МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13
О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/2003
УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2001/2002 учебном году Министерством образования Российской
Федерации в целях совершенствования организационной формы
проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI
классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому
перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый
комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в
соответствии со структурой экзаменационного пакета.
Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской
Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день
экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем
сочинений по литературе.
Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой
предоставить подробную информацию по итогам проведения экзамена.
Анализ писем, пришедших из органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что новая
форма организации итогового контроля по литературе в целом себя
оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о
содержании письменных экзаменационных работ, создавала
благоприятные условия для подготовки к экзамену, способствовала
снижению у выпускников психологической нагрузки, связанной с
ситуацией экзамена.
С учетом предложений, поступивших из регионов по дальнейшему
совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации,
Минобразование России устанавливает следующий порядок проведения
государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов
общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном
году.
Новая форма организации итогового контроля по литературе
распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком
обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным
(нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних
(сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками
дневных общеобразовательных школ.
Экзаменационный материал для проведения государственной
(итоговой) аттестации выпускников XI классов по литературе будет
представлен в двух документах: "Перечень тем сочинений для
подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" и "Комплекты тем
сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за
курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году".
Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам
содержания основного общего и среднего (полного) общего
образования (Приказы Минобразования России от 19.05.98 N 1236 и от
30.06.99 N 56).
"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену
по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном
году" включает 500 тем. В указанном Перечне темы сочинений
группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины
XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по
литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным
(нерусским) языком обучения.
"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену
по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном
году" в третьей декаде марта 2003 года будет направлен электронной
почтой в органы управления образованием субъектов Российской
Федерации, а также помещен в "Учительской газете", в газетах
"Первое сентября" и "Литература", размещен на сайте Минобразования
России в Интернете (www.informika.ru). He позднее второй декады
апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения
"Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по
литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном
году" в количестве не менее одного экземпляра на образовательное
учреждение.
"Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена
по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном
году" включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из
пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в соответствии
со следующей структурой экзаменационного пакета:
1. Анализ эпизода из художественного произведения русской
литературы XIX - XX века (эпизоды указаны) или анализ
стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение
указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или
высказывания о произведении.
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и
произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и
произведение указаны).
5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной
проблематикой русской литературы (указан XIX или XX век;
произведение художественной литературы выбирает учащийся).
При комплектовании тем учитывается специфика литературного
образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в
комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную
помету (*), которая указывает на право выпускника школы с родным
(нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую тему,
включенную в комплект с пометой "для школ с родным (нерусским)
языком обучения".
Количество тем сочинений в "Комплектах тем сочинений для
проведения письменного экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" будет примерно на 15%
меньше числа тем, которые войдут в "Перечень тем сочинений для
подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году".
"Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена
по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном
году" во второй декаде мая 2003 года будут помещены в "Учительской
газете", в газетах "Первое сентября" и "Литература", размещены на
сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). В день
экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или
аналогичного устройства) определяется номер комплекта и
соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране
не менее 5 минут и объявляются по радио.
Каждая школа Российской Федерации обеспечивается
экзаменационными материалами (один комплект тем сочинений) в
традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в
новой организационной форме по техническим причинам.
Экзаменационные материалы будут взяты из "Комплектов тем сочинений
для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" и направлены в марте -
апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в
соответствии с письмом "О порядке обеспечения общеобразовательных
учреждений экзаменационными материалами".
Традиционный порядок проведения итоговой аттестации
сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников
общеобразовательных школ, не имеющих радио- и телевизионной связи;
выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников
вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие
со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для
всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного "Перечня
тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе
за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году".
Руководитель Департамента
общего образования
А.В.БАРАННИКОВ
Приложение
ОБРАЗЦЫ КОМПЛЕКТОВ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ
Комплект N 1
1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Певучесть есть в морских
волнах..." (восприятие, истолкование, оценка).
2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М.
Горького "На дне"?
3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В. Гоголя
"Мертвые души".
4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой
"Реквием" <*>.
--------------------------------
<*> Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
4. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.
5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы
XVIII - XIX веков.
Комплект N 2
1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа А.С.
Пушкина "Евгений Онегин").
2. "В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской
поэмы нет ничего неожиданного". Обоснуйте или опровергните
высказывание М. Волошина о финале поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского "Гроза".
4. Город и деревня в лирике С. Есенина.
5. "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г.
Белинский). По 1 - 2 произведениям русской литературы XX века <*>.
--------------------------------
<*> Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
5. "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г.
Белинский). По произведениям русской и родной литературы XX века.
|