ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 октября 2002 г. N 1507-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (далее
именуется - Концепция), подготовленную Госкомспортом России с
участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
2. Госкомспорту России обеспечить доведение Концепции до
сведения федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и спортивной
общественности, а также организовать разработку мероприятий по ее
реализации.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития
физической культуры и спорта учитывать положения Концепции.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 октября 2002 г. N 1507-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Важной составной частью государственной социально -
экономической политики является всестороннее и эффективное
развитие физической культуры и спорта.
Основная цель политики государства в области физической
культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового
образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового,
физически крепкого поколения, а также достойное выступление
российских спортсменов на крупнейших международных спортивных
соревнованиях.
1. Характеристика современного состояния физической
культуры и спорта в Российской Федерации
С 1991 года в России отмечается сокращение сети физкультурно -
оздоровительных и спортивных сооружений. За десять лет их число
уменьшилось почти на 20 процентов. Под предлогом экономической
нецелесообразности многие предприятия и организации отказываются
от содержания спортивных и физкультурно - оздоровительных
объектов. Ряд стадионов и других спортивных объектов используются
не по назначению. Не в полной мере реализуются нормы застройки
городов и населенных пунктов спортивными сооружениями.
В настоящее время система управления физической культурой и
спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и
на региональном уровне. Недостаточно используются возможности
общественных физкультурно - спортивных объединений.
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта
не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право
каждого гражданина России на занятия физической культурой и
спортом, обеспечить полноценное становление и развитие
профессионального спорта.
Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как
развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта
высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров,
готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и
спорта, не создаются соответствующие условия.
Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и
тренера. Сократилось количество детских тренеров, среди них
сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как следствие,
ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы,
недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших
достижений.
Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в
международном олимпийском движении и международных спортивных
организациях.
Не всегда эффективно используются возможности спорта высших
достижений в решении экономических и социальных проблем общества.
По некоторым видам спорта в России практически отсутствуют
современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы
для подготовки к Олимпийским играм и крупнейшим международным
соревнованиям. Не удается сократить выезд за рубеж ведущих
российских спортсменов и тренеров.
Не в полной мере используются современные возможности средств
массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа
жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении.
Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных
услуг сделало практически недоступными основные учреждения
физической культуры и спорта, спортивно - оздоровительного туризма
и отдыха для многих российских граждан. Отсутствует эффективный
механизм государственного регулирования, стандартизации и
сертификации качества физкультурных и спортивных услуг.
В последние годы в России ухудшилось состояние здоровья
населения, увеличилось количество людей, принимающих наркотики,
злоупотребляющих алкоголем. Ежегодно в России признаются
инвалидами до 1 млн. человек.
В настоящее время физической культурой и спортом в стране
регулярно занимаются 8 - 10 процентов населения, тогда как в
экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 -
60 процентов.
Наиболее острой и требующей кардинального решения является
проблема слабой физической подготовки и физического развития
учащихся. Реальный объем двигательной активности школьников и
студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического
развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Преподавание физической культуры в общеобразовательных школах не
соответствует современным требованиям, а в некоторых школах
отсутствует. Увеличивается число школьников и студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество
увеличилось на 371 тыс. человек по сравнению с 1995 годом и
составило 1336 тыс. человек.
2. Цель, задачи и основные принципы
Целью настоящего документа является совершенствование
государственной политики, направленной на повышение роли
физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
граждан и достойное выступление российских спортсменов на
Олимпийских играх и других международных соревнованиях.
Основными задачами в сфере развития физической культуры и
спорта являются:
обеспечение гражданам Российской Федерации возможности
заниматься физической культурой и спортом;
формирование у населения, особенно у детей и молодежи,
устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и
спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в
этой области;
разработка и реализация федеральных и региональных нормативных
правовых актов, целевых программ, направленных на создание
необходимых условий для развития физической культуры и спорта;
улучшение качества физического воспитания населения,
проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития детей и молодежи;
совершенствование деятельности спортивных клубов и создание
молодежных центров досуга;
укрепление материально - технической базы для занятий
физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных
школах и других учебных заведениях;
создание условий для развития спорта высших достижений и
профессионального спорта;
создание эффективной системы подготовки спортивного резерва.
Реализация настоящей Концепции должна основываться на
следующих принципах:
доступность занятий физической культурой, спортом и туризмом
для всех категорий и групп населения;
непрерывность и преемственность процесса физического
воспитания и образования для всех категорий и групп населения;
взаимодействие органов исполнительной власти, органов
законодательной власти всех уровней и общественных спортивных
организаций в вопросах развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации;
дифференцированный подход к организации мероприятий по
развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой
установки на развитие массовой физической культуры, спорта высших
достижений и профессионального спорта.
3. Основные направления деятельности в развитии
физической культуры и спорта
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта
должна предусматривать следующие основные направления:
формирование у населения понимания необходимости занятий
физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой
сфере;
создание условий для достойного выступления российских
спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
развитие спорта высших достижений;
усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации в вопросах регулирования и управления физической
культурой и спортом;
совершенствование системы управления и организации физической
культуры и спорта, разработка новых организационно -
управленческих решений, направленных на создание эффективной
системы физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой
работы среди населения;
формирование региональной политики в сфере физической культуры
и спорта;
формирование нормативных правовых и организационно -
экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных
источников финансирования;
анализ эффективности использования спортивных сооружений;
развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров
подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и
спортом в соответствии с программами развития физической культуры
и спорта всех уровней;
проведение массовых физкультурно - оздоровительных и
спортивных соревнований, в том числе детских ("Золотая шайба",
"Кожаный мяч");
подготовка спортивного резерва путем развития детско -
юношеского спорта;
подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы
физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента,
маркетинга и права в области физической культуры и спорта,
проведение аттестации управленческих кадров;
развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений
науки в сфере физической культуры и спорта, использование
результатов научных исследований в практике физкультурно -
спортивного движения России;
формирование постоянно действующей информационно -
пропагандистской и просветительно - образовательной системы,
способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической
культурой и спортом и формированию здорового образа жизни
населения, особенно подрастающего поколения;
предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения
льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
привлечение для развития физической культуры и спорта, а также
спорта высших достижений средств из различных источников, включая
бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе
получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения
спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения
инвестиций на развитие физической культуры и спорта.
4. Механизмы и основные меры по реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции предполагает:
совершенствование нормативной правовой базы физической
культуры и спорта;
принятие федеральных и региональных программ развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе
авиационных, технических и военно - прикладных видов спорта;
совершенствование программно - методического, организационного
и медицинского обеспечения физического воспитания детей и молодежи
в образовательных учреждениях;
определение приоритетных отраслевых научных программ;
проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической
культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам
физической культуры и спорта, а также к добровольному участию в
физкультурно - спортивном движении;
совершенствование единой всероссийской спортивной
классификации и единого календарного плана физкультурно -
оздоровительных и спортивных мероприятий;
повышение эффективности системы организации и проведения
спортивных соревнований, в том числе Всероссийских юношеских игр и
Спартакиады народов России;
развитие национальных видов спорта, спортивного туризма,
физических упражнений и игр с неотъемлемыми элементами
самобытности и использование их в приобщении населения к активным
занятиям физической культурой и спортом;
создание в городах Российской Федерации зон отдыха, включающих
сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых формируется
типовой набор специализированных спортивных сооружений;
вовлечение инвалидов в физкультурно - спортивную деятельность,
разработка системы мер, направленных на социально -
психологическую и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и
возврат к трудовой деятельности инвалидов;
издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов,
а также создание компьютерных обучающих программ по различным
видам спорта;
создание телевизионных и радиопрограмм, направленных на
пропаганду физической культуры и спорта среди населения;
создание специализированного федерального спортивного
телевизионного и радиоканала.
Система физкультурно - оздоровительной и спортивной работы в
организациях всех форм собственности должна быть направлена на
осуществление реабилитационных мероприятий, снижение
неблагоприятного воздействия производства на человека, повышение
уровня сопротивляемости организма различным заболеваниям, имея в
виду:
принятие мер по повышению эффективности использования средств
физической культуры в укреплении здоровья трудящихся,
разработанных на основе данных социально - гигиенического
мониторинга населения Российской Федерации;
уменьшение воздействия негативных факторов на
работоспособность и самочувствие человека;
включение производственной физической культуры в систему
мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение
профессиональной заболеваемости.
Организационной основой физкультурно - спортивного движения в
стране должны стать спортивные, физкультурно - оздоровительные и
туристские клубы, а также спортивные центры, предлагающие на
платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные
услуги.
Мероприятия по совершенствованию физического воспитания и
образования детей и молодежи должны включать в себя:
проведение обязательных урочных форм занятий по предмету
"физическая культура" во всех типах и видах образовательных
учреждений;
проведение дополнительных (факультативных) занятий физическими
упражнениями и спортом;
создание при образовательных учреждениях комплексных
физкультурно - спортивных центров с типовым набором спортивного
инвентаря и оборудования, позволяющим обеспечить двигательную
активность дошкольников и учащихся;
физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья;
осуществление физкультурно - оздоровительных мероприятий в
режиме дня;
проведение внешкольной воспитательной работы с детьми
(спортивных секций, занятий в спортивных школах и спортивно -
оздоровительных туристских клубах, а также самостоятельных
занятий);
вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом
детей и подростков в свободное время;
производство недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и
тренажеров для занятий физической культурой дошкольников и
учащихся;
формирование ответственного отношения родителей к здоровью
детей и их физическому воспитанию;
организацию спортивно - массовой работы по месту жительства;
создание условий для занятий спортом детям, подросткам и
молодежи, находящимся в исправительно - трудовых колониях.
Мероприятия по совершенствованию профессионального образования
в сфере физической культуры и спорта должны предусматривать:
апробацию и внедрение в учебный процесс новых образовательных
программ профессионального образования;
долгосрочное планирование объема подготовки специалистов со
средним и высшим профессиональным образованием;
расширение системы дополнительного профессионального
образования;
укрепление учебно - спортивной и материально - технической
базы образовательных учреждений среднего и высшего
профессионального образования;
осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и
спортивных кадров с ведущими университетами зарубежных стран,
включая стажировки;
разработку новых научно - исследовательских направлений в
сфере физической культуры и спорта;
использование современных научных технологий в подготовке
спортсменов высокого класса.
Мероприятия, направленные на развитие спорта высших
достижений, должны предусматривать:
эффективное функционирование существующих и создание новых
центров и баз спортивной подготовки сборных команд России;
совершенствование механизма использования ведомственных
спортивных баз для подготовки сборных команд России по различным
видам спорта;
создание комплексных научных групп по видам спорта и
организацию научно - методического, медико - биологического и
информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого
класса, а также спортивного резерва;
создание эффективных технических средств для нужд спорта
высших достижений;
совершенствование технологий, форм и методов подготовки и
переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
создание и развитие специализированных структур,
обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность
спортсменов (их комплексное организационное, методическое,
консультационное, медицинское и иное обслуживание);
совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов
и тренеров;
активизацию работы представителей России в международных
спортивных федерациях, расширение участия Российской Федерации в
организации и проведении олимпиад, чемпионатов мира и Европы,
осуществление более тесного взаимодействия и сотрудничества со
спортивными организациями государств - участников Содружества
Независимых Государств.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе
плана мероприятий, разрабатываемого Государственным комитетом
Российской Федерации по физической культуре и спорту совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
улучшить физическое состояние населения, заложить основы
формирования здорового и гармонично развитого поколения;
привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом
различные категории населения;
использовать возможности физической культуры и спорта в
совершенствовании нравственного, эстетического и интеллектуального
развития учащейся молодежи;
усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого
класса, создать условия для их успешного выступления на
международной арене;
повысить роль физической культуры и спорта как средства
профилактики асоциального поведения молодежи;
использовать физическую культуру и спорт для социальной и
физической адаптации инвалидов и детей - сирот;
разработать и внедрить в Российской Федерации систему
спортивно - зрелищных мероприятий, которая будет способствовать
созданию новых рабочих мест;
обеспечить разнообразие форм предлагаемых физкультурно -
оздоровительных и спортивных услуг;
увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль
средств массовой информации в развитии физической культуры и
спорта, а также в формировании здорового образа жизни.
|