Конституции РФ и Налогового кодекса РФ не противоречит.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного
лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской
Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской
Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным
правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными (незаконными).
Как установлено судом, во исполнение пункта 3 Постановления
Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2004-1 "О порядке
введения в действие Закона РСФСР "О налогах на имущество
физических лиц" и в соответствии с распоряжением Правительства РФ
от 12 марта 1992 г. N 469-р приказом Министра архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 апреля
1992 г. N 87 был утвержден указанный выше Порядок оценки.
По утверждению представителей Государственного комитета РФ по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу (заинтересованного
лица), оспариваемый Порядок не определяет налоговую базу в целях
налогообложения, а лишь определяет порядок оценки строений и
помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Данный Порядок был принят по поручению Правительства РФ во
исполнение Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц",
которым, как и другими законами, вопрос об оценке строений и
помещений прямо не урегулирован.
Действующее на время принятия оспариваемого Порядка
законодательство и иные правовые акты не требовали обязательного
его официального опубликования и государственной регистрации.
Эти утверждения представителей заинтересованного лица
материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их
опровержение и самим заявителем.
Анализ оспариваемых положений Порядка также свидетельствует о
их соответствии действующему законодательству Российской
Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо правовых оснований, в том числе и предусмотренных ст.
13 ГК РФ, для признания оспариваемого Порядка незаконным не
имеется.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого Порядка
требованиям ст. 53 Налогового кодекса РФ не может быть признан
обоснованным, поскольку данный Порядок не устанавливает один из
существенных элементов налогообложения - налоговую базу, а лишь
регламентирует, как уже отмечалось выше, порядок проведения оценки
строений и помещений органами технической инвентаризации.
То обстоятельство, что Законом РФ "О налоге на имущество
физических лиц" (п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5) инвентаризационная
стоимость строений, помещений и сооружений предусмотрена в
качестве налоговой базы в целях налогообложения, не может служить
основанием для вывода о том, что данная налоговая база установлена
оспариваемым правовым актом, поскольку она в качестве таковой
определена указанным выше Законом, что согласуется как с
требованиями Конституции РФ, так и Налогового кодекса РФ.
Суд при этом не может принять во внимание ссылку заявителя на
то, что приведенный Закон противоречит Налоговому кодексу РФ и в
связи с этим не должен применяться, так как соответствующим
компетентным органом в установленном порядке он таковым не
признан, а поэтому у суда не имеется оснований полагать, что его
положения не подлежат применению.
Что касается утверждения заявителя о том, что приказ
Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ и утвержденный им Порядок оценки не были официально
опубликованы для всеобщего сведения и по этой причине они также не
должны применяться, то с ним суд тоже не может согласиться.
Конституция РФ, на которую заявитель ссылается в обоснование
своего утверждения, принята позднее оспариваемого правового акта,
а ее положениям в части обязательного официального опубликования
нормативных актов обратная сила не придана, поэтому содержащееся в
ч. 3 ст. 15 Конституции требование об этом на оспариваемый Порядок
оценки не распространяется.
Другие доводы, на которые заявитель ссылался в суде, также не
могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление В. о признании незаконным Порядка оценки строений,
помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве
собственности, утвержденного приказом Министра архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 апреля
1992 г. N 87, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в
окончательной форме.
|